Рассматриваются два произведения, посвящённые любви мужчины и женщины: начавшийся печататься в 1875 году роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина» и вышедший в 1977 году фильм Юрия Райзмана «Странная женщина». Что изменилось на временном расстоянии в 100 лет в России в отношениях мужчины и женщины?
Ф. М. Достоевский находил в новом романе Льва Толстого «огромную психологическую разработку души человеческой». Вслед за Ф.Достоевским мне хочется уйти от светского общества, которое, как нас учили, якобы погубило Анну и Вронского, а рассмотреть только личные особенности и отношения героев настолько, насколько роман это позволяет. Хочу найти личные причины трагедии Анны и Вронского. Что привело к трагедии и гибели этих прекрасных людей? Какие ошибки сделал каждый из них и какие ошибки они сделали вместе? Могли ли они быть счастливы?
В романе «Анна Каренина» всё логично. И ни один поступок героев невозможно изменить, хотя они делают грубые ошибки.
I. Встретились два полных жизни и блеска человека, которых Природа толкнула друг к другу. Совершенно очевидно, что никакая мораль не могла воспрепятствовать их сближению, потому что победить законы Природы невозможно, и людям это не дано.
II. Л.Толстой подчёркивает, что в романе «Анна Каренина» он любит мысль семейную.
Любой человек должен иметь семью как опору и тыл. Если этого нет, то человек беззащитен, и любые чувства - неважно добрые или дурные – могут вести только к гибели.
Могли ли Анна и Алексей Вронский создать нормальную семью? Если бы в романе не было рассуждений Каренина и особенно Константина Левина о семейной жизни, то было бы неясно, что мешало Анне и Вронскому быть счастливыми. Они встретились в свете, где оба занимались тем, что «блистали». Вронский не знал нормальной семейной жизни и поэтому не знал, как её строить, и меньше всего представлял себе семейную жизнь с Анной. Он мечтал уехать с ней подальше, но не в своё поместье, как сделал бы на его месте Константин Левин. Кроме того, у Вронского в Петербурге не было своего гнезда. В его квартире был просто бивуак, в котором для Анны не было места. В поместье Вронского они приехали после Италии, когда их страсти были удовлетворены, и Вронскому было уже скучно.
Семью Анны с Серёжей строил Каренин, а Анна просто присутствовала. Она также только присутствовала в имении Вронского. Анна до замужества семьи тоже не знала. У неё не было опыта Кити или Левина. Это было одной из причин, по которым Анна отказалась от развода, когда Каренин его предлагал. Просто у неё не было мечты о нормальном доме с Вронским. Было чувство вины и предчувствие гибели.
Если бы хотя бы один из них умел строить семью и создавать дом, то нормальная жизнь ещё была бы возможна. Анна и Вронский оба меньше всего думали о создании нормальной семьи, в противоположность Левину. Если бы это было не так, то они сразу уехали бы в имение Вронского и спокойно занялись разводом Анны. Им не нужен был бы петербургский высший свет. Но они поехали в Италию. Если бы хотя бы после Италии они поехали сразу в имение Вронского и занялись разводом, а не в Петербург, где оба получили сильнейшие удары по гордости, то есть дали сломать себя (потому что гордость – это костяк души), то и то была бы надежда на нормальную жизнь. Не будучи оформленной по закону семьёй, они оказались беззащитны не только перед высшим светом, но и каждый перед собой и друг перед другом.
У Анны и Вронского не было детского примера нормальной семьи, поэтому в своих отношениях они не мечтали о семье и доме, не планировали их строить. Вронский не видел в Анне хозяйку своего дома. Только, когда они жили в деревне, он заговорил о детях, но было уже поздно, потому что Анна не могла больше иметь детей. Их дом показался Долли фальшивым, потому что все свои материнские и отцовские дающие счастье обязанности Анна и Вронских отдали слугам. С этой точки зрения их любовь оказалась пустоцветом, несмотря на дочь. Поэтому Вронский легко отдал дочь Каренину после гибели Анны.
Отсутствие семьи и дома стали для них гибелью. Они оказались беззащитны перед своими чувствами даже больше, чем перед другими людьми. Их внутренняя борьба друг с другом заняла место любви и нежности.
