Южно-Сахалинск - сегодня
5 декабря 2005 года
И это все о нем
Сегодня он занимается перспективными математическими исследованиями. Его работа - гидродинамика и гидромеханика морских инженерных сооружений, изучение взаимодействия атмосферы и океана. И забота о создании сверхмалого телеуправляемого корабля. Этот корабль поможет в решении задач мониторинга водной среды. Храмушиным ведутся текущие технические разработки гибкого плавникового движителя. Дело в том, что мобильная морская измерительная аппаратура и средства морской робототехники могут стать более эффективными, если использовать малошумные движители, обладающие повышенной надежностью и проходимостью при плавании в прибойной зоне и в сильно загрязненных или заросших водорослями акваториях. Для построения таких движителей инженер взял за основу естественные аналоги из живой природы - различные виды машущих и плавниковых движителей гидробионики.
Храмушин - автор и соавтор многих научных публикаций. Его работы вошли и в первое научное издание трудов сахалинских ученых "Морские исследования и технология изучения природы Мирового океана", вышедшее в свет в нынешнем году.
Путевку в жизнь Храмушину дало детское увлечение. Все началось с судомодельного кружка в лучшем (по утверждению Василия Николаевича) промышленном городе России - Сызрани, что обосновался на берегу Волги. По окончании школы юный корабел отправился в Калининград держать экзамен в опять-таки лучшее мореходное училище страны. И поступил, обойдя 20 претендентов. Что же касается школы, то с ней у Василия складывались интересные отношения. Он ни разу не пропустил уроков, до пятого класса был круглым отличником, а после получал преимущественно пограничные отметки: то единицу, то пятерку. По его мнению, если школьник начинает заниматься предметом самостоятельно, то в знаниях часто превосходит предметника. Это оценила учительница физики:
- Тройку поставить не могу: чувствую же, что хоть ты ни на одном уроке не отвечаешь, кроме тебя в классе предметом никто не интересуется и больше тебя не знает.
И ставила четверку, хотя средний балл выходил где-то около полутора.
А вот училище он окончил с красным дипломом. И получил специальность "Штурман малого плавания". Потом была ленинградская корабелка, аспирантура во Владивостоке, а последние десять лет Храмушин занимается научными исследованиями в СКБ САМИ.
Под парусами "Крузенштерна"
- Будучи курсантом, практику я проходил на "Крузенштерне". Приходилось постоянно что-то драить, работать с парусами, стоять вахты, покорять мачты и многое другое, - рассказывает Василий Николаевич. - Конечно, требовалась выдержка. Она везде нужна, в любой работе: что книжки писать, что в море ходить. В море всегда чего-то ожидаешь. То вахты, то когда она закончится, то опасностей. Было интересно все: снег, ветры, обледенение. И все же после Волги это казалось мелочью. Когда после реки первый раз выходишь в море - морские проблемы кажутся спокойствием. В море все плавно, ничего не бурлит, никаких крутых гребней нет. Опытный мореплаватель скажет, что встреча с пресной водой приносит большие сложности - речное плавание более опасно.
На паруснике сразу проявляется, кто на что способен, кто что может. Это все-таки учебный корабль. Там большие аудитории, где читают лекции, много учебного навигационного оборудования, парусных вахт, учебных тревог. Можно и пошалить. Сам капитан показывал, как надо "нарушать" технику безопасности, чтобы быстрее исполнить задачу. Нормальная морская жизнь. Есть приказ: в сильный шторм на палубу не выходить. Значит, обязательно надо там побывать. И не просто побывать, а пройти на бак, ударить в рынду - все равно никто не услышит: в шторм такой грохот стоит! Зато какой кураж! И кто вперед. Обязательно кто-то подстраховывает. На море глупость не приветствуется. Все должно быть разумно. Боцман делал вид, что смотрит сквозь пальцы, а на самом деле у него всегда все было под контролем. Корабль все-таки не очень большой, и если кто-то что-то собирается сделать - боцман всегда в курсе. А когда он определит способности каждого, то уже сам предлагает: "Раз ты такой прыткий - давай на самый верх, ворон гонять".
Дело в том, что когда пернатые усаживаются на реи, палубу потом не отчистить. Постучишь по антеннам - птицы улетают, правда, ненадолго. А сначала нужно было забраться поближе к клотику, на антенн-рей. Это самая высокая точка на корабле. На высоте было отлично - ты и океан.
Жалко гонять сухопутных птиц, сов например, потому что на них тут же нападали чайки. Это всегда так в море. Ночью птицы прилетают на огонек, располагаются на реях. А корабль на месте не стоит, утром уже оказывается далеко от берега. Сухопутные пернатые, попавшие в море, быстро погибают. Морские помогают им в этом, ускоряют процесс. Поэтому старались птиц сгонять все же недалеко от земли.
