1845 год основания Русского географического общества
Собрание 22 июня
Всероссийская общественная организация Русское географическое общество (официальный сайт СахРГО)
Сахалинское отделение

Сахалинское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество»
693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина 290, email: Khram(a)Mail.ru
Исх. № 5, от 22 июня 2011 г.

Собрание Сахалинского отделения Русского географического общества.

Центральное Правление Русского географического общества
Копии: Губернатору Сахалинской области;
Центральное правление Российского НТО судостроителей им. А.Н. Крылова.

Настоящим направляю Протокол собрания Сахалинского отделения Русского географического общества, проходившего совместно с Региональным отделением Российского НТО судостроителей им. А.Н. Крылова. Участниками Собрания высказана озабоченность отсутствием региональной морской научной школы, ответственной за выработку научно-обоснованных проектно-инженерных решений; за техническую и производственную координацию в области мореплавания и рыболовства на Сахалине и Курильских островах.

Морская деятельность является самой наукоемкой отраслью сахалинской экономики, и налагает на участников морских работ повышенные требования по образовательному цензу, цензу реального мореплавания и успешного опыта ведения морских инженерных работ. Собрание СахРГО подтверждает актуальность создания Морского научно-технического комитета, как координационного ядра морских профессионалов, опирающегося на достижения, авторитет и прикладные разработки Сахалинской морской научной школы.

Необходимые решения по изложенным вопросам утверждались на Втором и Третьем форумах «Мореходство и морские науки» в 2009 и 2011 гг. Проекты технических заданий и смет для проведения наиболее актуальных морских исследований в навигационный сезон 2011 г. приведены в приложениях к протоколу Собрания РГО.

Прошу Вас принять необходимые решения о статусе СахМНТК и о поддержке Сахалинской морской научной школы в навигационный сезон 2011 г.


Председатель СахРГО,
член Центрального Правления и руководитель подсекции мореходных качеств судов в штормовых условиях, председатель СахНТО судостроителей им. А.Н. Крылова
к.т.н. В.Н. Храмушин.

 

Примечание:
Сахалинский морской научно-технический комитет;
Сахалинская морская научная школа
- одобрены к созданию на II и III Морских форумах «Мореходство и морские науки» в 2009 и 2011 гг.
(как научные образования действуют по инициативе ученых)

ПРОТОКОЛ № 4
Общего собрания
Сахалинского регионального отделения
Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
г. Южно-Сахалинск, « 22 » июня 2011 года

Присутствовали:
  1. Храмушин Василий Николаевич (председатель)
  2. Жарков Рафаэль Владимирович (зам. председателя)
  3. Шубин Валерий Орионович (ученый секретарь)
  4. Бровко Петр Федорович (председатель Общества изучения Амурского края, Приморское РГО)
  5. Синев Юрий Станиславович (мореходство)
  6. Пищальник Владимир Михайлович (ледовые исследования)
  7. Пономарев Сергей Алексеевич (геополитика)
  8. Тамбовский Виктор Сергеевич
  9. Чувилина Вера Алексеевна
  10. Недорез Юрий Иванович
  11. Бернгардт Роберт Павлович
  12. Глеба Геннадий Васильевич
  13. Манчилина Елена Александровна

Присутствовали на Общем собрании 2 кандидата и 11действительных членов Русского географического общества.

Объявлена повестка дня, определен регламент для научного доклада – 15 мин, обсуждение – 5 мин.

Председательствовал В.Н. Храмушин, выборы президиума собрания не проводились.
 

Повестка дня
  1. Храмушин Василий Николаевич. Информация о реализации текущих планов Сахалинского отделения Русского географического общества, Сахалинского отделения Российского НТО судостроителей им. А.Н. Крылова.
  2. Научные сообщения кандидатов в члены Русского географического общества:
    Глеба Геннадий Васильевич. «Освещение вопросов геополитики в Сахалинском государственном университете»;
    Манчилина Елена Александровна. «Вопросы социальной психологии в современном развитии международных связей на Дальнем Востоке России»
  3. Недорез Юрий Иванович. Обоснование необходимости поддержки инновационных предложений Третьей морской научно-технической конференции «Мореходство и морские науки - 2011».
  4. Пономарев Сергей Алексеевич. О включении названий островов в Устав Сахалинской области. Об обсуждении названия «Сахалино-Курильская область».
  5. Бровко Петр Федорович. О научных изданиях и совместных экспедициях Общества изучения Амурского края и Сахалинского отделения Русского географического общества.
1. Вступительное слово

Председатель СахРГО В.Н. Храмушин, секция морских исследований.

