English

Единая система государственного мониторинга сахалинского шельфа как важнейший элемент обустройства морских акваторий

СКБ средств автоматизации морских исследований
Дальневосточного отделения
Российской академии наук

Красный Михаил Львович, директор СКБ средств автоматизации морских исследований Дальневосточного отделения Российской Академии наук, д.г.-м.н., академик РАЕН, председатель Сахалинского отделения Русского географического общества и научно-экспертного совета при администрации Сахалинской области. Провел множество морских научных экспедиций, в том числе при разведке нефти и газа на шельфе южных Курильских островов.

Храмушин Василий Николаевич, по образованию - судоводитель морских судов и корабельный гидромеханик, выпускник Калининградского мореходного училища и Ленинградского кораблестроительного института. Основная научная специализация - вычислительная гидромеханика при решении задач гидрофизики океана и безопасности штормового мореплавания.


Начиная с 1996 года, одной из основных научно-исследовательских тематик Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований Дальневосточного отделения Российской Академии наук (СКБ САМИ ДВО РАН) является поиск путей создания действенной государственной системы мониторинга и экологического контроля нефтепромысловых районов сахалинского шельфа. Исследование научных основ, технических средств и организационных решений по построению такой системы наблюдения за состоянием морских акваторий выполняется по заданию администрации Сахалинской области, при непосредственном участии Государственного комитета по экологии и охране природы Сахалинской области (Госсахэкологии).
Автоматизированная система мониторинга сахалинского шельфа может быть создана в условиях реального развертывания современных технических средств и систем поддержания жизнедеятельности и безопасности мореплавания в морских акваториях Сахалинской области, которые должны быть задействованы в соответствии с требованиями международного морского права и российского законодательства

На начальном этапе исследований проведена проработка базовой концепции по развертыванию единой системы мониторинга сахалинского шельфа, в подготовке которой, кроме Госсахэкологии, принимали также участие сотрудники Сахалинского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (СахУГМС) и Сахалинского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (СахНИРО). Результаты исследований опубликованы в книге «Пути создания системы мониторинга шельфа Сахалинской области» в 1998 году [1], где обосновывается: на начальных этапах должна быть создана информационно-аналитическая система и океанографическая база данных по материалам исторических наблюдений в дальневосточных морях России; затем эта система должна быть адаптирована к информации от действующих на Сахалине оперативных служб мониторинга окружающей среды, а также от производственных служб импактного (локального) мониторинга, выполняемого нефтепромысловыми компаниями; на завершающем этапе система мониторинга должна быть дополнена специализированными телеметрическими измерительными системами, которые должны ликвидировать пробелы в оперативной информации, что необходимо для полного и эффективного мониторинга как всего сахалинского шельфа, так и морских нефтепромысловых акваторий.

Состояние развития нефтегазовых проектов сахалинского шельфа

Прогнозные извлекаемые ресурсы сахалинского шельфа оцениваются около 2 млрд. т нефти и конденсата и 3,6 трлн.м3 газа [2]. Несомненно, освоение углеводородного потенциала шельфа нашей страны _ это принципиально новая страница истории развития топливно-энергетического комплекса для всего Дальневосточного региона. Для полномасштабного развертывания работ на шельфе еще предстоит решить многие проблемы правового регулирования, инвестиционные, технологические, организационные и другие задачи. Именно поэтому среди первоочередных, при реализации нефтепромысловых проектов, выступает охрана окружающей среды и проблема экологии, что обусловлено чрезвычайной важностью сохранения рыбных запасов и биоразнообразия Охотского моря в целом и особенно Курилоостровного региона, являющегося одним из наиболее биологически продуктивных районов Мирового океана.

Важно отметить, что разведка и добыча нефти и газа на шельфе Сахалина ведется в крайне сложных гидрометеорологических условиях, изобилующих частыми штормами и интенсивным морским волнением, где в зимнее время с большой скоростью движутся тяжелые охотоморские льды, в районе со сложной сейсмической обстановкой и частыми проявлениями аномальных или опасных морских явлений (сейши, экстремальные течения, ураганные ветры и штормовые нагоны, землетрясения и др.). В таких условиях становится крайне актуальной задача обеспечения безопасности ведения работ на море и заблаговременного предупреждения обо всех потенциально опасных явлениях природы, а также ввод в действие эффективной системы информационного обеспечения для поддержки решений о ликвидации последствий аварийных ситуаций, разливов нефти и других необратимых экологических последствий или катастроф.
По мере освоения сахалинского шельфа общая зона локального мониторинга будет постоянно расширяться, что создаст уникальные возможности для развертывания эффективной системы мониторинга, базирующейся на автоматических телеметрических комплексах, расположенных на буровых платформах, а впоследствии решить наукоемкие задачи обеспечения нефтепромыслов прогнозами о динамике экологических процессов и своевременных предупреждений об опасных морских явлениях

В 1998 году на сахалинском шельфе установлена стационарная ледостойкая платформа «Моликпак», которая вместе с одноякорным причалом и танкером-хранилищем «Оха» образовала первый в России морской нефтедобычной комплекс «Витязь». В 1999 году комплекс «Витязь» приступил к добыче нефти на сахалинском шельфе, тем самым оживив первыми элементами морской инфраструктуры таежные районы северо-восточного побережья Сахалина. Успешная работа комплекса «Витязь» подтвердила высокую технологическую готовность нефтепромысловой компании «Сахалинская энергия» к ведению морских работ в столь сложных условиях сахалинского шельфа.

В ближайшие годы ожидается существенное расширение работ в рамках сахалинских нефтегазовых проектов, планируется освоение новых участков и ввод в действие большого числа морских буровых установок и развитие производственной инфраструктуры Сахалинской области в целом. В связи с этим существенно повышается значимость и актуальность обустройства морских нефтедобывающих районов, включающих решение задач государственного мониторинга и контроля экологической безопасности, построения эффективной системы наблюдения за состоянием моря и оперативного прогноза опасных морских явлений, а также обеспечения безопасности мореплавания и ведения работ на море с обязательным вводом в действие экспертно-аналитических и информационных систем быстрого реагирования на нефтеразливы и аварийные ситуации на море. В соответствии с техническими возможностями государственной системы мониторинга должны быть проработаны оптимальные и эффективные варианты дислокации сил и средств, которые должны обеспечивать решение задач спасения на море и ликвидации последствий экологических катастроф.

Рис.1. Осваиваемые и перспективные участки нефтегазодобычи на сахалинском шельфе.

