Собрание 22 июня |
Исх. № 5, от 22 июня 2011 г. Собрание Сахалинского отделения Русского географического общества. |
Центральное Правление Русского географического общества Копии: Губернатору Сахалинской области; Центральное правление Российского НТО судостроителей им. А.Н. Крылова. |
Настоящим направляю Протокол собрания Сахалинского отделения Русского географического общества, проходившего совместно с Региональным отделением Российского НТО судостроителей им. А.Н. Крылова. Участниками Собрания высказана озабоченность отсутствием региональной морской научной школы, ответственной за выработку научно-обоснованных проектно-инженерных решений; за техническую и производственную координацию в области мореплавания и рыболовства на Сахалине и Курильских островах.
Морская деятельность является самой наукоемкой отраслью сахалинской экономики, и налагает на участников морских работ повышенные требования по образовательному цензу, цензу реального мореплавания и успешного опыта ведения морских инженерных работ. Собрание СахРГО подтверждает актуальность создания Морского научно-технического комитета, как координационного ядра морских профессионалов, опирающегося на достижения, авторитет и прикладные разработки Сахалинской морской научной школы.
Необходимые решения по изложенным вопросам утверждались на Втором и Третьем форумах «Мореходство и морские науки» в 2009 и 2011 гг. Проекты технических заданий и смет для проведения наиболее актуальных морских исследований в навигационный сезон 2011 г. приведены в приложениях к протоколу Собрания РГО.
Прошу Вас принять необходимые решения о статусе СахМНТК и о поддержке Сахалинской морской научной школы в навигационный сезон 2011 г.
Председатель СахРГО,
член Центрального Правления и руководитель подсекции мореходных качеств судов в штормовых условиях, председатель СахНТО судостроителей им. А.Н. Крылова
к.т.н. В.Н. Храмушин.
Присутствовали на Общем собрании 2 кандидата и 11действительных членов Русского географического общества.
Объявлена повестка дня, определен регламент для научного доклада – 15 мин, обсуждение – 5 мин.
Председательствовал В.Н. Храмушин, выборы президиума собрания не проводились.
Председатель СахРГО В.Н. Храмушин, секция морских исследований.
Высказана озабоченность отсутствием ответов на решения Морского научного форума «Мореходство и морские науки – 2011» со стороны Правительства Сахалинской области и Морской Коллегии России. Тематическим планом СахГУ поддерживаются морские исследования в рамках Сахалинской морской научной школы, результаты планируется представить на конференции «Моринтех» и в пленарном докладе на «Крыловских чтениях» осенью этого года в г. Санкт-Петербурге.
Научно-экспертный совет (НЭС) при Правительстве Сахалинской области состоялся 11 ноября 2010 г. (№ 1). Губернатор А.В. Хорошавин согласился с предложением о целесообразности создания морской секции, отвечающей за самую наукоемкую отрасль экономики нашего островного края. Морским научно-техническим комитетом (СахМНТК) проведены консультации и получено согласие на участие в работе НЭС Приморского и Сахалинского пароходств, Холмского и Невельского мореходных училищ, а также морских инженеров Росморпотра и СахБАСУ. В соответствии с Положением о СахМНТК оговаривались обязательные требования к морскому образованию, цензу безаварийного плавания на командных должностях и опыту успешной работы по морским инженерным специальностям.
Судя по текущему положению дел этот вопрос не находит практического воплощения, и предлагается к повторной постановке 30 июня на предстоящем НЭС. Целесообразно также повторить задания и сметы по актуальным исследованиям в рамках программы становления Сахалинской морской научной школы.
2. Научные сообщения кандидатов в члены Русского географического общества.
Глеба Геннадий Васильевич. «Освещение вопросы географической политики в Сахалинском государственном университете».
Секция геополитики.
Кандидат зарегистрирован на сайте Центрального Правления РГО. Рекомендации действительных членов РГО С.А. Пономарева и Ю.И. Недореза.
Решение о приеме в члены РГО приято единогласно.
Манчилина Елена Александровна. «Вопросы социальной психологии в современном развитии международных отношений на Дальнем Востоке России».
Секция географии и краеведения.
Кандидат зарегистрирован на сайте Центрального Правления РГО. Рекомендации к вступлению в действительные члены РГО даны С.А. Пономаревым и В.Н. Храмушиным.
Решение о приеме в члены РГО приято единогласно.
Общее собрание Сахалинского отделения Русского географического общества обращается в Центральное Правление с предложением об утверждении кандидатов действительными членами Русского географического общества.