Высказана озабоченность отсутствием ответов на решения Морского научного форума «Мореходство и морские науки – 2011» со стороны Правительства Сахалинской области и Морской Коллегии России. Тематическим планом СахГУ поддерживаются морские исследования в рамках Сахалинской морской научной школы, результаты планируется представить на конференции «Моринтех» и в пленарном докладе на «Крыловских чтениях» осенью этого года в г. Санкт-Петербурге.

Научно-экспертный совет (НЭС) при Правительстве Сахалинской области состоялся 11 ноября 2010 г. (№ 1). Губернатор А.В. Хорошавин согласился с предложением о целесообразности создания морской секции, отвечающей за самую наукоемкую отрасль экономики нашего островного края. Морским научно-техническим комитетом (СахМНТК) проведены консультации и получено согласие на участие в работе НЭС Приморского и Сахалинского пароходств, Холмского и Невельского мореходных училищ, а также морских инженеров Росморпотра и СахБАСУ. В соответствии с Положением о СахМНТК оговаривались обязательные требования к морскому образованию, цензу безаварийного плавания на командных должностях и опыту успешной работы по морским инженерным специальностям.

Судя по текущему положению дел этот вопрос не находит практического воплощения, и предлагается к повторной постановке 30 июня на предстоящем НЭС. Целесообразно также повторить задания и сметы по актуальным исследованиям в рамках программы становления Сахалинской морской научной школы.

 

2. Научные сообщения кандидатов в члены Русского географического общества.

 

Глеба Геннадий Васильевич. «Освещение вопросы географической политики в Сахалинском государственном университете».

Секция геополитики.

Кандидат зарегистрирован на сайте Центрального Правления РГО. Рекомендации действительных членов РГО С.А. Пономарева и Ю.И. Недореза.

Решение о приеме в члены РГО приято единогласно.

 

Манчилина Елена Александровна. «Вопросы социальной психологии в современном развитии международных отношений на Дальнем Востоке России».

Секция географии и краеведения.

Кандидат зарегистрирован на сайте Центрального Правления РГО. Рекомендации к вступлению в действительные члены РГО даны С.А. Пономаревым и В.Н. Храмушиным.

Решение о приеме в члены РГО приято единогласно.

Общее собрание Сахалинского отделения Русского географического общества обращается в Центральное Правление с предложением об утверждении кандидатов действительными членами Русского географического общества.

3. Обоснование необходимости поддержки инновационных предложений, принятых в решениях Третьей морской научно-технической конференции «Мореходство и морские науки - 2011».

Недорез Юрий Иванович – руководитель секции геополитики.

Новым Агентством стратегических инициатив (АСИ) в России ставится конкурсное условие успешного бизнеса в течение 5 лет с оборотом - 1 млрд.руб., что оставляет востребованными только Сахэнерджи, Роснефть или Газпром, и отчасти собиратели их бонусов и строительных подрядов. Лозунг «Кадры надо омолаживать», в условиях упадка научных школ представляется контрпродуктивным, уместней: «Кадры надо обновлять и совершенствовать».

Сахалинская область – это геополитический фасад России и не может быть сырьевым придатком. Очевидна необходимость создания индустрии глубокой переработки морепродуктов, лесобработки и нефтехимии. Сахалинские инициативы имеют стратегическую значимость для страны – в целом. В частности:

1. Построение инфраструктуры контроля морских акваторий является ключевым условием активизации морской деятельности на Дальнем Востоке и в Арктике, в том числе обеспечивающей включение Российского Дальнего Востока в процессы разделения труда и ресурсов на Азиатско-Тихоокеанском рынке, реально объединенном морскими коммуникациями. Стратегическая актуальность подтверждена президентскими Указом № 471 от 4.03.2000 г. "О совершенствовании морской деятельности РФ" и Поручением № 461 от 6.05.2000 г.