Основной задачей автоматизированной системы мониторинга сахалинского шельфа является непрерывное и оперативное навигационное и гидрометеорологическое обеспечение работ на море и безопасности мореплавания в нефтепромысловых акваториях в целом. В качестве технической политики при создании государственной системы мониторинга предлагается путь объединения локальных систем мониторинга источников загрязнения, имеющихся на каждой морской платформе. Ключевые посты наблюдения могут быть дополнены измерительными комплексами для получения специализирован ной информации, важной при осуществлении функций государственного экологического мониторинга и контроля морских акваторий. Все локальные посты наблюдения и автономные морские измерительные комплексы будут объединяться в единую сеть сбора и передачи текущей информации, оперативный анализ которой будет осуществляться в ведомственных государственных центрах, с последующим накоплением и детальным изучением океанографических и экологически значимых данных в академическом или научном центре контроля состояния моря.

Такой подход диктуется в первую очередь необходимостью ускорения создания комплексной системы мониторинга морских акваторий, он также удовлетворяет требованию оптимизации средств и усилий на развертывание системы в целом. Базовые технические элементы и методические разработки системы наблюдения проработаны и готовы к незамедлительному внедрению для оперативного использования в рамках действующих на Сахалине уполномоченных служб контроля морских акваторий. Однако, учитывая особенности морской среды и чрезвычайную сложность процессов на море и в атмосфере, для поддержания практической эффективности контроля морских акваторий все элементы системы наблюдения должны оставаться под непрерывным научно-техническим сопровождением и допускать быстрое совершенствование всех её ключевых элементов для учета новейших достижений и результатов фундаментальных исследований по программам «Мировой океан».

Текущий этап развертывания практических работ по мониторингу нефтепромысловых районов сахалинского шельфа 2001 года подготовлен в соответствии с концепцией комплексного мониторинга, разработанной в СКБ САМИ ДВО РАН в 1997-1998 годах по заданию Сахалинского комитета по экологии и охране природы.

О системе мониторинга морских акваторий как о сложной организационно -технической задаче взаимодействия оперативных служб и научно-экспертных центров

В соответствии с «Основными принципами организации и функционирования ЕГСМ*» (Единой государственной системы мониторинга) экологический мониторинг морских акваторий может быть только подзадачей единой и комплексной системы наблюдения за состоянием моря, общее решение которой должно быть реализовано в рамках действующих оперативных служб Сахалинского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (СахУГМС), Сахалинской опытно-методической сейсмологической партии Геофизической службы РАН (СахОМСП) и др., обеспечивающих реальное и непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды. В частности, в Извещениях мореплавателям [3] со ссылкой на законодательство Российской Федерации распространен следующий текст:

«Охрана водных акваторий, перечисленных в законах**, их минеральных и живых ресурсов в целях их сохранения, защиты и оптимального использования, защиты экономических и иных интересов Российской Федерации осуществляется в пределах своей компетенции:
* федеральным органом по пограничной службе;
* федеральным органом по геологии и использованию недр;
* федеральным органом государственного горного надзора;
* федеральным органом по рыболовству;
* федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов.

Координация использования сил указанных органов охраны осуществляется федеральным органом по пограничной службе».
При любом варианте исполнения единой системы непрерывного и оперативного телеметрического контроля морских акваторий такая система будет существенно дешевле в эксплуатации, чем реализация эпизодического мониторинга с использованием научно-исследовательского флота. В случае же возникновения внештатных ситуаций на нефтепромысловых сооружениях непрерывно работающий под управлением центра «Наука» телеметрический комплекс будет единственным эффективным средством контроля морских акваторий и не может быть заменен никакими, пусть даже сверхбыстроходными или сверхдорогостоящими методами обследования морских вод, так как для прогноза развития опасной ситуации на море необходимо знать текущее состояние гидродинамических и гидрофизических процессов в зоне развития морской катастрофы

С целью обеспечения безопасности ведения нефтепромысловых работ на сахалинском шельфе, особенно в зимнее время и в периоды осенних и весенних штормов, а также для осуществления экологического контроля в шельфовой зоне должен осуществляться непрерывный и оперативный мониторинг гидрофизических и экологических параметров состояния моря. Нефтепромысловые службы и экипажи буровых установок должны быть обеспечены полным комплексом штормовых предупреждений, своевременными прогнозами об опасных морских явлениях и точными данными об изменениях сейсмической активности в районах, где ведется добыча нефти и природного газа.

Таким образом формулируется первоочередность задачи обеспечения безопасности ведения работ на море в целом, которая определяется условиями цивилизованности морских акваторий, складывающимися из навигационного, гидрометеорологического и информационно-картографического обеспечения, обеспечения средствами связи и приборного контроля состояния моря и атмосферы, а также наличием постоянно действующих береговых служб, ведущих прогноз и предупреждение об опасных морских и природных явлениях.

Варианты проведения мониторинга и контроля морских акваторий

Традиционное понимание мониторинга морских акваторий, в том числе и экологического, в первую очередь характеризуется сроками и периодичностью проведения практических наблюдений за различными параметра ми состояния водной толщи, поверхности моря и нижних слоев атмосферы, выполняемых непосредственно на море:

1) Эпизодические наблюдения - выполняются без предварительной проработки сроков и программ наблюдений. Такие наблюдения должны выполняться в случае обнаружения каких-либо необычных, аномальных явлений или с целью срочного уточнения состояния моря для выработки решений о недопущении необратимых или экологически опасных процессов. К сожалению, в настоящее время в нефтепромысловых районах сахалинского шельфа выполняются только эпизодические наблюдения, при этом последняя стандартная съемка выполнялась около 10 лет назад. В 90-е годы нефтепромысловые компании проводили ограниченные экологические наблюдения на сахалинском шельфе, в основном выполнявшиеся по частным заданиям производственно-вспомогательного характера. С 2000 года начато восстановление регулярного государственного мониторинга нефтепромысловых акваторий сахалинского шельфа. Первая фоновая океанографическая съемка 2000 года выполнена с целью практического уточнения имеющихся бессистемных океанографических материалов, полученных ранее нефтепромысловыми компаниями в режиме эпизодических наблюдений.

2) Регулярные съемки - выполняются по заранее утвержденным и согласованным научным программам, ежегодно и в одни и те же сроки, разнесенные по различным сезонам года. В регулярном мониторинге должно использоваться стандартное измерительное оборудование при участии уполномоченных гидрографических служб и государственных ведомствен ных организаций, отвечающих за контроль состояния морских акваторий. Для сахалинского шельфа такой мониторинг имеет смысл проводить только в комплексе и совместно с прибрежными наблюдениями, а также при параллельном мониторинге как сахалинских рек, так и реки Амур, во многом определяющей гидрологический режим вод сахалинского шельфа. За последние 10 лет, в которые на сахалинском шельфе не проводилось регулярного мониторинга, произошло качественное изменение как методов, так и техники проведения океанографических измерений, и на запланирован ную на 2001 год комплексную морскую экологическую экспедицию возлагается также задача по научной проработке и опробованию новых методов мониторинга морских акваторий, в том числе с использованием данных дистанционного зондирования поверхности моря из космоса.

