Санкт-Петербург Общероссийская общественная организация
“Российское научно-техническое общество
судостроителей имени академика А.Н. Крылова”
Центральное правление

191186, Санкт-Петербург, Невский пр. 44 тел. 315-50-27, 710-40-11,
710-46-93, факс 710-40-40. E-mail: cpntokrylov@mail.ru


РЕШЕНИЕ
ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
СУДОСТРОИТЕЛЕЙ
"ЕДИНЕНИЕ НАУКИ И ПРАКТИКИ – 2007"

С 5 по 8 сентября в рамках III съезда Российского научно-технического общества судостроителей им. акад. А.Н. Крылова в г. Санкт-Петербурге была проведена Первая Российская научно-практическая конференция судостроителей.

Основная цель конференции – объединение интеллектуального потенциала и наиболее перспективных технологий передовых отечественных предприятий и организаций судостроительной отрасли для обеспечения конкурентоспособности продукции отечественного судостроения.

В конференции приняли участие представители основных предприятий судостроительной промышленности, проектных и научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и организаций ВМФ России, представители различных министерств и ведомств по всем направлениям создания, эксплуатации и утилизации кораблей и судов, представители государственных структур по линии как судостроения, так и заказчика.

Данная конференция в единении со съездом НТО судостроителей вылилась во Всероссийский форум судостроителей, в котором приняло участие свыше 100 организаций с общим числом участников более 500 человек.

Конференция началась 5 сентября с работы научных секций (6 секций в ФГУП «ЦНИИ технологии судостроения» и 2 секции в СПбГМТУ, одна секция работала 6 сентября в Смольном), где было заслушано и обсуждено 150 докладов. Всего в работе секций приняло участие 450 человек.

6 сентября было проведено пленарное заседание, на котором было заслушано 10 докладов руководителей предприятий отрасли по вопросам перспективного развития судостроения в России с учетом проводимых реформ. Было отмечено, что до настоящего времени инвестиционные проекты судостроительной отрасли представлены лишь в Федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП), что является совершенно недостаточным, несмотря на то, что именно ФАИП является инструментом инвестирования в отечественное производство. В пленарном заседании приняло участие 250 человек. Дискуссии были продолжены на выездном заседании на борту теплохода "Виссарион Белинский", где были обсуждены вопросы, связанные с перспективами реализации ИПИ-технологий, обеспечением безопасности системы "корабль" в жизненном цикле и структурные проблемы конкурентоспособности предприятий судостроительной промышленности. В обсуждении приняли участие 210 человек. Особое внимание было привлечено к работе 9 секции, заседавшей в Смольном, где обсуждались злободневные вопросы о роли государственного управления в развитии судостроения, инвестирования, кредитования и организации судостроительного, судоходного, портово-логистического и утилизационного кластеров.

В результате выступлений и их обсуждения на конференции был высказан целый ряд предложений по основным направлениям:

I. Проектирование перспективных судов и прикладные исследования в обеспечение конкурентоспособности судостроительной продукции

  1. С целью повышения конкурентоспособности продукции отечественного кораблестроения поручить ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова подготовить и в дальнейшем координировать межотраслевую программу "Судно будущего" по направлениям обитаемости, экологичности, комплексной безопасности;
  2. Обеспечивать экспериментальную отработку принимаемых решений в плане эргономики и дизайна, начиная со стадии проектирования постов управления и рабочих мест личного состава кораблей. Считать необходимым создание специализированных стендов для эргономических испытаний изделий.
  3. Необходимо восстановить комплексные экспериментальные и опытовые исследования штормовой мореходности существующих и перспективных проектов судов в условиях реального морского и прибойного волнения, для режимов плавания в открытом океане и на мелководье, где ведется рыболовство и осваиваются ресурсы шельфа.
  4. Признать необходимым развертывание широкомасштабной научно-просветительской деятельности для обеспечения общедоступности всех актуальных и проблемных вопросов мореплавания и судостроения, истории Российского флота и кораблестроительной промышленности, с представлением всех материалов в сети Интернет со свободным доступом для школьников студентов, курсантов морских училищ, морских инженеров и ученых, заинтересованных и способных к решению фундаментальных проблем морского и корабельного дела.
  5. С целью популяризации деятельности НТО судостроителей и привлечения к его деятельности талантливой молодежи:

II. Современные технологии в строительстве судов на базе перевооружения и модернизации предприятий отрасли

  1. Направить в Минпромэнерго России предложение об ускорении реализации приказа № 50 от 26 февраля 2007 года "О развитии производственных мощностей судостроительной промышленности", поскольку без создания современных судостроительно-судоремонтных комплексов, оснащенных сухими доками и кранами грузоподъемностью 600-900 тонн невозможно увеличение объемов производства и обеспечение выпуска конкурентоспособной отечественной морской техники;
  2. ФГУП "ЦНИИ ТС" и ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей" совместно с производственными предприятиями и смежными институтами и ПКБ отрасли приступить в 2007-2008 годах к разработке конструктивно-технологических решений, новых производственных технологий и материалов для строительства газовозов, в т.ч. ледового класса, на отечественных судостроительных предприятиях;
  3. ФГУП "ЦНИИ ТС":

