Работа Комитета инновационных проектов НТО судостроителей


Половинкин Валерий Николаевич,
Горелик Борис Александрович,
Члены Президиума НТО

 

Инновационный подход к возрождению народного хозяйства, в том числе и судостроения, крайне необходим. Российскому гражданскому судостроению необходимы новые научные разработки, обладающие конкурентоспособностью и способствующие его развитию не только в количественном, но и в качественном аспектах.

Инновационные разработки должны способствовать созданию изделий не на бумаге, а в металле и обладать повышенными техническими, и в первую очередь, эксплуатационными характеристиками.

Доклад посвящен работе Инновационного Комитета, образованного при ЦП Рос НТО им. академика А.Н. Крылова. В нем рассматриваются вопросы этапов его создания, разработанные документы, предназначенные для организации рассмотрения поданных инновационных проектов, оценки и оказания содействия в их продвижении.

В докладе рассматриваются разработанные методики описания Инновационного Проекта, критерии и показатели оценки качества будущей инновационной продукции, а также возможные инвесторы проектов.

Приведенные в методике оценочные показатели дают возможность экспертам дать объективную оценку каждому инновационному проекту, позволяющую либо рекомендовать его для дальнейшего продвижения, либо для доработки, либо отказать в дальнейшем продвижении с конкретным указанием причины отказа.

 

Инновационный путь развития судостроения является средством достижения производства конкурентоспособной продукции для внутреннего и внешнего рынков сбыта.

Стратегическим направлением государственной политики в области инновационной деятельности является создание, формирование и защита отечественного рынка научно-технической продукции. Этого возможно достичь только создавая новую или модернизируя старую научно-техническую продукцию, при этом только ту, которая будет коммерциализована, а не останется на складах предприятия-производителя. Это не противоречит основному принципу рыночной экономики – производить надо ту продукцию, которая пользуется спросом, а не ту, которая изготовляется.

Такой посыл может дать только путь создания конкурентоспособной продукции. Этот принцип должен быть заложен в разработку инновационной продукции, обеспечивающей создание высокоэффективных судов и кораблей, в том числе судового оборудования.

Создание такой продукции начинается с разработки инновационного проекта к которому должны быть предъявлены такие технические требования, выполнение которых должно обеспечить реальное создание конкурентоспособной продукции, способной к импортозамещению и диверсификации.

В целом основной задачей разработки инновационных проектов является решение научно-технических проблем, стоящих перед судостроительной промышленностью.

С этой целью в октябре 2011 года за круглым столом руководителями секций НТО была рассмотрена идея создания и продвижения инновационных разработок для их внедрения в судостроении.

Уже в ноябре 2011 года на очередном заседании Президиума ЦП НТО было принято решение о создании Инновационного Комитета при НТО.

К концу 2011 года был разработан План работы инновационного Комитета на 2012 год, который был утвержден Президиумом ЦП НТО.

Согласно плану в феврале 2012 г. были разработаны, рассмотрены и утверждены «Методические рекомендации по разработке инновационных проектов», и «Методика оценки инновационных проектов». Одновременно было разработано «Положение об Инновационном Комитете при НТО им. акад. А.Н. Крылова». В Положении определены функции Комитета, цели и задачи, состав, права и организационная работа.

В методических рекомендациях структурированы основные разделы, которые должны входить в состав описания инновационного проекта. Основными из них являются: научно-техническое описание проекта, его техническая характеристика, правовая охрана, сравнительный анализ создаваемой научно-технической продукции, а также способы и объем финансирования.

Оценка научно-технического уровня предусматривает критерии и показатели, которым соответствует инновационный проект, главными из них являются:

- значимость для судостроения,

- экономическая эффективность,

- срок окупаемости и себестоимость,

- экологическая и техническая безопасность,

- возможность диверсификации,

- предложения по сотрудничеству и инвестированию проекта.

В состав инновационного Комитета вошли руководители секций (их 21), председатель и два заместителя, которые вместе с привлекаемыми компетентными специалистами будут проводить экспертизу поступающих инновационных проектов.

1. Арктическое судостроение – международный проект.

2. Технология электрошлакового литья для изготовления реакторов (Балтийский завод).

3. Производство бессварных гибких трубопроводов и экологически чистая технология их изготовления (Адмиралтейские верфи СПбГМТУ).

4. Комплекс «двигатель - нейтрализатор», встраиваемый в судовую энергетическую установку.

Начиная с апреля 2012 года поступило три проекта. В результате их рассмотрения выяснено, что они по научно-технической значимости соответствуют требованиям, но также отмечено, что необходима их доработка, чтобы они полностью соответствовали разработанным требованиям, обеспечивающим их привлекательность и возможность софинансирования, т.е. инвестирования с целью доработки и практического внедрения в промышленное производство.

В качестве инвесторов могут выступать:

1. Комитет по инновациям при Правительстве Санкт-Петербурга,

2. Объединенная судостроительная корпорация,

3. Некоммерческая организация «Фонд предпосевных инноваций»,

4. Отдел продвижения и поддержания инновационной деятельности при Управлении развития инноваций Комитета экономического развития, промышленности, политики и торговли.

Безусловно, чтобы высокоэффективные инновационные проекты не оставались на бумаге необходимо, чтобы политика государства, в том числе и Санкт-Петербурга оказывала реальную практическую и финансовую помощь, выражающуюся в поддержке нововведений, их стимулирование, мягкое налогообложение и более совершенная правовая база, а также целевое финансирование.

Поскольку на начальном этапе деятельности по разработке инновационных проектов резкого темпа подачи инновационных проектов не наблюдается, решено направить на предприятия и в организации, обладающие инновационным потенциалом, информационные письма с просьбой об усилении активности в этом направлении.

Конечно, понятны реалии сегодняшнего дня и огромного потока инновационных проектов ожидать не приходится. Комитет надеется, что их будет достаточное количество, чтобы заявить, что гражданское судостроение еще живо.

Следует также учесть, что в разработке каждого инновационного проекта должны принимать участие высококвалифицированные научно-технические кадры на всех этапах его создания. Иными словами: трехмерная модель должна не оставаться на мониторе, а быть реализована в металле.

Кроме того, по договоренности с журналом «Морской вестник» (редактор Конов Э.А.) в ближайшем номере предполагается опубликовать вышеупомянутые методические материалы по разработке инновационных проектов.

В заключении хочется обратиться к присутствующим на съезде принять все сказанное во внимание и сделать наш город – Санкт-Петербург столицей судостроения и инновационным лидером создания конкурентоспособной продукции с торговой маркой – брендом «Сделано в Санкт-Петербурге».

 

Спасибо за внимание.