3) Непрерывные наблюдения - возможны с использованием современного телеметрического измерительного оборудования и систем дистанционного зондирования поверхности океана с побережья, с борта нефтепромысловых сооружений и из космоса. Такой непрерывный мониторинг является единственным эффективным средством как для прогноза и предотвращения неконтролируемого развития необратимых экологических процессов на море, так и в случае необходимости для выработки обоснованных решений по недопущению аварийных ситуаций и катастроф на море или в случае проведения оперативных действий по ликвидации последствий таких аварий и нефтеразливов на море. Непрерывный мониторинг может осуществляться по ограниченному набору регистрируемых параметров окружающей среды и на ограниченном количестве постоянно действующих телеметрических постов наблюдения, которые удобнее всего организовывать на береговых маяках и пограничных постах, а также на нефтепромысловых платформах и судах обеспечения. Такие ограничения означают сохранение актуальности «регулярного» и «эпизодического» мониторинга, которые должны обеспечивать регулярное сопоставление и совместный анализ результатов комплексного мониторинга больших по площади морских акваторий и длительных во времени рядов данных телеметрического контроля. В случае организации непрерывного и регулярного мониторинга по единой научно-технической программе станет возможным создание единого оперативного (кризисного) центра контроля морских акваторий сахалинского шельфа (назовем его информационно-аналитическим центром «Наука»), в котором данные от далеко разнесенных телеметрических постов наблюдения в межэкспедиционные периоды будут также задействованы для контроля больших по площади морских акваторий с использованием вычислительных экспериментов, непрерывно выполняющихся в режиме реального времени.

Определение комплекса проектных и организационно-технических мероприятий в виде замкнутой логической системы


«Оха» на мели.

Как и в любой задаче проектирования, при создании замкнутой системы определяются условия, называемые в математике «необходимыми», а в случае разработки новых или сложных систем отсутствует видение о «достаточности» необходимых средств и усилий на завершение исходных проектных задач. В случае комплексной постановки проблемы, когда известны основные принципы функционирования будущей системы, для оценки результата проектирования может быть использован метод логического исследования работоспособности новой системы в едином комплексе. Однако на практике процесс проектирования и ввода в эксплуатацию новых наукоемких технологий может быть чрезвычайно длительным, а в случае некорректной постановки задачи _ бесконечным. Нельзя ли сделать оценки жизнеспособности и функциональной целостности системы непрерывного наблюдения за состоянием морских акваторий на всех этапах ее создания, когда даже на начальных этапах реализации возможно получение практически значимых результатов. Механизм оценки связности различных проектных решений может быть проанализирован с использованием троичной логики, в которой любые теоретические предположения могут быть однозначно отображены на конкретные практические применения.

Предположим, что главной целью проектирования выбрана жизнеспособность, оптимальность и эффективность сложной в инженерно-техническом отношении системы, которая должна обеспечиваться на множестве контрольных этапов реализации во времени. Учитывая длительный срок ввода системы в эксплуатацию, необходимо построить логический базис, позволяющий анализировать технические решения на предмет их связности на всех этапах проектирования, развертывания и практического использования, в том числе на промежуточных этапах развертывания системы наблюдения. Такую комплексную оценку проекта с учетом оптимальной реализации научно-технических и организационных решений, удобно систематизировать в виде трехмерного логического базиса, где каждая из осей задает ключевые направления практических работ или научных исследований, и при этом обладает свойствами независимости (ортогональности) от другой пары логических осей.

Рис. 2. Логический базис проектирования, создания и эксплуатации системы оперативного мониторинга и контроля сахалинского шельфа (разделенные по этапам группы задач представлены на рисунке 2 в виде трех базисных осей, которые образуют независимые направления работ и исследований, систематизированных с помощью трехмерного [пространственного] логического базиса)

С помощью такой систематизации логических объектов и операций над ними (рис. 2.) каждый из отсчетов на любой из базисных осей можно охарактеризовать в понятиях, которые выстраиваются в плоскости связных ортогональных логических осей.

Этап проектирования
1. и X - Научно-техническое обеспечение и инструментальная база:
1.1. Приборы и системы для выполнения океанологических и геофизических наблюдений;
1.2. Анализ данных, экстраполяция по площади и обеспечение прогнозов во времени;
1.3. Систематизация аналитических материалов, моделирование физических процессов.
Этап создания
2. и Y - Методы наблюдения и контроля, законодательно-административные аспекты:
2.1. Оперативный контроль гидрометеорологических и гидрофизических параметров;
2.2. Выполнение режимных наблюдений за состоянием cахалинского шельфа;
2.3. Постоянный экспертно-аналитический анализ общего положения дел.
Этап эксплуатации системы наблюдения и контроля
3. и Z - Факторы назначения, цели и времени выполнения наблюдений:
3.1. Предотвращение катастроф и предупреждение об экологической опасности;
3.2. Изучение, контроль и анализ текущей экологической обстановки;
3.3. Минимизация негативного влияния и ликвидация экологических катастроф

Текущее состояние дел можно охарактеризовать как начальные этапы проектирования комплексной системы наблюдения на сахалинском шельфе, что определяется в логическом базисе направлением оси «Х» _ выбор базовых методов и перспективных технологий. Три секущие плоскости на осях «Y» и «Z» показывают необходимость тройной (всесторонней) отработки вопросов, связанных с приборным и методическим обеспечением, которые
должны рассматриваться в перспективе получения значимых для повышения уровня цивилизованности (т.е. информационно-технического обеспечения) морских работ на сахалинском шельфе в будущем. Каждый блок проектных вопросов представляет собой плоскую логическую матрицу на осях «Y» и «Z», смысловое содержание элементов которой позволяет всесторонне исследовать методы наблюдения с учетом научно-технических и организационно-правовых аспектов проектируемой службы и системы наблюдения.

Не умаляя значимости логического проектирования комплексной системы мониторинга, как функционально единой системы контроля обстановки на море, изначально следует коснуться исполнительской среды, для активизации которой не последнюю роль играют социально-экономические условия Сахалинской области.

1. Научные исследования. Среди первоочередных необходимо выделить практическую реализацию гидродинамических, гидрофизических и гидрометеорологических вычислительных экспериментов, которые должны составить методологическую основу непрерывного мониторинга и контроля морских акваторий, обеспечивающих функционирование телеметрических измерительных комплексов и морских экспертно-аналитических систем. Это позволит изучить методы использования современного инструментария для ведения оперативного мониторинга на разрозненной сети постов наблюдения за текущим состоянием моря, а также даст возможность пересмотреть материалы исторических наблюдений и экспедиционных исследований на сахалинском шельфе с целью обоснования всего комплекса работ по созданию современной системы мониторинга морских акваторий.