III. Системы управления в эксплуатации судов

  1. На современном этапе создания систем управления считать целесообразным переход от локальных и групповых систем к интегрированным комплексам автоматизированного управления судовождением, живучестью и энергообеспечением судов.
  2. В связи с переходом на цифровые технологические средства и интерфейсы, обеспечить внедрение унифицированных программно-аппаратных средств, сетевого обеспечения и унифицированного комплекса датчиков и сигнализаторов для судов различных классов.
  3. Для решения задач по борьбе за живучесть судов, информационную поддержку и описание моделей технических средств вести на базе семантического языка с целью формализации описания алгоритмов по борьбе за живучесть.
  4. С целью обеспечения эксплуатации судов в штормовых условиях, реализовать в составе систем управления движением подсистему координированного управления успокоителями качки, главными двигателями и рулевыми машинами.
  5. Приступить к созданию в рамках единой системы автоматизированного управления судном встроенных бортовых тренажеров капитана и вахтенного механика.
  6. Считать целесообразным формирование единой концепции по унификации пультового оборудования для строящихся и перспективных объектов ВМФ.

IV. Судовое машиностроение. Морская и судовая энергетика

  1. Обратиться к руководству ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" с предложениями:
  2. Разработать концепцию создания на территории одного из судостроительных предприятий города Российского центра информационно-логистической поддержки производства и эксплуатации судов и кораблей отечественной постройки с одновременным наделением этого центра статусом "Технопарк".
  3. Организовать мониторинг предложений научно-технической общественности отрасли для формирования плана инновационных мероприятий развития судового машиностроения, который должен стать базой взаимодействия в данном направлении общественных институтов с законодательными и исполнительными органами государственной власти.

V. Совершенствование процессов управления жизненным циклом кораблей и судов

  1. В рамках разработки и реализации предложений по модернизации и развитию производственных мощностей предприятий судостроительной промышленности на периоды до 2015-2020 гг. обеспечить координацию научно-технической общественности на разработку и реализацию технической политики по созданию и промышленному внедрению автоматизированных систем управления на предприятиях отрасли.
  2. Для условий эффективного функционирования Объединенной судостроительной корпорации предусмотреть в рамках Федеральной целевой программы развития судостроения разработку и промышленное внедрение автоматизированных систем управления производством и эксплуатацией технически сложной морской продукции российского судостроения.
  3. Подготовить в рамках изданий НТО им. акад. А.Н. Крылова и изданий ВМФ РФ серию публикаций по отражению передового опыта совершенствования процессов управления жизненным циклом кораблей и судов.

VI. Стратегия становления Военно-Морского флота, маркетинговые исследования, военно-техническое сотрудничество

  1. С целью повышения эффективности судостроения ускорить согласование и утверждение "Стратегии развития судостроительной промышленности".
  2. Для повышения качества боевых кораблей и их конкурентоспособности внести предложение о расширении участия ведущих НИИ судостроения в экспертизах проектов кораблей.
  3. При формировании Объединенной судостроительной корпорации учесть опыт Объединенной авиастроительной корпорации, в том числе возможности увеличения капитализации с учетом перспективных производственных программ.

VII. Профессиональное образование, подготовка квалифицированных молодых инженерных кадров для судостроительной отрасли, их адаптация к условиям работы на предприятиях. Учебно-издательская деятельность

  1. В связи с предстоящим переходом системы высшего профессионального образования на двухуровневую подготовку (бакалавр-магистр) необходимо сохранить моноуровневую (инженерную) подготовку по базовым кораблестроительным специальностям и специальностям, обеспечивающим подготовку в области корабельного вооружения, как наиболее востребованной предприятиями и организациями судостроительной промышленности России и обратиться в Правительство Российской Федерации с ходатайством о внесении указанных специальностей в Перечень специальностей моноуровневой подготовки.
  2. Обратиться от имени съезда к руководству Объединенной судостроительной корпорации с предложением об организации в Санкт-Петербурге совещания, посвященного состоянию и перспективам подготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов и менеджеров в период формирования ОСК.
  3. Рассмотреть вопрос образовательной поддержки Программы военного кораблестроения, включающей проблемы подготовки и переподготовки военных инженеров-кораблестроителей.

VIII. Эксплуатация кораблей и судов, судоремонт, утилизация

  1. Поручить 40 ГНИИ МО РФ разработать предложения по созданию единой федеральной структуры спасательных действий на море.
  2. Учитывая актуальность вопросов освоения природных богатств Арктики и эффективного задействования интеллектуального и производственного потенциала отрасли для этих целей, ввести в структуру Центрального правления НТО Судостроителей им. акад. А.Н. Крылова новую секцию "Арктические морские технологии".
  3. С целью более эффективного использования творческого потенциала кораблестроителей как в интересах инновационного развития предприятий, так и для экспорта имеющихся технологий и ноу-хау необходимо создать Отраслевой фонд научно-технических разработок и интеллектуальных ресурсов. Филиалы Фонда должны функционировать в каждом суб-холдинге Объединенной Судостроительной корпорации, подпитывая и направляя инновационный путь их развития. Помогать им в этом могут комитеты по конкурентным технологиям и инновациям, которые необходимо создавать в региональных администрациях с обязательным участием главных специалистов заводов и научных организаций региона (в форме Совета или иного совещательного органа, действующего на постоянной основе).

Все высказанные предложения были рассмотрены на заключительном заседании комитета по организации конференции и принято решение - Центральному и Ленинградскому областному правлениям Российского НТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова в срок до 20.12.2007 г. разработать план их реализации.

Президент
РосНТО судостроителей
им.акд. А.Н.Крылова  Александров В.Л.