2. Штормовые и ледовые условия Сахалина и Курильских островов предопределяют обязательность участия опытных сахалинских мореплавателей и морских инженеров во всех этапах проектирования и последующего методического освоения всех видов морской техники. Географические и гидрометеорологические условия на юге Сахалина являются наилучшими в России, также как и для соседних стран, для проведения опытовых испытаний всех классов перспективных судов, с последующей методической отработкой условий эксплуатации, включая запуск экспертных систем для эффективной и безопасной работы на море. Стратегический и экономический эффект таких работ вне сомнений.

3. Сахалин остро нуждается в скорейшем техническом обустройстве и строительстве морских портов – убежищ, соответствующих международным правилам судоходства и способных конкурировать за получение грузов и глубокую переработку морских ресурсов из Российской экономической зоны и промысловых акваторий открытого океана. В научно-техническом плане уже созданы комплексные вычислительные системы для проектирования и модернизации портовых гаваней и рейдов. Отработаны также ключевые юридические и экономические предложения для ускоренного вовлечения морских портов и рыбообрабатывающих предприятий Сахалина и Курильских островов в Тихоокеанский рыбный рынок.

Для реализации научно-технических и инновационных разработок на Сахалине должен действовать Морской научно-технических комитет (СахМНТК). Исключительно и только Морские профессионалы из СахМНТК (мореплаватели и морские инженеры) могут и должны нести ответственность за эффективное развитие морского дела на Сахалине и Курильских островах.

Дополнение:

Пищальник Владимир Михайлович – руководитель секции океанографии.

Недавние события в Сахалинском заливе ярко показали необходимость полной ответственности именно и только сахалинских морских служб и сахалинских ледовых капитанов за обеспечение эффективной и безаварийной работы флота в ледовых условиях. Под прямым руководством из Москвы, выход из ледового плена тогда превратился в спасательную операцию длительностью 1 месяц, в которой задействовались два линейных ледокола, танкер и вертолеты. Рыбакам дорого обошлась столь медвежья московская услуга. При этом не следует забывать, что на акваториях, прилегающих к Сахалину, осуществляются круглогодичные перевозки нефти и сжиженного природного газа супертанкерами и газовозами.

 

4. О включении названий островов в Устав Сахалинской области. Об обсуждении названия «Сахалино-Курильская область».

Пономарев Сергей Алексеевич.

Доложил о продолжающихся картографических нарушениях в изображениях и названиях островов и населенных пунктов Сахалина и Курильских островов. При участии Русского географического общества, в устав Сахалинской области внесено 81 название островов, из них 77 – в составе Курил. Решается вопрос о внесении списка названий островов в федеральные документы о Сахалинской области.

В настоящее время на рассмотрение Правительства и областной Думы внесен документ об уточнении названия Сахалинской области как Сахалино – Курильской. Обсуждение этого вопроса может быть начато в экспертном сообществе Русского географического общества, что положительно скажется на предстоящих общественных слушаниях и, возможно, на референдуме.

Согласился с необходимостью опубликования обсуждаемых вопросов на информационных ресурсах Русского географического общества в Интернете.

 

5. О научных изданиях и совместных экспедициях Общества изучения Амурского края и СахРГО

Бровко Петр Федорович – председатель Общества изучения Амурского края, г. Владивосток.

Доложил о текущих научных работах и изданиях Русского географического общества в Приморском крае. Пригласил к участию в совместных экспедициях от Посьета – до Певека, в том числе организуемых силами Сахалинского отделения и Сахалинского государственного университета.


Председатель Сахалинского отделения Храмушин Василий Николаевич
Заместитель председателя Жарков Рафаэль Владимирович
Ученый секретарь Сахалинского отделения Шубин Валерий Орионович

Приложение № 1 к Протоколу Собрания
Сахалинского отделения
Русского географического общества
от 22 июня 2011 г.