2. Информационное обеспечение мониторинга и контроля морских акваторий Сахалинской области является наукоемкой работой, выполнение которой должно быть ориентировано на техническое переоснащение и совершенствование действующих на Сахалине оперативных служб наблюдения за морем и окружающей средой. Необходимо иметь в виду, что работы, связанные с мониторингом морских акваторий, еще долго не выйдут из академических лабораторий, соответственно наибольший эффект выполняемые исследования могут принести только в условиях доступности океанографических материалов для всех заинтересованных служб, научных учреждений, авторитетных ученых и инженеров. Информационное обеспечение системы мониторинга желательно строить на базе морского центра «Наука» как научной лаборатории Российской Академии наук океанографического профиля, которая должна составить основу информационно-аналитического центра и обеспечена издательскими средствами, в том числе с возможностью опубликования наиболее актуальных материалов на электронных носителях. Собственно, информационное обеспечение системы мониторинга должно быть начато с создания сетевого информационного ресурса (сервера), интегрированного как в общедоступную сеть _ типа Интернет, так и в производственные системы связи и управления нефтепромыслами.

3. Комплексная система наблюдения за состоянием моря сама по себе является очень дорогостоящей и технически сложной задачей. Тем не менее такая система может быть создана при двух условиях: 1) она будет интегрирована в производственные службы и системы управления нефтепромыслами; 2) система будет создаваться на строгой и единой научной основе (пункт 1.) и в условиях существования открытой информационной системы наблюдения за состоянием моря (пункт 2.). Комплексная система мониторинга может быть создана силами сахалинских ученых и инженеров, при ее создании должен быть в полной мере использован потенциал российской океанологической науки, а сама система должна служить естественным продолжением многолетних исследований в охотоморском регионе. В создании такой системы должен, конечно же, учитываться опыт мировых океанографических исследований, при этом определяющим должно быть требование преемственности российской научной школы с соблюдением приоритета на продолжение многолетнего цикла стандартных наблюдений за состоянием моря.

Обслуживание технических средств морского базирования, стандартная и срочная обработка результатов измерений должны выполняться исключительно соответствующими ведомственными службами СахУГМС и СахОМСП. Упоминаемый выше центр «Наука», в реальности будучи научной лабораторий, сможет принять участие в решении не стандартных или научных задач, а в ее основные обязанности также должно входить участие в техническом переоснащении и совершенствовании регламента работы действующих на Сахалине оперативных служб, в том числе с включением в практическое использование нового инструментария, состоящего из высокоэффективной вычислительной техники, программного обеспечения и электронных систем сбора, анализа и целевого распространения оперативной информации.

На первых этапах существования информационно-аналитического центра «Наука» численное моделирование будет сводиться к экстраполяции разряженных наблюдений на более широкие акватории сахалинского шельфа, накоплению материалов о текущих гидрофизических процессах и состоянии водной среды. По мере внедрения новых информационно-вычислительных систем, после отработки каналов поступления оперативных данных центр мониторинга (на чьей бы базе он ни создавался) должен включиться в реальное комплексное информационное (в производственном плане) обеспечение нефтепромыслов, на фоне которого и должен выполняться действенный экологический мониторинг.

Проектирование системы по направлению «Задачи-цели проекта»

Не углубляясь в рассмотрение доступных на сегодня базовых комплексов информационного и приборного обеспечения, обратимся к организационно-методическим аспектам проектирования комплексной системы мониторинга в районе нефтепромыслов на сахалинском шельфе.

В логической плоскости проекта (см. рис.2) снова повторяются задачи-цели оперативного прогноза опасных ситуаций, непрерывного и комплексного наблюдения и организации эффективной системы информационного обеспечения при ликвидации последствий природных и техногенных катастроф (ниже: пп. 1.х - 3.х.). На независимой (ортогональной) оси этой логической плоскости определяются организационно-технические мероприятия, которые обеспечивают решение указанных задач (ниже: пп. х.1. - х.3.).

1.х. Оперативный контроль и анализ обстановки на море с целью прогноза и предупреждения об опасных морских явлениях, ледовых подвижках, землетрясениях и цунами, которые угрожают человеческой жизни или могут иметь катастрофические последствия в случае повреждения или разрушения нефтепромыслового оборудования;

2.х. Непрерывный и периодический контроль экологической обстановки в районе нефтепромыслов и на сахалинском шельфе в целом с целью недопущения необратимых и разрушительных природных процессов как в водной толще сахалинского шельфа, так и в районах сосредоточения оборудования или прохождения нефтепроводов по территории острова или в море.

3.х. Поддержание в постоянной готовности информационных ресурсов, обеспечивающих аварийно-спасательные службы, которые должны обладать объективной информацией для принятия решений о действиях по выводу нефтепромыслов из аварийных ситуаций или с целью организации эффективных мероприятий по ликвидации катастрофических последствий. В данном вопросе необходимо ориентироваться на существующие в Сахалинской области и в нефтепромысловых компаниях службы, принимая к разработке единую систему оперативного информационного и экспертного обеспечения этих служб.

Достижение указанных целей возможно только в случае задействования существующих ведомственных служб, которые в настоящее время слабо вовлечены в оперативный мониторинг окружающей среды в Сахалинской области. Эти службы работают в соответствии с утвержденными государственными методиками и на основе инструкций, регламентирующих принятие решений в экстренных ситуациях, которые должны постоянно совершенствоваться для учета изменяющегося экономического и социально-политического положения Сахалинской области.

В процессе поиска оптимальных решений по созданию единой системы наблюдения на сахалинском шельфе потребуется совершенствование действующих служб и систем наблюдения, в процессе которого новая океанографическая лаборатория (центра «Наука») сможет выполнить роль научно-технической службы, обеспечивающей комплекс наукоемких услуг и работ по созданию, развертыванию, опытной эксплуатации и долговременному техническому обслуживанию новых систем наблюдения и контроля морских акваторий.

Уровни и задачи взаимосвязанных подсистем

х.1. Локальная система наблюдений в районе нефтепромыслов
1.1. Гидрометеообстановка, сейсмические наблюдения и штормовые предупреждения;
2.1. Локальная автоматизированная система гидрофизических наблюдений и контроля состояния поверхности моря;
3.1. Поддержание в активном состоянии вычислительных моделей гидродинамики для режима течений, взаимодействия атмосферы и океана, динамики изменений уровня моря, волнового климата и др., адаптированных к оперативным данным, поступающим от служб УГМС и собственных локальных систем наблюдения.