После училища попал по распределению в Севастополь, в СКБ подводных исследований. Испытывали батискафы. И все было хорошо. Но через полгода я оттуда сбежал... поступать в корабелку. Выбрал специальность "Морская корабельная гидромеханика". Изучал, как корабли плавают, почему плавают. Не как ими управлять, а как их строить, удерживать на плаву. И потом, преподаватели еще в училище мне сказали, что если я, после того как столь долго над ними издевался по поводу кораблестроительных дел, не поступлю в институт, они не будут со мной здороваться. Поэтому, сами понимаете, выхода у меня не было. Пришлось поступать. Вообще я считаю, что каждый молодой человек в нашей стране должен получать именно военное образование. Потому как оно - лучшее.
Обидно, что техников у нас уже не готовят, как раньше. Во Дворце детского и юношеского творчества прекратили подготовку будущих технарей. А ведь она должна начинаться с детства.
Безопасное мореплавание
Всего полгода назад ученые и судоводители, судомоделисты со стажем и начинающие корабелы, а также их наставники собирались в областной научной библиотеке на презентацию книги Сахалинского отделения Русского географического общества "История штормовой мореходности: от древности до наших дней". Изучение мореходности флота и эффективности мореплавания особенно актуально для дальневосточных регионов. Морские пути России в северо-западной части Тихого океана отличаются постоянной штормовой активностью и недостаточностью надежных портов-убежищ на сахалинских каботажных коммуникациях Охотского и Японского морей. Работы по теме "Мореходность" продолжаются и в настоящее время в составе планов фундаментальных исследований СКБ САМИ Дальневосточного отделения Российской академии наук при активном участии Сахалинского отделения Русского географического общества, рассказывает Храмушин. Вот только теперь, к сожалению, без участия творческой молодежи Южно-Сахалинска.
А в 2003 году судомоделистов Дворца детского и юношеского творчества областного центра привлекал Василий Николаевич к учебно-исследовательским работам по изучению штормовой мореходности различных кораблей и судов. Учащиеся судомодельной студии изготавливали модели и самостоятельно проводили все опытные испытания в условиях сильного ветра и интенсивного волнения на озере Тунайча. Все чертежи моделей судов были утверждены как проекты, разработанные в рамках исследований по теме "Мореходность" в СКБ САМИ ДВО РАН.
Благодаря Храмушину участию сахалинских школьников в опытных испытаниях моделей современных судов посвящена отдельная глава книги. А для некоторых юных техников проект послужил профессиональной стартовой площадкой.
Военно-морское правило
Ему - "Все по течению" - кандидат технических наук Храмушин следует постоянно. Как и в случае с диссертацией. Защита ее только предстоит. А правило вовсе не означает, что все делается по инерции, наоборот, последовательно, по принципу "всему свое время". Например, если есть свое дело и хочешь делать его хорошо, нужно постоянно двигаться вперед. Но никому при этом не мешать.
Как говорит супруга Василия Николаевича Анна Вениаминовна, у него всегда получается все, что задумал.
Семья для Храмушина - надежная гавань. Правда, он не опускается до решения семейных проблем. И быт особого значения для ученого не имеет. Но при этом он настоял, чтобы дети воспитывались в домашних условиях, а не в садике. В выходные дни Храмушина не стоит искать дома. Время, отведенное для отдыха, он постоянно проводит в родной лаборатории. Что же касается общения с детьми, то о нем Василий Николаевич говорит: "Сын и дочь приходят ко мне на работу в гости, а я прихожу к ним в гости домой". Он - глава семьи, но все хозяйство на супруге. Жена для Василия Николаевича и любимая женщина, и незаменимый соратник в работе. Не случайно ученый заканчивает предисловие к своему очередному научному изданию "Трехмерная тензорная математика вычислительных экспериментов в гидромеханике", которое готовится к выходу в свет, следующими словами: "Невозможно представить более благоприятных условий для проведения исследований законов чистой гидромеханики, нежели в стране всепроникающей морской деятельности, на острове Сахалине и в стенах СКБ средств автоматизации морских исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук. Остается только выразить искреннюю благодарность жене и невольному соавтору, Анне Вениаминовне Файн, воистину познавшей цену безбрежных морских влечений, беспросветных математических мытарств и нескончаемых поисков вчерашнего дня".
Лариса ВЛАДИМИРОВА, Фото Виктора ТИТОВА, Газета «Южно-Сахалинск сегодня».
8 декабря 2005г.