Проект № 1.
Поисковые исследования, вычислительные и опытовые эксперименты в проектировании перспективных судов повышенной мореходности

Актуальность:

Узкая специализация и дезинтеграция морского инженерного потенциала, характерные для эпохи научно-технических революций XX века, ныне сменяется синтезом фундаментальных наук и хорошей морской практики, что обусловлено сквозной математизацией проектных поисков в кораблестроении, так же как и в повседневной штурманской службе и во всех других видах производственной деятельности на море. На практике это означает открытие доступа к новейшим проектным технологиям для профессиональных мореплавателей, и возможность вовлечения штурманских счетно-решающих комплексов в процесс камерального проектирования нового перспективного флота, наилучшим образом адаптированного к сложным, штормовым и ледовым условиям морей Дальнего Востока России.

Цель работы:

Концептуальное проектирование с участием профессиональных мореплавателей, вычислительная оптимизация и экспериментальное исследование мореходных качеств и условий эксплуатации перспективных судов для Дальнего Востока России.

Методы и задачи исследований:

1. Разработка общеархитектурных решений, общего расположения, распределения масс и объемов для перспективных рыболовных, транспортных, спасательных, патрульных и гидрографических судов при непосредственном участии авторитетных сахалинских капитанов, судовладельцев и главных судовых специалистов сахалинского каботажного и океанского флота.

2. Вычислительная оптимизация формы корпуса и общекорабельной архитектуры перспективных судов повышенной мореходности с использованием стандартных и авторских математических моделей лаборатории вычислительной гидромеханики и морских исследований СахГУ, кафедры теории и проектирования судов ДВГТУ, кафедры кораблестроения и опытового бассейна КнАГТУ;

3. Проведение комплексных мореходных испытаний самоходных телеуправляемых моделей судов в открытом море и в прибойной зоне прибрежных мелководий с целью поверки математических моделей и проектно-технических решений для традиционных и перспективных судов повышенной мореходности, с последующей отработкой наставлений мореплавателям по методикам Сахалинского филиала МГУ им. Г.И. Невельского для эффективного и безопасного судовождения в сложных, ледовых и штормовых условиях Сахалина и Курильских островов.

Ожидаемые результаты научно-технических исследований и разработок:

1. Создание активно работающей морской научной школы, ответственной за разработку оптимальных и эффективных технических решений по развитию морского дела на Сахалине и Курильских островах;

2. Разработка перспективных проектов судов и инженерных морских инженерных сооружений различного назначения, в том числе на длительную перспективу активизации морской деятельности в сложных, штормовых и ледовых условиях дальневосточных морей России;

3. Создание и активизация научно-экспертной группы, ответственной за эффективность и безопасность мореплавания и ведения всего комплекса морских производственных и промысловых работ на Сахалине и Курильских островах.

 

Стоимость работ на базе Сахалинского государственного университета: 4 млн. рублей.


Приложение № 2 к Протоколу Собрания
Сахалинского отделения
Русского географического общества
от 22 июня 2011 г.

Проект № 2.
Гидродинамические вычислительные эксперименты и экспедиционные изыскания для проектирования новых и реконструкции действующих морских портов; решение задач безопасности штормового плавания и укрытия прибрежного флота в гаванях портов и бухтах Сахалина и Курильских островов

Актуальность:

Жизнеобеспечение и социально-экономическое развитие Сахалина и Курильских островов всецело зависит от эффективности морских коммуникаций и всепогодности рыбопромысловых и других производственных работ на море. Важнейшим элементом морской инфраструктуры являются морские порты и открытые причалы, нуждающиеся как в научно-обоснованных проектных решениях при строительстве и модернизации, так и в гидродинамически поверенных наставлениях по эксплуатации в сложных погодных условиях.

Цель работы:

Создание гидродинамических карт-схем для всех морских портов и бухт Сахалина и Курильских островов, предназначенных для навигационных целей, а также при проектировании или реконструкции причалов и волнозащитных молов для улучшения волнового режима и режима течений на операционных акваториях и рейдах морских портов.