3. Обоснование необходимости поддержки инновационных предложений, принятых в решениях Третьей морской научно-технической конференции «Мореходство и морские науки - 2011».Недорез Юрий Иванович – руководитель секции геополитики.
Новым Агентством стратегических инициатив (АСИ) в России ставится конкурсное условие успешного бизнеса в течение 5 лет с оборотом - 1 млрд.руб., что оставляет востребованными только Сахэнерджи, Роснефть или Газпром, и отчасти собиратели их бонусов и строительных подрядов. Лозунг «Кадры надо омолаживать», в условиях упадка научных школ представляется контрпродуктивным, уместней: «Кадры надо обновлять и совершенствовать».
Сахалинская область – это геополитический фасад России и не может быть сырьевым придатком. Очевидна необходимость создания индустрии глубокой переработки морепродуктов, лесобработки и нефтехимии. Сахалинские инициативы имеют стратегическую значимость для страны – в целом. В частности:
1. Построение инфраструктуры контроля морских акваторий является ключевым условием активизации морской деятельности на Дальнем Востоке и в Арктике, в том числе обеспечивающей включение Российского Дальнего Востока в процессы разделения труда и ресурсов на Азиатско-Тихоокеанском рынке, реально объединенном морскими коммуникациями. Стратегическая актуальность подтверждена президентскими Указом № 471 от 4.03.2000 г. "О совершенствовании морской деятельности РФ" и Поручением № 461 от 6.05.2000 г.
2. Штормовые и ледовые условия Сахалина и Курильских островов предопределяют обязательность участия опытных сахалинских мореплавателей и морских инженеров во всех этапах проектирования и последующего методического освоения всех видов морской техники. Географические и гидрометеорологические условия на юге Сахалина являются наилучшими в России, также как и для соседних стран, для проведения опытовых испытаний всех классов перспективных судов, с последующей методической отработкой условий эксплуатации, включая запуск экспертных систем для эффективной и безопасной работы на море. Стратегический и экономический эффект таких работ вне сомнений.
3. Сахалин остро нуждается в скорейшем техническом обустройстве и строительстве морских портов – убежищ, соответствующих международным правилам судоходства и способных конкурировать за получение грузов и глубокую переработку морских ресурсов из Российской экономической зоны и промысловых акваторий открытого океана. В научно-техническом плане уже созданы комплексные вычислительные системы для проектирования и модернизации портовых гаваней и рейдов. Отработаны также ключевые юридические и экономические предложения для ускоренного вовлечения морских портов и рыбообрабатывающих предприятий Сахалина и Курильских островов в Тихоокеанский рыбный рынок.
Для реализации научно-технических и инновационных разработок на Сахалине должен действовать Морской научно-технических комитет (СахМНТК). Исключительно и только Морские профессионалы из СахМНТК (мореплаватели и морские инженеры) могут и должны нести ответственность за эффективное развитие морского дела на Сахалине и Курильских островах.
Дополнение:
Пищальник Владимир Михайлович – руководитель секции океанографии.
Недавние события в Сахалинском заливе ярко показали необходимость полной ответственности именно и только сахалинских морских служб и сахалинских ледовых капитанов за обеспечение эффективной и безаварийной работы флота в ледовых условиях. Под прямым руководством из Москвы, выход из ледового плена тогда превратился в спасательную операцию длительностью 1 месяц, в которой задействовались два линейных ледокола, танкер и вертолеты. Рыбакам дорого обошлась столь медвежья московская услуга. При этом не следует забывать, что на акваториях, прилегающих к Сахалину, осуществляются круглогодичные перевозки нефти и сжиженного природного газа супертанкерами и газовозами.
4. О включении названий островов в Устав Сахалинской области. Об обсуждении названия «Сахалино-Курильская область».
Пономарев Сергей Алексеевич.
Доложил о продолжающихся картографических нарушениях в изображениях и названиях островов и населенных пунктов Сахалина и Курильских островов. При участии Русского географического общества, в устав Сахалинской области внесено 81 название островов, из них 77 – в составе Курил. Решается вопрос о внесении списка названий островов в федеральные документы о Сахалинской области.
В настоящее время на рассмотрение Правительства и областной Думы внесен документ об уточнении названия Сахалинской области как Сахалино – Курильской. Обсуждение этого вопроса может быть начато в экспертном сообществе Русского географического общества, что положительно скажется на предстоящих общественных слушаниях и, возможно, на референдуме.