III. Какими занятиями Анна и Вронский могли заполнить свою жизнь?
Основным занятием Анны до встречи с Вронским – были занятия светской дамы и немного сыном. Занятия Вронского тоже были только дела золотой молодёжи, т.е. светские. Поэтому кроме любви у них было только одно занятие - блистать в свете. У обоих! Этого довольно, чтобы влюбиться друг в друга, но недостаточно, чтобы построить семью с нормальными обязанностями.
IV. Почему они поехали в Петербург, а не сразу в имение Вронского? «Они решили ехать в Россию, в деревню. В Петербурге Вронский намеревался сделать раздел с братом, а Анна повидать сына. Лето же они намеревались прожить в большом родовом имении Вронского». Почему только лето?
Вернувшись в Петербург, после тяжелейшего свидания с Серёжей, Анна пыталась привычно заполнить свою жизнь светской. Когда это оказалось невозможно, она потеряла точку опоры. Чтение и писание книжки для детей могли занять только при внутреннем спокойствии, чего у Анны не было.
V. Почему Толстой лишил Анну возможности заниматься дочерью так же, как она занималась Серёжей, хотя она пыталась это сделать? Толстой отвечает так: если бы Анна была связана браком с Вронским, то могла бы жить, как Долли. Она бы прощала даже измены. Но в её положении, чтобы выжить, она должна была все силы души тратить на то, чтобы любовь Вронского не остывала, потому что она оказалась в зависимости от его любви, что она ему сказали в момент первой близости. Это не оставляло сил на дочь, которая могла бы дать ей много счастья и радости.
VI. Основная причина гибели Анны была в чувстве вины. Чувство вины лишило Анну, как она считала, права быть счастливой, а поэтому она не только не боролась за своё счастье, но стремилась себя наказать. Чувство вины - тоже непобедимая сила Природы. Ведь это нравственный закон, который поражал Канта в человеке.
Почему у Анны не хватило жизненных сил? Дело в том, что каждый стресс колотил по нервной системе, что привело к её полному истощению. А истощение нервной системы сопровождается полной потерей контроля над чувствами.
Первый стресс. Встреча с Вронским как мощный удар Природы. Это давало бы силы, если бы не истощающая борьба со своим чувством.
Второй стресс. Близость с Вронским – как потеря уважения к себе (внутренний удар по гордости) и появление чувства вины перед мужем и сыном.
Третий стресс. Беременность
Четвёртый стресс. Признание Каренину.
Эти четыре стресса привели почти к смертельной опасности во время родов. Ведь первые роды Анны были нормальными. Вторые роды обычно легче первых в нормальных условиях. Но у Анны в этот раз всё было ненормально и болезненно. Именно огромная моральная нагрузка привела к таким тяжёлым родам.
Пятый стресс. Уход от Каренина и отъезд в Италию с Вронским.
Шестой стресс. Потеря сына заодно доказала Анне, что любовь не может быть опорой, даже материнская. Ведь Каренин отдавал ей сына. Почему она не взяла его?
Седьмой стресс. Обструкция в Петербурге после возвращения из Италии. Теперь уже внешний удар по гордости.
Восьмой стресс. Постоянное чувство страха, потому что не было семьи и тыла, а значит не было чувства защищённости. Страх потерять любовь Вронского был сильнее любви, потому что был неосознанным. Охлаждения Вронского не было, он любил Анну и страдал за неё, но он не знал, как нужно вести себя с больной Анной (Лев Толстой тоже не знал, что нужно делать в этой ситуации). Вронский вступил с Анной в борьбу за свою свободу, и это Анна приняла за охлаждение, что было для неё тем стрессом, который её добил.
Основной стресс. Практически Анна оказалась в положении зависимости от чувств Вронского, поэтому она сознательно или бессознательно цеплялась за отношение Вронского к себе. Анна не стояла на собственных ногах, все обстоятельства жизни сбили её с ног, ей требовалась постоянная опора. И никакой человек, какую бы ответственность он ни чувствовал за другого человека, не может выдержать такой груз.
Можно ли представить себе человека, который бы мог жить только в роли опоры для взрослого человека? Такая роль возможна только по отношению к ребёнку. Что мог сделать в этих условиях Вронский?
Последние стрессы привели Анну к полному истощению нервной системы. Последние мысли Анны – это мысли очень больного человека. Истощение нервной системы вызывает такую душевную, почти физическую боль, что человек может избавиться от этой боли, только убив себя, что Анна и делает.