х.2. Специализированная служба контроля обстановки в районе нефтепромыслов:
1.2. Комплексная автоматизированная обработка материалов, поступающих от служб СахУГМС, СахОМСП и из нефтепромысловых районов, а также от собственных постоянно действующих систем наблюдения и материалов текущих полевых обследований;
2.2. Прием и специализированная обработка данных дистанционного зондирования поверхности моря из космоса. Накопление материалов наблюдения за состоянием окружающей среды в нефтепромысловых районах. Непрерывное обновление специализированных информационных систем, приспособленных к решению оперативных задач и выполнению экспертных запросов;
3.2. Поддержание сетевого информационного ресурса (узла электронной связи и сервера данных), на котором будет представляться текущая и оперативная информация о состоянии окружающей среды для всех участников работ на сахалинском шельфе (включая рыбаков, океанологов, науку, военных и др.). На этом же сервере данных должны представляться исходные и аналитические (прогнозные) материалы по всем прилегающим акваториям, которые необходимы для настройки численных и интерполяционных моделей локального мониторинга. Выполнение работ по систематизации данных, поступающих из различных служб и систем наблюдения, выполнение непрерывного численного моделирования гидродинамического режима для акватории, покрывающей все нефтепромысловые районы, с автоматическим представлением полученных данных на общедоступном сетевом ресурсе.

х.3. Экспертно-аналитическая служба и группа научно-технической поддержки:
1.3. Техническое обслуживание и поддержание на современном уровне измерительных систем и информационных комплексов должно выполняться теми же научными коллективами и действующими оперативными службами, которые примут участие в проектировании, развертывании и запуске системы мониторинга в эксплуатацию;
2.3. Детальный анализ текущей информации, выявление потенциально опасных аномалий и разработка эффективных способов предотвращения чрезвычайных и аварийных ситуаций должна выполняться также и другими привлекаемыми к работе научными коллективами и группами исполнителей по мере обоснованной необходимости;
3.3. Центр наблюдения за состоянием нефтепромысловых районов должен иметь заранее проработанный регламент сбора ответственных специалистов и экспертов, в этом центре должны быть оборудованы автоматизированные рабочие места, поддерживаемые в постоянной готовности к использованию численных моделей, информационных систем и средств связи, которые должны вводится в действие немедленно по сигналу об опасности в нефтепромысловых районах сахалинского шельфа.

Практические предпосылки к проектированию системы непрерывного мониторинга сахалинского шельфа

Рис. 3. Проектная схема дислокации и взаимодействия оперативных служб и систем наблюдения за состоянием моря в Сахалинской области

Единая система наблюдения в районах нефтепромысловых работ может быть организована в виде группы локальных подсистем, каждая из которых отвечает за экологическую обстановку в близлежащих к буровым платформам акваториям. Каждая из таких локальных подсистем сможет осуществлять прямое приборное наблюдение за состоянием моря, экологическими параметрами водных масс и обеспечивать принятие обоснованных решений при производственно-технической деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду. Те же технические средства оперативного контроля морских акваторий должны быть использованы с целью обеспечения безопасности ведения морских работ в открытом море, а также задействоваться для быстрого анализа обстановки на море при аварийных ситуациях или экологических катастрофах.

Наблюдения за состоянием моря и атмосферы, при наличии технических возможностей, желательно осуществлять с использованием автоматических телеметрических комплексов, которые должны быть связаны в единую сеть сбора гидрофизических, гидрометеорологических и экологических данных со всех локальных постов наблюдения. Это позволит сформировать данные для подготовки гидрометеорологических прогнозов опасных морских явлений, информация о которых должна возвращаться на море по регламенту рассылки срочных и штормовых оповещений. При этом основные параметры, которые необходимы для производственной деятельности буровых платформ, должны представляться для повседневного и оперативного использования вахтенными службами буровых платформ и нефтедобывающих установок. В случае объединенной сети наблюдений на буровые платформы может быть также представлена аналитическая информация из единого центра наблюдения за морскими акваториями.

При создании системы мониторинга по такому принципу изначально могут быть учтены потребности в специализированной информации для нефтепромысловых работ как в повседневном режиме, так и в случае аварийных ситуаций или введения в действие плана по ликвидации нефтеразливов, что также является требованием Международной морской организации по обеспечению безопасности человеческой жизни на море. Это служит обоснованием для участия в развертывании комплексного мониторинга состояния моря и атмосферы со стороны нефтепромысловых компаний, что может существенно оптимизировать общие расходы по созданию технической инфраструктуры контроля морских акваторий в целом.

На рисунке 4 выше показана обобщенная схема организации комплексного мониторинга сахалинского шельфа, в которой показано, что базовый комплекс наблюдений за гидрометеорологической и сейсмологической обстановкой должны выполнять действующие на Сахалине государственные оперативные службы в лице СахУГМС и СахОМСП с привлечением Сахалинского управления связи (Сахалинсвязь), Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) для обеспечения систем наблюдения телеметрическими каналами связи и средствами оперативной доставки штормовых предупреждений и оповещения об опасных морских и природных явлениях.

Техническое оснащение бортовых систем наблюдения и контроля морских нефтепромысловых акваторий

Локальная система мониторинга должна решать комплекс оперативных задач, связанных с обеспечением безопасности мореплавания и ведения работ на море. Текущая аналитическая информация этой системы имеет очень важное значение при выработке решений в борьбе за живучесть буровых платформ и при ликвидации последствий аварийных разливов нефти. Весь комплекс измерительных и информационно-аналитических средств может быть развернут на базе гидрометеопоста и обслуживаться вахтенной службой морской нефтепромысловой установки. В организационно-техническом плане локальная система мониторинга может быть разделена на следующие подсистемы:

 
Рис. 4. Схема и содержание локального мониторинга, выполняемого непосредственно в районе нефтепромыслов

1. Наблюдения за состоянием окружающей среды, анализ текущей обстановки

2. Комплекс моделирования и прогнозов опасных морских и природных явлений

3. Экспертно- аналитическая система обеспечения при принятии решений

1.1. Сбор, обработка и анализ данных, поступающих от судового метеопоста, локальной системы мониторинга и производственно- технологических служб

2.1. Постоянных контроль морских акваторий с использованием моделей, адаптированных к внесению поправок от телеметрических систем ( - » 1.2. )

3.1. Научные исследования с целью апробации и совершенствования методов наблюдения, моделирования и анализа данных. ( - » 1.3. )

1.2. Прием срочных донесений и штормовых предупреждений от действующих оперативных служб, систематизация и включение этих данных в бортовую информационную систему

2.2. Непрерывное выполнение численного моделирования гидродинамического режима с учетом взаимодействия атмосферы и океана, с уточненным анализом для близлежащих акваторий.

