Губернские ведомости
12 ноября 2005 года, № 213-214 (2438-2439), суббота
- Это не кораблики, а автономное телеметрическое оборудование, способное решать многочисленные задачи, - поясняет хозяин "пароходства".
Идея практического использования управляемых моделей судов родилась в процессе поиска эффективных и недорогих способов вести научные наблюдения. Ранее для мелководных исследований специалисты выходили в море на шлюпках. Часто при этом сложные электронные приборы намокали и даже тонули. Но компактное оборудование можно установить внутри герметичного корпуса "корабликов". Партнерами ученых в создании моделей судов и проведении исследований стали участники студии юных судомоделистов из Южно-Сахалинского дворца детского и юношеского творчества. Поэтому модели получились такими яркими.
Как пояснил В. Храмушин, научное название этого устройства - гидрофизический модуль. Им можно управлять с берега или борта большого судна. Модуль оснащен эхолотом, определителем координат, скорости хода и температуры воды. Результаты измерения непрерывно передаются на управляющий компьютер. Набор измеряемых параметров может меняться в зависимости от целей исследования.
Впервые модуль опробован около года назад, в открытом море у берегов острова Уруп. С его помощью также провели опытное обследование озера Тунайча в районе протоки Красноармейская. На большом судне или жесткой моторной лодке там работать невозможно - слишком мелко. А перевозить аккумуляторное и электронное оборудование на резиновой лодке - слишком рискованно. К тому же на ней нельзя приблизиться к прибойной зоне. А самоходные модули не боятся ни волн, ни мелей.
Нельзя забывать и об экономической стороне дела. сколько горючего "съест" моторная лодка, и сколько - маленький легкий модуль. В сегодняшней обстановке, когда нет сахалинского научного флота, нет средств, нет специалистов, эти "малыши" - просто находка.
Ранее для морских исследований широко применяли автономные радиобуи. Но с их помощью можно обследовать только ограниченную зону. "Кораблики" же благодаря своей мобильности позволяют охватить большую территорию.
По словам В. Храмушина, в США на рынке специального оборудования можно купить подобное устройство под названием "Mimir". Это катамаран с двигателем в восемь лошадиных сил, на котором установлена видеоаппаратура, гидролокаторы и много других приборов. "Mimir" может развивать большую скорость, но не обладает штормовой мореходностью, необходимой для бурных морей.
Во Владивостоке в Институте проблем морских технологий делают автономные подводные модули, не уступающие мировым образцам, но они гораздо сложнее и дороже наших "корабликов". Поэтому сахалинцы намерены развивать данное направление. Есть уже предварительные заказы гидрографов из Ленинградской области на проведение батиметрических промеров (картирование рельефа дна) и экологических съемок.
Но нас волнует и другая сторона этой работы - приобщение молодежи к науке и морскому техническому творчеству, - говорит В. Храмушин. - Без притока свежих сил наука деградирует, а общество безвозвратно потеряет научную и техническую интеллигенцию. И самое страшное - мы теряем саму молодежь. Сколько парней болтается по игровым салонам или сомнительным развлекательным заведениям? Еще больше тревожит уход в другие структуры наставников технического творчества подрастающего поколения.
При изготовлении модулей можно развивать множество направлений: вычислительные эксперименты, программирование, микроэлектронику, радиотехнику, морскую навигацию и гидрофизику. С одной стороны, это приобщение к фундаментальным академическим исследованиям, с другой - освоение конкретных технических навыков.
СКБ САМИ готово оказать поддержку любым начинаниям в области морского технического творчества.
Подготовила Ольга ШЕСТАКОВА,