Общероссийская общественная организация
“Российское научно-техническое общество
судостроителей имени академика А.Н. Крылова”
Центральное правление
191186, Санкт-Петербург, Невский пр. 44 тел. 315-50-27, 710-40-11,
710-46-93, факс 710-40-40. E-mail: cpntokrylov@mail.ru
РЕШЕНИЕ
ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
СУДОСТРОИТЕЛЕЙ
"ЕДИНЕНИЕ НАУКИ И ПРАКТИКИ – 2007"
С 5 по 8 сентября в рамках III съезда Российского научно-технического общества судостроителей им. акад. А.Н. Крылова в г. Санкт-Петербурге была проведена Первая Российская научно-практическая конференция судостроителей.
Основная цель конференции – объединение интеллектуального потенциала и наиболее перспективных технологий передовых отечественных предприятий и организаций судостроительной отрасли для обеспечения конкурентоспособности продукции отечественного
судостроения.
В конференции приняли участие представители основных предприятий судостроительной промышленности, проектных и научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и организаций ВМФ России, представители различных министерств и
ведомств по всем направлениям создания, эксплуатации и утилизации кораблей и судов, представители государственных структур по линии как судостроения, так и заказчика.
Данная конференция в единении со съездом НТО судостроителей вылилась во Всероссийский форум судостроителей, в котором приняло участие свыше 100 организаций с общим числом участников более 500 человек.
Конференция началась 5 сентября с работы научных секций (6 секций в ФГУП «ЦНИИ технологии судостроения» и 2 секции в СПбГМТУ, одна секция работала 6 сентября в Смольном), где было заслушано и обсуждено 150 докладов. Всего в работе секций
приняло участие 450 человек.
6 сентября было проведено пленарное заседание, на котором было заслушано 10 докладов руководителей предприятий отрасли по вопросам перспективного развития судостроения в России с учетом проводимых реформ. Было отмечено, что до настоящего
времени инвестиционные проекты судостроительной отрасли представлены лишь в Федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП), что является совершенно недостаточным, несмотря на то, что именно ФАИП является инструментом инвестирования в
отечественное производство. В пленарном заседании приняло участие 250 человек. Дискуссии были продолжены на выездном заседании на борту теплохода "Виссарион Белинский", где были обсуждены вопросы, связанные с перспективами реализации ИПИ-технологий,
обеспечением безопасности системы "корабль" в жизненном цикле и структурные проблемы конкурентоспособности предприятий судостроительной промышленности. В обсуждении приняли участие 210 человек. Особое внимание было привлечено к работе 9 секции,
заседавшей в Смольном, где обсуждались злободневные вопросы о роли государственного управления в развитии судостроения, инвестирования, кредитования и организации судостроительного, судоходного, портово-логистического и утилизационного кластеров.
В результате выступлений и их обсуждения на конференции был высказан целый ряд предложений по основным направлениям:
I. Проектирование перспективных судов и прикладные исследования в обеспечение конкурентоспособности судостроительной продукции
- С целью повышения конкурентоспособности продукции отечественного кораблестроения поручить ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова подготовить и в дальнейшем координировать межотраслевую программу "Судно будущего" по направлениям обитаемости, экологичности,
комплексной безопасности;
- Обеспечивать экспериментальную отработку принимаемых решений в плане эргономики и дизайна, начиная со стадии проектирования постов управления и рабочих мест личного состава кораблей. Считать необходимым создание специализированных стендов
для эргономических испытаний изделий.
- Необходимо восстановить комплексные экспериментальные и опытовые исследования штормовой мореходности существующих и перспективных проектов судов в условиях реального морского и прибойного волнения, для режимов плавания в открытом океане
и на мелководье, где ведется рыболовство и осваиваются ресурсы шельфа.
- Признать необходимым развертывание широкомасштабной научно-просветительской деятельности для обеспечения общедоступности всех актуальных и проблемных вопросов мореплавания и судостроения, истории Российского флота и кораблестроительной
промышленности, с представлением всех материалов в сети Интернет со свободным доступом для школьников студентов, курсантов морских училищ, морских инженеров и ученых, заинтересованных и способных к решению фундаментальных проблем морского и
корабельного дела.