3.2. Регулярное сопоставление гидрофизических экологических данных о состоянии моря, получаемых в результате моделирования и анализа всего комплекса телеметрической информации. ( - » 2.3 )

1.3. Поддержание актуальности бортовой базы данных и информационной системы по состоянию окружающей среды. Автоматизированная подготовка граничных и начальных условий для непрерывного численного моделирования и исходных данных для компьютерных экспертных систем.

2.3. Прогнозные расчеты и моделирование возможных последствий под влиянием опасных морских явлений, цунами, землетрясений, ледовых подвижек и других опасных явлений природы, в том числе вызванных производственной деятельностью и аварийными ситуациями на СПБУ.

3.3. Использование компьютерной экспертно- аналитической системы для принятия наиболее взвешенных решений, учитывающих прежний опыт эксплуатации СПБУ, - при подготовке к штормованию, в борьбе за живучесть, или в случае других нештатных и аварийных ситуациях.

1. Технологический контроль за объемом и содержанием вредных веществ в сбрасываемых в море буровых растворах и грунтовых отвалах, простирающийся до границы зоны влияния, где загрязнения должны убывать до уровня фоновых или допустимых по уровню ПДК. Ответственность за принятие решений при сбросах вредных веществ в море может быть возложена на бурового мастера (начальника СПБУ), который должен определять расписание и объемы сбросов исходя из текущего режима течений, подбирая моменты времени максимального распыления вредных примесей или по прогнозу минимальных течений - благоприятствующих оседанию тяжелых взвесей в непосредственной близости от буровой платформы;

2. Гидрофизический контроль состава морской воды, донных отложений и поверхности моря осуществляется с помощью автоматических регистрирующих приборов, обеспечивающих наблюдение в непосредствен ной близости от точек бурения и нефтедобычи. Подсистема гидрофизического контроля обеспечит не только независимую регистрацию вредного воздействия на окружающую среду, но и поможет буровому мастеру при составлении временного расписания сбросов, обеспечивающего минимизацию негативного воздействия на морскую среду.

3. Гидрометеорологические и сейсмологические наблюдения , сбор, анализ и непрерывный контроль обстановки на море с использованием как собственных технических средств, так и срочной информации и штормовых оповещений, поступающих по каналам связи из гидрометеорологических и сейсмологических служб. На метеопосту буровой платформы должно быть оборудовано автоматизированное рабочее место наблюдателя - гидрометеоролога, в состав которого будут включены вычислительные модели для оперативного анализа различных вариантов производственного воздействия на окружающую среду, а также прогнозирующие и моделирующие опасные морские явления, приспособленные к проигрыванию различных вариантов действий в аварийных ситуациях.

Локальный мониторинг выполняется силами производственно-технологических служб нефтепромысловых установок. Достоверность получаемой от локальных постов информации может быть обеспечена организационно-техническими средствами, в основе которых будет лежать подконтрольность главного экспертно-аналитического центра, осуществляющего непрерывную и оперативную интерпретацию всего комплекса океанологической информации, в том числе поступающей от его собственных приборных комплексов, а также от государственных служб наблюдения и контроля.

Кроме поддержания в рабочем состоянии собственной локальной системы мониторинга и средств доставки информации от нее в главный центр, бортовой информационно-вычислительный комплекс должен обеспечивать режимы использования для решения текущих нефтепромысловых и производственных задач:

1. Повседневный дежурный режим:

1.1. Автоматизированный сбор и систематизация гидрометеорологических и сейсмологических данных, поступающих от государственных оперативных служб и специализированного центра мониторинга. Гидрометеорологические данные должны автоматически преобразовываться для использования их в качестве начальных условий при численном моделировании гидродинамического режима на сахалинском шельфе.

В результате на экране ЭВМ будет устанавливаться текущая карта погоды (приземный анализ), которая должна интерполироваться на реальное время и сопоставляться с результатами численного моделирования динамики взаимодействия атмосферы и океана.

1.2. Автоматический сбор, обработка и архивирование материалов, поступающих от системы локального мониторинга и производственно-технологических служб СПБУ. После специализированной обработки поступающих данных они должны быть использованы для уточнения (адаптации) численного моделирования и оперативного уточнения прогнозных моделей и методик оценки опасных морских явлений, предупреждения об опасности природных и техногенных землетрясений.

В результате на экране ЭВМ должна отображаться информация о штормовой мореходности, остойчивости на плаву на волнении или устойчивости СПБУ на грунте, показываться карты с текущим распределением полей скоростей течений, концентрацией взвешенных и осажденных на дно примесей, которые получаются на основе численного моделирования с использованием оперативных данных локального мониторинга.

1.3. На дежурном компьютере, в фоновом режиме, необходимо выполнять непрерывное моделирование приливного режима, режима приливных и постоянных течений, в которых должны учитываться оперативные данные, поступающие от приборов локальной системы наблюдения, срочных рассылок и тревожных донесений СахУГМС и СахОМСП, и специализированные данные и исходные материалы, поступающие из единого центра мониторинга.

По сути, такое моделирование будет выполнять роль интерполяционной процедуры восстановления пространственных гидрофизических и гидродинамических полей в Охотском море и на сахалинском шельфе. Специфика численного моделирования в гидромеханике состоит в том, что для получения текущего гидродинамического поля необходимо выполнение длительных предварительных расчетов, которые до момента установления реального приливного поля нуждаются в постоянном контроле со стороны инженера-математика. Так как в случае аварийных ситуаций или при необходимости принятия оперативных решений времени на предварительные расчеты не будет, такое моделирование может быть задействовано только в режиме непрерывного вычислительного эксперимента, выполняемого в реальном времени. Тогда, при необходимости моделирования опасных морских явлений, цунами, ледовых подвижек и др., с компьютера, выполняющего непрерывные расчеты, решение может быть отправлено на другой компьютер со специальным экспертным или исследовательским матобеспечением и задействовано в проигрывании опасных ситуаций, которые будут выполняться в режиме существенного опережения реального времени (прогноза опасных морских явлений).

Аналогичные расчеты должны осуществляться в случае аварийных ситуаций, связанных с разливами нефти, когда реальный режим приливных и штормовых течений, характер волнения и маршруты распространения нефтяных пятен могут быть спрогнозированы только путем прямого численного моделирования гидродинамики шельфовых вод.

Описанная выше система наблюдения за состоянием моря может быть с высокой эффективностью использована для обеспечения безопасности морских работ и предотвращения аварийных ситуаций.

