1845 год основания Русского географического общества
Всероссийская общественная организация Русское географическое общество (официальный сайт СахРГО)

Сахалинское отделение


Исх. № 38, от 12 ноября 2012 г. Охотское море.

Дневник экспедиции Русского географического общества к безымянным морским объектам на Сахалине и Курильских островах. г. Москва, Русское географическое общество
г. Южно-Сахалинск, Правительство Сахалинской области

2012-11-12, Охотское море, рейд города Курильска и поселка Китовый

Принципиально никак невозможно объяснить и приять нашу российскую широту неосвоенности дальних весей и морских окраин. И все же пребывание в море вблизи Курильских островов сравнимо лишь с забытой мечтой и вечной детской завистью к людям здесь обретающимся. Хотя и здесь, даже издалека с открытого моря теперь чувствуется вездесущность новых веяний – больших сахалинских строек и перемен к лучшему, тоже.


Рейд нового порта Китовый. Утро. Белый рыбацкий пароход и вулканы над морем.

Якорная стоянка в заливе Китовый. Ближе к берегу рыболовное судно японской постройки, за ним потухший вулкан «Богдан Хмельницкий» и, чуть далее к северу такой же вулкан – «Чирип», дающий название этому большому полуострову – укрытию на Охотоморском побережье острова Итуруп. На траверзе справа поселок и порт «Китовый», еще правее к югу, можно представить, в печной дымке сверкает на солнце столица Курильского района – город Курильск (фото такое повторить не может).

В материалах Росреестра к северу в 4,5 км есть безымянный остров № 85, за ним еще в полутора км у берега другой безымянный остров № 84. Как всегда неожиданная и спешная подготовка оборудования, и гидрографический плашкоут с членами экспедиции, под управлением экипажа судна выходит в первый путь к безымянным морским географическим объектам. Видимость прекрасная, ветер попутный, можно начинать поиски и описание безымянных островов, которые на вчерашнем пути большого судна по глубокой воде, обнаружить было никак невозможно даже с мощной оптикой. Попутной задачей является изучение и описание всех окружающих скал и банок, мысов и заливов, бухт и другие неоткрытых и неосвоенных морских географических объектов и достопримечательностей.


На фота команда первооткрывателей-первопроходцев безымянных островов. Сахалинский государственный университет и Русское географическое общество. Профессиональные сахалинские гидрографы, всегда готовые к безмятежному диалогу с Тихим океаном.

Штормовая погода, и ее безнадежное ожидание привели к потере одного члена экспедиции, историка из Сахалинского министерства культуры И.А. Самарина, для которого затянувшиеся общественные инициативы не смогли согласоваться с повседневной рутиной чиновничьей деятельности. Еще сложнее представить себе ритмичную работу сахалинской морской промышленности и экономики островного региона в целом, эффективность которых всецело зависит от условий всепогодного мореходства, ныне почему-то управляемого под контролем береговых служак, никогда не видевших морской работы и не знающих простых законов моря. Столь неуклюжая российская новация никак не поддается разумному объяснению: почему в мировой практике мореходства походом и судном всецело командует опытнейший в морском деле капитан, а в нашем флоте, даже несмотря на уроки гибели судов и буровых платформ, столь невыполнимую миссию берут на себя очень далекие от моря, фактически, береговые чиновники, нередко дислоцирующиеся в сухопутной Москве, и которые по сути ни разу и в море то не были, не говоря уж о принципиальной невозможности ихнего разумного знания всех переменчивых инженерно-технических особенностей и реальных условий мореплавания для конкретного судна.

Последнее также явилось причиной отсутствия на борту судна и в распоряжении экспедиции специальной быстроходной шлюпки, безосновательно исключенной из минимально необходимого оснащения научного отряда. Есть надежда, что в последующих экспедициях, в ближайшие тихие сезоны года, такая шлюпка все же будет получена, что позволит осуществить ее штатную оснастку гидрографическим оборудованием и штативами для автоматических навигационных измерителей и фото- видео-регистраторов.

В любом случае, инициативные русские морские географы – экипажи российских судов, персонально оснащенные современными мобильными техническими средства судовождения с глобальной астронавигацией и прекраснейшими картографическими материалами, в том числе общедоступными в открытых проектах типа: «OpenStreetMap», при наличии замечательного туристского снаряжения (сколь бы то ни было обидно заскорузлым мореманам), способны ныне решать практически любые по сложности задачи географических исследований и попутного описания новых морских объектов.

 

Остров № 84 оказался немного маловастым. Экспедиционный плашкоут не рискнул продираться над остроконечными подводными скалами, соединяющими остров с прибрежным пляжем. Хотя и сам пляж здесь явление редкое, но все же и появление скалистого образование само по себе тоже удивительно. Невдалеке к северу у мыса есть множество других аналогичных скал, осыхающих и меньших размеров, то есть не вполне попадающих под определение острова, не затапливаемого во время максимального прилива.


«Первый», но не одинокий, совсем малюсенький безымянный остров – скала № 84.

Этот «Первый» остров конечно отделен от пологого берега неосыхающим проливом, но пройти столь узким, мелким и каменистым фарватером отваги не хватило (и особого желания, тоже), и потому сие вулканическое творение осталось и без первопроходцев, и без первооткрывателей. Следы птиц совсем обелили скалы, и пусть пока лишь эти птицы снова удивляются своему безопасному месту посадки в открытом море.