- С целью популяризации деятельности НТО судостроителей и привлечения к его деятельности талантливой молодежи:
- проводить ежегодные конкурсы дипломных проектов студентов и курсантов с вручением памятных знаков, дипломов и денежных премий. Результаты конкурсов освещать в отраслевой печати;
- учредить памятные знаки НТО имени выдающихся отечественных кораблестроителей по всем направлениям деятельности НТО с ежегодным торжественным вручением этих знаков за особый вклад в развитие кораблестроения России;
- проводить раз в два года конкурс НТО по судовому дизайну, с вручением дипломов и денежных премий.
II. Современные технологии в строительстве судов на базе перевооружения и модернизации предприятий отрасли
- Направить в Минпромэнерго России предложение об ускорении реализации приказа № 50 от 26 февраля 2007 года "О развитии производственных мощностей судостроительной промышленности", поскольку без создания современных судостроительно-судоремонтных
комплексов, оснащенных сухими доками и кранами грузоподъемностью 600-900 тонн невозможно увеличение объемов производства и обеспечение выпуска конкурентоспособной отечественной морской техники;
- ФГУП "ЦНИИ ТС" и ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей" совместно с производственными предприятиями и смежными институтами и ПКБ отрасли приступить в 2007-2008 годах к разработке конструктивно-технологических решений, новых производственных технологий
и материалов для строительства газовозов, в т.ч. ледового класса, на отечественных судостроительных предприятиях;
- ФГУП "ЦНИИ ТС":
- продолжить исследования с целью разработки производственных технологий и оборудования для автоматизированной адаптивной сварки корпусных конструкций судов и средств морской техники для добычи и транспортирования углеводородного сырья;
- приступить с 2008-2009 годах к разработке и реализации Программы совершенствования и технического перевооружения специализированного производства для изготовления судовой трубопроводной арматуры, обеспечивающей конкурентоспособность
отечественной морской техники;
- в 2008-2009 годах разработать и реализовать комплекс мероприятий по сертификации технологических процессов и оборудования для строительства изделий гражданской морской техники, работающих в экстремальных условиях арктического шельфа.
III. Системы управления в эксплуатации судов
- На современном этапе создания систем управления считать целесообразным переход от локальных и групповых систем к интегрированным комплексам автоматизированного управления судовождением, живучестью и энергообеспечением судов.
- В связи с переходом на цифровые технологические средства и интерфейсы, обеспечить внедрение унифицированных программно-аппаратных средств, сетевого обеспечения и унифицированного комплекса датчиков и сигнализаторов для судов различных
классов.
- Для решения задач по борьбе за живучесть судов, информационную поддержку и описание моделей технических средств вести на базе семантического языка с целью формализации описания алгоритмов по борьбе за живучесть.
- С целью обеспечения эксплуатации судов в штормовых условиях, реализовать в составе систем управления движением подсистему координированного управления успокоителями качки, главными двигателями и рулевыми машинами.
- Приступить к созданию в рамках единой системы автоматизированного управления судном встроенных бортовых тренажеров капитана и вахтенного механика.
- Считать целесообразным формирование единой концепции по унификации пультового оборудования для строящихся и перспективных объектов ВМФ.
IV. Судовое машиностроение. Морская и судовая энергетика
- Обратиться к руководству ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" с предложениями:
- разработать Федеральную целевую программу "Стратегические действия по восстановлению и ускоренному развитию отечественного судового машиностроения", а также разработать меры по созданию механизма ресурсного обеспечения ее реализации
в современных экономических условиях;
- провести организационную работу по использованию научно-технического потенциала отраслевых институтов в нормативно-технических работах, выполняемых в рамках Научно-целевой программы "Энергетика-2015".
- Разработать концепцию создания на территории одного из судостроительных предприятий города Российского центра информационно-логистической поддержки производства и эксплуатации судов и кораблей отечественной постройки с одновременным наделением
этого центра статусом "Технопарк".