Центр численного моделирования и спутникового мониторинга

Организация только локального мониторинга не позволит в комплексе решить задачу наблюдения за состоянием моря в районах нефтепромыслов. В первую очередь, это обусловлено особенностями гидродинамического режима и гидрометеорологических условий на море, где для оценки ситуации в конкретном регионе сахалинского шельфа необходимо контролировать состояние акватории, как минимум, для всего Охотского моря и северной части Тихого океана.

Государство

Нефтепромыслы

Наука

Потребители

Службы наблюдения за флотом

Морские буровые установки и службы управления нефтепромыслами

Гидрографическая служба России,
Океанографический архив

Исполнители

Гидрографическая служба России,
СахУГМС,
СахОМСП

Метеопосты морских буровых установок
+
Центр мониторинга

СКБ САМИ
и ТОИ ДВО РАН
СПбГОИН и др.

Заказчики

Правительство
России, МЧС
и др. ведомства

Сах. Энергия, Эксон,
Роснефть – Сахалинморнефтегаз и др.

Российская академия наук

Рис. 5. Логическая схема, определяющая состав участников работ при выполнении комплексного мониторинга на сахалинском шельфе

Наиболее полное решение указанной задачи возможно в случае организации специализированного информационно-аналитического центра «Наука», на который должны стекаться данные от всех локальных и автономных систем наблюдения и спутникового мониторинга, поступать срочные и штормовые донесения от российских и зарубежных служб наблюдения за состоянием моря. После специализированной обработки эти данные должны доставляться на метеопосты буровых платформ и задействоваться в качестве исходных данных для локальных систем мониторинга.
Учитывая чрезмерную сложность и высокую стоимость любых работ в открытом море, которые еще долго не выйдут из стадии научных исследований, которые всегда будут требовать использования результатов многолетних наблюдений и задействования в оперативной работе материалов от всех российских и зарубежных государственных служб, связанных с контролем обстановки на море, изначально откажемся от идеи поручения этих работ маленьким коммерческим фирмам. К тому же обеспечение безопасности человеческой жизни на море никогда не сможет образовать рентабельного производства, без ослабления государственных интересов России в ее же собственных территориальных водах

Центр мониторинга «Наука» должен действовать в оперативном режиме и в составе уполномоченной государственной морской службы, но, учитывая новизну и наукоёмкость решаемых им задач, на первых этапах такой центр может существовать в составе академической лаборатории океанографического профиля. В этом случае будет обеспечено планомерное развитие и постоянное совершенствование системы мониторинга в условиях, когда сложные проблемы будут проходить научно-методическую апробацию. Новые технологии будут передаваться в действующие службы с должным обучением дежурного персонала и соответствующей научно-технической поддержкой.

Мониторинг морских акваторий входит в круг прямых обязанностей СахУГМС, так же, как сейсмологические наблюдения обязан выполнять и выполняет СахОМСП. В современных условиях подмена или дублирование функций этих государственных служб может привести к необратимым последствиям, разрушительность которых может превысить прибыли от нефтегазовых проектов или сделать их реализацию в принципе невозможной.

Южно-Сахалинский городской сегмент системы мониторинга морских акваторий должен связать в единую информационную сеть СахУГМС, СахОМСП, Сахалинморнефтегаз, СКБ САМИ, ИМГиГ, Сахалинский комитет по экологии, Главное управление по делам ГО и ЧС, администрацию Сахалинской области и другие заинтересованные организации. Сегмент должен быть создан и взят на обслуживание со стороны СКБ САМИ;


Рис. 6. Южно-сахалинский сегмент должен связать основные оперативные службы в единую компьютерную сеть с помощью высокоскоростных радиомодемов. В то же время каждый информационный ресурс должен быть включен в городскую кабельную сеть передачи данных, что обеспечит доступ к нему со стороны других потребителей информации

Экспертно-аналитический центр мониторинга может быть образован на базе научной организации Российской Академии наук - СКБ средств автоматизации морских исследований. Мотивировкой данного предложения могут служить следующие аргументы:

1. Вневедомственный статус Российской Академии наук. Обязательное научно-техническое обоснование и экспертиза любых проектов, строгая отчетность и контроль качества научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые выполняются учеными советами Российской Академии наук;

2. Возможность выполнения научных программ и конкурсных проектов, обеспечивающих решение задач мониторинга с предварительной экспертизой в Миннауки России, с последующим государственным финансированием, в том числе по линии фундаментальных исследований;

3. Наличие опыта и научного задела при решении задач обработки данных и численного моделирования гидрофизических процессов в океане и его прибрежной зоне, которые в обязательном порядке должны быть использованы при построении комплексной системы мониторинга на сахалинском шельфе;

4. Наличие современного и хорошо оснащенного опытного производства по профилю морского приборостроения, на котором возможна не только комплектация и дооснащение современных систем наблюдения за состоянием моря, но также и создание новых морских приборных комплексов;

5. Удобное географическое положение на территории г. Южно-Сахалинска, где с позиций СКБ САМИ все оперативные службы СахУГМС и СахОМСП, нефтепромысловые управления и органы власти находятся в зоне прямой УКВ-радиовидимости. Это позволяет объединить все информационные ресурсы города наиболее эффективным образом;

6. Государственный статус и опыт работы СКБ САМИ по государственным заказам, которые позволяют в кратчайшие сроки организовать на базе его соответствующие условия для функционирования экспертно -аналитического центра, действующего как в режиме круглосуточной оперативной службы, так и в условиях экспертного совета при выполнении действий по ликвидации последствий аварийных или чрезвычайных ситуаций.


Рисунок 7. Структурная схема и взаимосвязь оборудования в автоматизированной системе управления флотом при ликвидации последствий нефтеразливов

Одним из важных элементов системы мониторинга является организация оперативного центра сбора, анализа и накопления результатов дистанционного зондирования морских акваторий из космоса. Решение указанной задачи может быть выполнено в следующей последовательности:

1. Задействовать в имеющихся оперативных службах спутниковые данные, получаемые по каналу AVHRR и HRPT со спутников NOAA и Метеор. Ускоренное освоение систем дистанционного зондирования Земли из космоса возможно на базе научной лаборатории СКБ САМИ, где будет обеспечена не только отработка регламентных задач по линии Гидрометеослужбы России, но также и выполнение всего комплекса научных исследований и специальных разработок для внедрения материалов спутникового мониторинга в решение задач прогноза опасных морских явлений, поиск других методов использования спутниковых данных в интересах охраны природы и рационального природопользования.

2. На втором этапе возможна реализация проекта по развертыванию и запуску в эксплуатацию приемных антенн с большой пропускной способностью, которые позволят обеспечить устойчивую связь со спутниковыми системами типа «Ресурс», «Океан», «Алмаз» и аналогичными иностранными космическими аппаратами;

3. На завершающем этапе должны быть отработаны и утверждены все процедуры взаимодействия между новым спутниковым центром, действующими службами и государственными органами наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды.