Пытаюсь представить себе на месте Вронского с уже больной Анной другого героя. Например, Левина, Стиву, Нехлюдова, Пьера, самого Льва Николаевича, князя Мышкина и понимаю, что ей было бы легче с Левиным или князем Мышкиным, но они никогда не смогли бы увести её от Каренина, как Вронский.
VII. Что привело к гибели Вронского? Почему он погубил любимую лошадь Фру-Фру и любимую Анну? Что в его характере привело к их гибели? Как у Анны, так и у него пострадала гордость, когда он понял высоту Каренина и свой эгоизм, что привело его к попытке самоубийства. И то же чувство вины, которое хотела переложить на него Анна своим самоубийством, погнало его на гибель в Сербию.
Роман занимает 800 страниц. На 457 странице (посредине романа!) Вронский понял, что ожидаемое великое счастье не пришло, ему стало скучно и им овладело «желание желаний, тоска». Но это было бы ещё полбеды. Нормальному человеку нужно для счастья удовлетворяющее его занятие. Но в Италии у него никакого дела не было. Он схватился за живопись, но таланта явно не хватало, а военного дела он был лишён. Оставалось поместье и общественные земские дела. Нужно было возвращаться в Россию, потому что создавать дом и семью в Италии было невозможно по многим не зависящим от него причинам.
Практически у Вронского оказалось меньше душевных сил, чем у Анны. Как он не мог справиться со своей любовью, так он не смог справиться со своим долгом перед беззащитной Анной.
Кроме того, он не понимал Анну, страдал от этого, пытаясь занять себя общественными делами, убегал от неё, не учитывая её состояния. У него не хватило нравственных сил, чтобы заботиться о больном человеке.
После гибели Анны Вронский не мог уже вернуться в полк, он уехал в Сербию и там погиб. Подтвердились слова Куприна о том, что большая любовь – это всегда трагедия.
VIII. Толстой свёл в один день 3 главных события романа – в день скачек. В этот день Анна сказала Вронскому о своей беременности. Это сообщение лишило Вронского душевного равновесия и осторожности, и он погубил Фру-Фру. В тот же день Анна признаётся Каренину в своей измене. День скачек Толстой выбрал как день начала расплаты за греховную связь. Когда Каренин говорит, что его скачка труднее, он ещё не знает, что это действительно так.
Попробуем рассуждать от противного. Допустим, что Анна и Вронский мечтали о семье, как Левин, и оба умели её строить. Они бы уехали не в Италию, а в поместье Вронского сразу, как только Вронский вышел в отставку, и начали бы там строить свой дом. Им было бы неважно, даст или не даст Каренин развод. У них был бы общий дом, была бы семья с ребёнком и был бы тыл. Даже после Италии не поздно бы было уехать не в Петербург, а сразу в поместье Вронского, а раздел имения с братом можно было бы совершить спокойно позже.
Итак, для гибели Анны и Вронского было две причины: 1) они оба не умели построить дом и семью и поэтому были беспомощны со своим великим чувством, 2) у них не было любимого занятия, независимого от общества, потому что они умели только «блистать в свете», а сблизившись, лишились этого «дела».
И общество здесь совершенно не при чём. Принимать открыто адюльтер никакое общество не может при всём желании. Но жить в этом смысле без общества вполне можно.
Внутренние причины для гибели у Анны – чувство вины и поэтому отсутствие, как она считала, права на счастье. Кроме того, был сломан стержень личности - гордость.
Причина гибели Вронского – неуменье понимать и заботиться о других. Он не понимал, что поступки Анны – это поступки очень больного человека. Он всё время спрашивал у Анны, что он должен сделать, чего сказать она не могла, а сам он понять не мог, хотя, по-видимому, всё-таки хотел.
Их бесконечно жаль обоих, потому что их встреча – это пиршество природы, но их великая любовь не принесла им счастья, а отняла у обоих все жизненные силы, потому что они оба были честными и порядочными людьми, а им так или иначе пришлось «идти по трупам».
Каренин. Если смотреть на Каренина не глазами Анны и забыть, что он высокий чиновник, то он прекрасный человек – добрый, благородный, ответственный, искренне верующий и любящий. Каренин всё время, несмотря на свои страдания, безупречно выполнял свои обязанности мужа - защитника, ответственного за жену. Он пытается спасти и защитить её, несмотря ни на что, всё время. Если бы Анна и Вронский сразу уехали в имение Вронского, то никакая Лидия Ивановна не успела бы повлиять на Каренина и вмешаться. Каренин дал бы Анне развод, и ситуация разрешилась бы без трагедии. А длительные мученья отняли у него все душевные силы, он потерял возможность самостоятельно принимать решения. И тут торжествует Лидия Ивановна.