- Организовать мониторинг предложений научно-технической общественности отрасли для формирования плана инновационных мероприятий развития судового машиностроения, который должен стать базой взаимодействия в данном направлении общественных
институтов с законодательными и исполнительными органами государственной власти.
V. Совершенствование процессов управления жизненным циклом кораблей и судов
- В рамках разработки и реализации предложений по модернизации и развитию производственных мощностей предприятий судостроительной промышленности на периоды до 2015-2020 гг. обеспечить координацию научно-технической общественности на разработку
и реализацию технической политики по созданию и промышленному внедрению автоматизированных систем управления на предприятиях отрасли.
- Для условий эффективного функционирования Объединенной судостроительной корпорации предусмотреть в рамках Федеральной целевой программы развития судостроения разработку и промышленное внедрение автоматизированных систем управления производством
и эксплуатацией технически сложной морской продукции российского судостроения.
- Подготовить в рамках изданий НТО им. акад. А.Н. Крылова и изданий ВМФ РФ серию публикаций по отражению передового опыта совершенствования процессов управления жизненным циклом кораблей и судов.
VI. Стратегия становления Военно-Морского флота, маркетинговые исследования, военно-техническое сотрудничество
- С целью повышения эффективности судостроения ускорить согласование и утверждение "Стратегии развития судостроительной промышленности".
- Для повышения качества боевых кораблей и их конкурентоспособности внести предложение о расширении участия ведущих НИИ судостроения в экспертизах проектов кораблей.
- При формировании Объединенной судостроительной корпорации учесть опыт Объединенной авиастроительной корпорации, в том числе возможности увеличения капитализации с учетом перспективных производственных программ.
VII. Профессиональное образование, подготовка квалифицированных молодых инженерных кадров для судостроительной отрасли, их адаптация к условиям работы на предприятиях. Учебно-издательская деятельность
- В связи с предстоящим переходом системы высшего профессионального образования на двухуровневую подготовку (бакалавр-магистр) необходимо сохранить моноуровневую (инженерную) подготовку по базовым кораблестроительным специальностям и специальностям,
обеспечивающим подготовку в области корабельного вооружения, как наиболее востребованной предприятиями и организациями судостроительной промышленности России и обратиться в Правительство Российской Федерации с ходатайством о внесении указанных
специальностей в Перечень специальностей моноуровневой подготовки.
- Обратиться от имени съезда к руководству Объединенной судостроительной корпорации с предложением об организации в Санкт-Петербурге совещания, посвященного состоянию и перспективам подготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов
и менеджеров в период формирования ОСК.
- Рассмотреть вопрос образовательной поддержки Программы военного кораблестроения, включающей проблемы подготовки и переподготовки военных инженеров-кораблестроителей.
VIII. Эксплуатация кораблей и судов, судоремонт, утилизация
- Поручить 40 ГНИИ МО РФ разработать предложения по созданию единой федеральной структуры спасательных действий на море.
- Учитывая актуальность вопросов освоения природных богатств Арктики и эффективного задействования интеллектуального и производственного потенциала отрасли для этих целей, ввести в структуру Центрального правления НТО Судостроителей им.
акад. А.Н. Крылова новую секцию "Арктические морские технологии".
- С целью более эффективного использования творческого потенциала кораблестроителей как в интересах инновационного развития предприятий, так и для экспорта имеющихся технологий и ноу-хау необходимо создать Отраслевой фонд научно-технических
разработок и интеллектуальных ресурсов. Филиалы Фонда должны функционировать в каждом суб-холдинге Объединенной Судостроительной корпорации, подпитывая и направляя инновационный путь их развития. Помогать им в этом могут комитеты по конкурентным
технологиям и инновациям, которые необходимо создавать в региональных администрациях с обязательным участием главных специалистов заводов и научных организаций региона (в форме Совета или иного совещательного органа, действующего на постоянной
основе).
Все высказанные предложения были рассмотрены на заключительном заседании комитета по организации конференции и принято решение - Центральному и Ленинградскому областному правлениям Российского НТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова в
срок до 20.12.2007 г. разработать план их реализации.
Президент
РосНТО судостроителей
им.акд. А.Н.Крылова Александров В.Л.