Покидаем самый первый «удивительный» остров не испачкав одежды следами от сплошного белого птичьего окраса на всех выступающих над морем камнях.

 

Остров № 85. Возвращаемся вдоль отвесных скал навстречу ветру и волнению. Брызги мгновенно заливают всю аппаратуру. К счастью, первая поливка соленой морской водой никак не сказывается на работоспособности импортной электроники, и есть надежда на ее успешную службу хотя бы на срок настоящей морской экспедиции. Плашкоут приближается к отвесным скалам, где забрызгивание не столь интенсивно, а глубины моря на границе вулканического противостояния вполне достаточны для беззаботного движения под наблюдением впередсмотрящего. Идеально чистая вода и ветровое волнение создают прекрасную возможность для оценки рельефа плоских подводных скал, покрытых в низинах черными облаками придонных водорослей.


Характерный вулканический обрывистый берег острова Итуруп к северу от порта Китовый.

При проходе на север к первому безымянному острову № 84, «второго» острова за номером 85 не удалось точно идентифицировать на фоне прибрежных скал. А с учетом ошибки в координатах из официального списка Росреестра, даже в непосредственной близости от «Второго» острова оставались вопросы о его подлинности, однако на ожидаемом по карте удалении к западу от берега никаких островов более не просматривалось.


«Второй» остров состоит из двух крупных обломков скал и отделен от прибрежного обрыва вполне глубоким проливом, позволившим его обойти и высадится на камни с приглубых и относительно тихих вод со стороны побережья, где не столь сильно влияние охотоморской зыби и ветровых волн.

В заключение приходится заметить, что оба острова не находятся на 120-130 метров мористее к западу, как показано в географических координатах Росреестра. Фактически острова находятся в непосредственной близости к берегу, а выявленную погрешность трудно объяснить рассогласованиями величин географической долготы между пулковскими и общемировыми американскими картографическими проекциями. Полезная надводная поверхность обоих островов никак не достигает высоты 5 м, и видимая площадь всяко меньше 100 кв.м., если не сказать, что такая площадка просто отсутствует.


Вторая мористая часть безымянного острова № 85. Отбить и отломать от него пробы грунта весьма тяжело, весь остров просто отполирован штормовыми всплесками морского прибоя.

Священник Илья с Российским флагом на большой прибрежной части «Второго» острова. Установить на столь гладко вылизанной скале какой-либо памятный знак или православный крест не представляется возможности. Тем не менее, новый «Второй» остров посещен и открыт для будущего имянаречения.

Первопроходцами «Второго» острова стали действительные члены Русского географического общества И. А. Тихонов, В. Н. Храмушин, священник Южно-Сахалинского Воскресенского собора Илья, член экипажа судна Федотова Т. М. Во время высадки команда плашкоута оставалась на его борту в обеспечение безопасности, для чего плашкоут постоянно удерживался прижатым к острову, упираясь машиной в приглубом месте к его вертикальной скале.

Шесть километров прибрежного плавания к безымянным островам проходят у разнообразного по геологическому строению побережью, включающего острые выступающие в море утесы, обломки подводных и осыхающих скал вблизи мысов, крутые обрывы с мелкими пляжами прибрежных заводей. Среди скал найден также глубокий грот, с подводной скалой посреди округлого зала, глубоко вдающегося внутрь черных вулканических скал. Звучат слова о том, что столь примечательный географический объект может получить имя «Русского географического общества», флаг которого первым входит в грот, и как напоминание о новых и непрерывных морских географических экспедициях в будущем.


Вряд ли стоит укрываться под подволоком огромных навешенных каменей от дождей и штормовой непогоды, но все же плавание в тихой темной заводи вокруг подводного каменного стола может оставить незабываемое и неповторимое впечатление.

Обратный путь вдоль берега ведет напрямую во вновь отстраиваемый порт «Китовый». И пусть вся российская молодежь, а не только многочисленные среднеазиатские рабочие, будут мечтать о славной работе на самых лучших российских островах в Тихом океане и в дальнем Охотском море.


Пушки острова Итуруп. Вид на запад в Охотское море с утеса в поселке Китовый. На главном плане строящийся морской порт – надежда всех моряков на будущее возрождение мореходства, большой рыбалки, морского и морского инженерного дела в целом.

 

Охотское море,
рейд порта Китовый на острове Итуруп,
в ожидании у моря хорошей погоды, вечер 12 ноября 2012 г.



Состав экспедиционного отряда Русского географического общества, проводившего первую высадку 12 ноября 2012 г. на безымянные острова № 84 и № 85 в Курильском заливе вблизи побережья острова Итуруп.
Экспедиционный отряд: Тихонов Игорь Александрович – руководитель морских работ;
Шепелев Юрий Христофорович – командир гидрографического плашкоута;
Храмушин Василий Николаевич – начальник экспедиции;
Карпов Илья Алексеевич – священник Воскресенского кафедрального собора.
Экипаж плашкоута: Федотова Татьяна Муратовна – член экипажа судна;
Черемисин Александр Николаевич – моторист;
Курилов Дмитрий Михайлович – матрос;
Баженов Сергей Борисович – матрос.