Согласился с необходимостью опубликования обсуждаемых вопросов на информационных ресурсах Русского географического общества в Интернете.
5. О научных изданиях и совместных экспедициях Общества изучения Амурского края и СахРГО
Бровко Петр Федорович – председатель Общества изучения Амурского края, г. Владивосток.
Доложил о текущих научных работах и изданиях Русского географического общества в Приморском крае. Пригласил к участию в совместных экспедициях от Посьета – до Певека, в том числе организуемых силами Сахалинского отделения и Сахалинского государственного университета.
Приложение № 1 к Протоколу Собрания
Сахалинского отделения
Русского географического общества
от 22 июня 2011 г.
Проект № 1.
Поисковые исследования, вычислительные и опытовые эксперименты в проектировании перспективных судов повышенной мореходности
Актуальность:
Узкая специализация и дезинтеграция морского инженерного потенциала, характерные для эпохи научно-технических революций XX века, ныне сменяется синтезом фундаментальных наук и хорошей морской практики, что обусловлено сквозной математизацией проектных поисков в кораблестроении, так же как и в повседневной штурманской службе и во всех других видах производственной деятельности на море. На практике это означает открытие доступа к новейшим проектным технологиям для профессиональных мореплавателей, и возможность вовлечения штурманских счетно-решающих комплексов в процесс камерального проектирования нового перспективного флота, наилучшим образом адаптированного к сложным, штормовым и ледовым условиям морей Дальнего Востока России.
Цель работы:
Концептуальное проектирование с участием профессиональных мореплавателей, вычислительная оптимизация и экспериментальное исследование мореходных качеств и условий эксплуатации перспективных судов для Дальнего Востока России.
Методы и задачи исследований:
1. Разработка общеархитектурных решений, общего расположения, распределения масс и объемов для перспективных рыболовных, транспортных, спасательных, патрульных и гидрографических судов при непосредственном участии авторитетных сахалинских капитанов, судовладельцев и главных судовых специалистов сахалинского каботажного и океанского флота.
2. Вычислительная оптимизация формы корпуса и общекорабельной архитектуры перспективных судов повышенной мореходности с использованием стандартных и авторских математических моделей лаборатории вычислительной гидромеханики и морских исследований СахГУ, кафедры теории и проектирования судов ДВГТУ, кафедры кораблестроения и опытового бассейна КнАГТУ;
3. Проведение комплексных мореходных испытаний самоходных телеуправляемых моделей судов в открытом море и в прибойной зоне прибрежных мелководий с целью поверки математических моделей и проектно-технических решений для традиционных и перспективных судов повышенной мореходности, с последующей отработкой наставлений мореплавателям по методикам Сахалинского филиала МГУ им. Г.И. Невельского для эффективного и безопасного судовождения в сложных, ледовых и штормовых условиях Сахалина и Курильских островов.
Ожидаемые результаты научно-технических исследований и разработок:
1. Создание активно работающей морской научной школы, ответственной за разработку оптимальных и эффективных технических решений по развитию морского дела на Сахалине и Курильских островах;
2. Разработка перспективных проектов судов и инженерных морских инженерных сооружений различного назначения, в том числе на длительную перспективу активизации морской деятельности в сложных, штормовых и ледовых условиях дальневосточных морей России;
3. Создание и активизация научно-экспертной группы, ответственной за эффективность и безопасность мореплавания и ведения всего комплекса морских производственных и промысловых работ на Сахалине и Курильских островах.
Стоимость работ на базе Сахалинского государственного университета: 4 млн. рублей.
Приложение № 2 к Протоколу Собрания
Сахалинского отделения
Русского географического общества
от 22 июня 2011 г.
Проект № 2.
Гидродинамические вычислительные эксперименты и экспедиционные изыскания для проектирования новых и реконструкции действующих морских портов; решение задач безопасности штормового плавания и укрытия прибрежного флота в гаванях портов и бухтах Сахалина и Курильских островов
Актуальность:
Жизнеобеспечение и социально-экономическое развитие Сахалина и Курильских островов всецело зависит от эффективности морских коммуникаций и всепогодности рыбопромысловых и других производственных работ на море. Важнейшим элементом морской инфраструктуры являются морские порты и открытые причалы, нуждающиеся как в научно-обоснованных проектных решениях при строительстве и модернизации, так и в гидродинамически поверенных наставлениях по эксплуатации в сложных погодных условиях.