Методы и задачи исследований:

Обследование прибрежных акваторий выполняется по следующим обобщенным сценариям вычислительных экспериментов и экспедиционных изысканий:

1 – построение высокоточных цифровых батиметрических массивов для рейдовых и внутренних операционных акваторий порта и ближайших подходов к нему;

2 – прямое численное моделирование привходящих извне крупных волн зыби и цунами с целью выявления наиболее опасных зон в рейдовых акваториях и вблизи портовых причалов;

3 – прямое численное моделирование длинноволнового режима для выявления местоположения всех пучностей и узловых линий собственных колебаний уровня моря;

4 –результаты численного моделирования поверяются прямыми измерениями колебаний уровня моря и морских течений на узловых линиях и в пучностях наиболее характерных волн;

5 – по результатам численных расчетов создаются схемы реконструкции портовых акваторий для повышения эффективности их работы в сложных погодных условиях;

Ожидаемые результаты научно-технических исследований и разработок:

1. Поддержания предельно длительной работоспособности морских портов в условиях штормовой погоды и в случае объявления тревог по опасным морским явлениям.

2. Создание технических руководств и наставлений мореплавателям по движению судов на рейдах и операционных акваториях портов в сложных, штормовых и ледовых условиях;

3. Разработка перспективных проектно-технических решений и последовательности их реализации для реконструкции действующих портов, строительства новых причалов или расширения их операционных акваторий.

 

Стоимость работ на базе Сахалинского государственного университета: 3 млн. рублей.


Приложение № 3 к Протоколу Собрания
Сахалинского отделения
Русского географического общества
от 22 июня 2011 г.

Проект № 3.
Разработка практических рекомендаций для плавания в ледовых условиях (решение задач безопасности морских перевозок при реализации нефтегазовых проектов на шельфе Сахалина)

Актуальность:

Бесперебойная и безаварийная работа нефтегазовых шельфовых проектов Сахалина зависит от эффективной работы морского транспорта по обслуживанию морских нефтегазодобывающих платформ и транспорта нефти и газа в ледовый сезон, продолжительность которого в разных районах составляет от трех до шести месяцев в году. Важнейшим условием успешного плавания судов во льдах является знание (прогнозирование?) ледового режима и мониторинг ледовых условий на судоходных трассах с использованием современных средств наблюдений за ледяным покровом.

Цель работы:

Создание практических рекомендаций для плавания судов в ледовых условиях, а также разработка проекта организации мониторинга ледовой обстановки с целью оптимизации сбора ледовой информации и схем доведения её до потребителя.

Методы и задачи исследований:

Изучение ледового режима Охотского и Японского морей выполняется по следующим обобщенным сценариям гидрометеорологических исследований:

1 – организация сбора всех видов современной информации о состоянии ледяного;

2 – создание банков данных ледовой и сопутствующей метеорологической информации;

3 – моделирование ледового режима для выявления среднесрочных и долгосрочных прогностических связей;

4 – моделирование воздействия ледяного покрова нефтегазодобывающие платформы и подводные газо- и нефтепроводы;

5 – результаты моделирования поверяются и калибруются прямыми наблюдениями на платформах, судах обслуживания и ледоколах, работающих в ледовых условиях на акваториях, прилегающих к Сахалину и Курильским островам;

6 – по результатам численных расчетов разрабатываются практические рекомендации для защиты подводных трубопроводов и плавания судов в различные типы зим;

Ожидаемые результаты научно-технических исследований и разработок:

1. Предотвращение экологических катастроф путем обеспечения безопасности мореплавания и транспорта нефти в ледовых условиях сахалинского шельфа;

2. Создание практических руководств и наставлений мореплавателям на трассах зимнего плавания в различные типы зим и в периоды активного воздействия ледяного массива на платформы и трубопроводы;

3. Разработка перспективных проектно-технических решений и последовательности их реализации при строительстве новых технических сооружений на побережье и в шельфовой зоне Сахалина.

Стоимость работ на базе Сахалинского государственного университета: 1 млн. рублей.


Примечание:
уточненные сметы морских научных исследований будут согласовываться в рамках Технического задания, утверждаемого в СахМНТК ответственными специалистами по конкретным научно-техническим направлениям морских и морских инженерных работ.