Именно тогда, когда в глазах общества Каренин упал, он был на вершине любви, прощенья и даже счастья. Если бы он не позволил никому вмешиваться в свою жизнь, то он, может быть, удержался бы на этой высоте. Кроме того, была одна причина, которая не дала ему этой возможности: его карьеризм. Он был безупречным чиновником, человеком закона и религии, но совершенно беспомощным в области чувств.
Лидия Ивановна. Как ни странно, но когда у красивой и доброй женщины возникает трудная ситуация в отношениях с мужем или любимым, всегда появляется некая Лидия Ивановна, лишённая мужского внимания и завидующая до ненависти. И эта Лидия Ивановна обязательно «из добрых намерений» погубит участников драмы, сделав ситуацию непоправимой. Нет, она не создаёт драмы, но получит всё удовольствие, приведя её к трагической развязке.
Герои фильма Николай Андрианов и Женя. Та же ситуация, что у Вронского с Анной, только герои романа не считают свою связь греховной, потому что религия не занимает в их жизни никакого места.
То, что Андрианова, как и Вронского, в фильмах играет один и тот же актёр – Василий Лановой - позволяет и даже вынуждает проводить сравнения. Василий Лановой – единственный Вронский, который действительно точно по Толстому любит Анну, и не показан, как в других фильмах, отрицательным персонажем.. Василий Лановой понимает и оправдывает Вронского, что очень важно и правильно. Как ни относиться к любви, но она оправдывает все отношения.
Конечно, любовь Андрианова в «Странной женщине» по содержанию и по силе намного меньше, чем любовь Вронского. Общее в том, что Андрианов тоже не умеет и не хочет строить семью.
Авторы фильма исследуют подобную любовь в условиях равенства женщин и их независимости. Интересно, что муж Жени тоже сделан сероватым чиновником, каким был Каренин.
Женя тоже оставляет сына. И, как в романе Толстого, – это самый непонятный и мучительный момент. Как мать может уйти от сына? Объяснение может быть только одно: природа любви мужчины и женщины сильнее (когда это не похоть, а любовь!) всех других чувств и инстинктов.
Практически Женю от самоубийства спасает не любовь Юрия, а возможность занять себя работой и, главное, обеспечить свою жизнь. Ещё следует отметить момент, который не мог возникнуть в романе Толстого – Анна не могла поступить на работу и стать материально независимой, а Женя могла и была. Поэтому у Жени не возникает мысль о самоубийстве, хотя её гордость тоже страдает. Мучает чувство вины перед сыном, но нет чувства вины перед мужем, который поставил её в зависимость от властной и недоброй матери.
И ещё, у Жени, в отличие от Анны, в детстве был дом. Это видно по её матери и семье сестры. Они её охраняли после ухода от Андрианова. Не будь этого, ей бы некуда было приехать, и неизвестно, чем бы кончилось дело.
А Андрианов не смог построить семью с первой женой, не собирался строить её с Женей. Любил ли он Женю или только хотел? Если бы он её любил, то поехал бы за ней, как Юра. Скорее всего он не умел любить и оправдывал это неуменье рассуждениями о коллегах по постели. С этой точки зрения Николай Андрианов очень убогая и жалкая личность. Женя это поняла и пыталась вырвать его из сердца.
Есть в фильме и своя Лидия Ивановна – подруга Жени Виктория, которая своим вмешательством портит отношения и ускоряет развязку. Может быть, Жене удалось бы создать с Андриановым семью и показать ему, что мужчина и женщина не могут быть коллегами по постели, а могут быть духовно близкими нуждающимися друг в друге людьми.
Кроме исследования отношений мужчины и женщины фильм «Странная женщина» показывает преимущества общества, в котором есть равенство мужчин и женщин, когда женщина может получить образование и равную с мужчинами работу. А отношения мужчины и женщины остаются одинаковыми во все времена.
В фильме «Странная женщина» счастливый конец, потому что Женя возвращается к сыну, и есть надежда, что она сможет воспитать его настоящим человеком, несмотря на то, что время сильно упущено, и мальчик не научен любить. Есть надежда, что Женя сможет его научить любить и стараться понимать людей.