Цель работы:
Создание гидродинамических карт-схем для всех морских портов и бухт Сахалина и Курильских островов, предназначенных для навигационных целей, а также при проектировании или реконструкции причалов и волнозащитных молов для улучшения волнового режима и режима течений на операционных акваториях и рейдах морских портов.
Методы и задачи исследований:
Обследование прибрежных акваторий выполняется по следующим обобщенным сценариям вычислительных экспериментов и экспедиционных изысканий:
1 – построение высокоточных цифровых батиметрических массивов для рейдовых и внутренних операционных акваторий порта и ближайших подходов к нему;
2 – прямое численное моделирование привходящих извне крупных волн зыби и цунами с целью выявления наиболее опасных зон в рейдовых акваториях и вблизи портовых причалов;
3 – прямое численное моделирование длинноволнового режима для выявления местоположения всех пучностей и узловых линий собственных колебаний уровня моря;
4 –результаты численного моделирования поверяются прямыми измерениями колебаний уровня моря и морских течений на узловых линиях и в пучностях наиболее характерных волн;
5 – по результатам численных расчетов создаются схемы реконструкции портовых акваторий для повышения эффективности их работы в сложных погодных условиях;
Ожидаемые результаты научно-технических исследований и разработок:
1. Поддержания предельно длительной работоспособности морских портов в условиях штормовой погоды и в случае объявления тревог по опасным морским явлениям.
2. Создание технических руководств и наставлений мореплавателям по движению судов на рейдах и операционных акваториях портов в сложных, штормовых и ледовых условиях;
3. Разработка перспективных проектно-технических решений и последовательности их реализации для реконструкции действующих портов, строительства новых причалов или расширения их операционных акваторий.
Стоимость работ на базе Сахалинского государственного университета: 3 млн. рублей.
Приложение № 3 к Протоколу Собрания
Сахалинского отделения
Русского географического общества
от 22 июня 2011 г.
Проект № 3.
Разработка практических рекомендаций для плавания в ледовых условиях (решение задач безопасности морских перевозок при реализации нефтегазовых проектов на шельфе Сахалина)
Актуальность:
Бесперебойная и безаварийная работа нефтегазовых шельфовых проектов Сахалина зависит от эффективной работы морского транспорта по обслуживанию морских нефтегазодобывающих платформ и транспорта нефти и газа в ледовый сезон, продолжительность которого в разных районах составляет от трех до шести месяцев в году. Важнейшим условием успешного плавания судов во льдах является знание (прогнозирование?) ледового режима и мониторинг ледовых условий на судоходных трассах с использованием современных средств наблюдений за ледяным покровом.
Цель работы:
Создание практических рекомендаций для плавания судов в ледовых условиях, а также разработка проекта организации мониторинга ледовой обстановки с целью оптимизации сбора ледовой информации и схем доведения её до потребителя.
Методы и задачи исследований:
Изучение ледового режима Охотского и Японского морей выполняется по следующим обобщенным сценариям гидрометеорологических исследований:
1 – организация сбора всех видов современной информации о состоянии ледяного;
2 – создание банков данных ледовой и сопутствующей метеорологической информации;
3 – моделирование ледового режима для выявления среднесрочных и долгосрочных прогностических связей;
4 – моделирование воздействия ледяного покрова нефтегазодобывающие платформы и подводные газо- и нефтепроводы;
5 – результаты моделирования поверяются и калибруются прямыми наблюдениями на платформах, судах обслуживания и ледоколах, работающих в ледовых условиях на акваториях, прилегающих к Сахалину и Курильским островам;
6 – по результатам численных расчетов разрабатываются практические рекомендации для защиты подводных трубопроводов и плавания судов в различные типы зим;
Ожидаемые результаты научно-технических исследований и разработок:
1. Предотвращение экологических катастроф путем обеспечения безопасности мореплавания и транспорта нефти в ледовых условиях сахалинского шельфа;
2. Создание практических руководств и наставлений мореплавателям на трассах зимнего плавания в различные типы зим и в периоды активного воздействия ледяного массива на платформы и трубопроводы;
3. Разработка перспективных проектно-технических решений и последовательности их реализации при строительстве новых технических сооружений на побережье и в шельфовой зоне Сахалина.
Стоимость работ на базе Сахалинского государственного университета: 1 млн. рублей.
Примечание:
уточненные сметы морских научных исследований будут согласовываться в рамках Технического задания, утверждаемого в СахМНТК ответственными специалистами по конкретным научно-техническим направлениям морских и морских инженерных работ.