Сахалинский областной сегмент должен связать информационные ресурсы городов Южно-Сахалинск, Оха, Холмск, Корсаков и других городов России и мира, в которых имеются представительства сахалинских нефтепромысловых служб и управлений. Сегмент цифровой связи полностью входит в ведение АО «Сахалинсвязь» (Южно-Сахалинской телеграфно-телефонной станции), являющегося владельцем региональной сети передачи данных, функционирующей как региональный фрагмент общемировой сети передачи данных Х.25 Sprint.

В зависимости от сложности предоставляемых Сахалинской ТТС сетевых услуг режим использования сети передачи данных подразделяется на две категории:

1) подключение по выделенной линии круглосуточно работающих компьютеров (электронная почта, коммуникационный центр) или оконечного оборудования, работающего по протоколу Х.25 (терминальные концентраторы, центры коммутации пакетов);

2) регистрация и поддержание сетевых идентификаторов пользователя, предназначенных для авторизации пользователя при его обращении через узлы сети передачи данных к ресурсам сети.

Морской сегмент образуется КВ- и УКВ-радиоканалами передачи данных между морскими объектами и районными узлами связи, что позволит обеспечить буровые установки не только современными средствами связи, но и создаст условия для полноценного включения флота и буровых установок в сахалинскую и мировую сеть передачи данных, в том числе в Интернет.

Сегмент сбора телеметрической информации, поступающей от морских гидрофизических и сейсмологических измерительных комплексов, представляется подводными кабельными системами, развернутыми с борта морских буровых установок. Существенная оптимизация средств по эксплуатации такой телеметрической системы наблюдения будет возможна в случае использования производственных средств связи нефтепромысловых организаций, а также государственных каналов передачи данных ГМССБ, ФПС и Министерства транспорта. Для автономных регистрирующих приборов, буйковых или дрейфующих, канал сбора телеметрической информации может быть образован спутниковыми системами типа ARGOS или «Гонец», которые обеспечат доставку телеметрических данных в Южно-Сахалинск по оптимизированным по стоимости каналам электронной связи.

Всеобщий режим безопасности работ и охраны окружающей среды

Разработка нового российского режима регулирования безопасности работ и охраны окружающей среды при освоении морских ресурсов углеводородов, предложенная в Обосновании российско-американо-норвежского проекта «Режим безопасности работ и охраны окружающей среды при работах на нефть и газ в российской оффшорной зоне» [4], должна базироваться на концепции, называемой концепцией «сбалансированного развития». Это означает, что освоение природных ресурсов не должно создавать угрозы интересам будущих поколений, окружающей среде и здоровью местного населения.

Новый режим должен также учитывать интересы коренных народов Севера и стремиться к минимизации негативного влияния на их экономические, социальные и культурные потребности и здоровье людей.

Концепция режима безопасности работ и охраны окружающей среды

Будущий режим безопасности работ и охраны окружающей среды должен включать в себя следующие положения:

Общее заключение

В соответствии с излагаемой здесь концепцией комплексного мониторинга морских акваторий разработка информационной системы, интегрированной в потоки оперативной информации от действующих на Сахалине оперативных служб и систем наблюдения, является первоочередной и наиболее важной задачей, решение которой образует базу для проектирования и создания всех других технических средств и систем мониторинга.

А именно:

1) с использованием систематизированных в информационной системе данных о текущем состоянии моря должны быть созданы вычислительные комплексы для упреждающего во времени моделирования процессов взаимодействия атмосферы и океана, отработаны другие экспертно-аналитические запросы и стандартные формы представления текущей информации. Это необходимо для своевременного получения прогнозов опасных морских явлений и принятия мер по предотвращению аварийных или чрезвычайных ситуаций. С использованием тематических архивов, накапливаемых в этой же информационно-картографической системе, должны приниматься обоснованные решения в случае ухудшения экологической обстановки;

2) в процессе отработки научных и практических задач мониторинга обязательно встанут вопросы о необходимости проведения комплексных обследований прибрежных акваторий, по результатам которых потребуется развертывание дополнительных телеметрических систем оперативного наблюдения за состоянием моря в конкретных точках шельфовых акваторий; местоположение и количество таких точек должно быть оптимизировано с целью поддержания достоверности информации и точности выполнения вычислительных экспериментов в искомой информационно-картографической системе;

3) по состоянию дел на 2001 год, надо отметить: на федеральном уровне разработан и принят необходимый пакет законодательных актов по вопросам работы в экономической зоне и территориальном море Российской Федерации, что позволяет приступить к практической реализации всего комплекса мероприятий по развертыванию реальных систем наблюдения и контроля морских акваторий в Сахалинской области.

Литература

1. Красный М.Л., Храмушин В.Н., Шустин В.А., Воловский В.В., Громов А.Б., Золотухин Е.Г., Пищальник В.М. Пути создания системы мониторинга шельфа Сахалинской области. Сахалинское книжное издательство, Южно-Сахалинск, 1998, 208 с.

2. «Роснефть» _ нефтяная компания 1995-2000, М. 2000, стр.16.

3. Извещения мореплавателям. Выпуск 1, часть 1, 4 января 1999 года, Гидрографическая служба Краснознаменного Тихоокеанского флота.

4. ТЭО российско-американо-норвежского проекта «Режим безопасности работ и охраны окружающей среды при работах на нефть и газ в российской оффшорной зоне». «РАНАРК», Москва, 1998.

* 1.1. Мониторинг природной среды _ это проведение наблюдений со специально определенным пространственным, временным и компонентным разрешением за параметрами природной среды, оценка их состояния и прогноз ожидаемых изменений.
1.2. Экологический мониторинг - мониторинг антропогенного воздействия на окружающую природную среду, изменений в состоянии природной среды и экосистем, проводимый в целях оценки состояния окружающей природной среды, прогноза возможных изменений. На основании этой информации осуществляется выработка долгосрочных и оперативных управляющих решений в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности.
1.3. Для достижения поставленных целей экологическим мониторингом решаются следующие задачи:
-выделение объекта наблюдения, формирование концептуальной и информационной модели объекта наблюдения;
-обеспечение сбора, обработки, хранения полной, достоверной и сопоставимой информации о состоянии объектов наблюдения;
-комплексная и тематическая аналитическая обработка данных;
-своевременное доведение до заинтересованных потребителей данных экологического мониторинга;
-согласованное методологическое и метрологическое обеспечение ведения различных видов мониторинга природной среды.

** «О континентальном шельфе Российской Федерации» (вступил в силу 7.12.95); «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (17.12.98); «О внутренних морских водах, территориальном море и прибрежной зоне Российской Федерации» (31.07.98).