Н.А. Мытник
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОРАБЕЛЬНЫХ НАУК
(хронология событий с комментариями)
Характеризуется зарождением первых фундаментальных точных наук - арифметики и геометрии в Египте, эллинистических государствах и Римской империи, открытием некоторых физических эффектов и законов, имеющих прямое или косвенное отношение к судостроению, отдельными гениальными личностями.
Даже самые выдающиеся кораблестроители того времени, в условиях практического отсутствия математического моделирования не могут воспользоваться абстрактными знаниями великих мыслителей того времени.
Наибольшее развитие наука и судостроение получают в античные времена в государствах Средиземноморского бассейна. В государственном судостроении, в отличие от других производств, применение рабского труда достаточно ограничено. Судостроение развивается только на интуитивной основе с передачей опыта от поколения к поколению внутри кланов.
Основной судостроительный материал - дерево, недостатка в котором в целом пока не испытывается. Передовая продукция судостроения - боевые и купеческие парусно-гребные суда. Преимущественное использование для движения купеческих судов дармовой энергии ветра и для боевых кораблей - весел, приводимых в движение дешевой силой рабов и пленных.
Мореплавание осуществляется в дневное время вдоль берега и в ночное время - с использованием маяков. Плавания финикийцев, египтян, греков и римлян из Средиземного моря на север до Британских островов и на юг - вдоль Африканского континента.
Первые боевые действия на море египетского флота, войны средиземноморских государств, отражение натиска варварских племен с Балтийского моря. Основная тактика морского боя - поджег и разрушение судов противника с помощью самострелов и катапульты, таранный удар и абордаж в условиях свободных действий в соответствии с оперативной обстановкой.
Считается, что корабельная наука начала свой отсчет со знаменитого двухтомного сочинения “О плавающих телах” великого древнегреческого ученого Архимеда (ок. 287-212 гг. до н.э.), которое является первым научным трудом в области гидростатики. К этому времени, если не считать гипотезы существования свыше 30 тыс. лет назад легендарной Атлантиды с ее сильным флотом и, видимо, развитым судостроением, официальному судостроению на нашей планете по данным археологических находок исполнилось уже 7200 лет.
Краткая биографическая справка: |
Главным результатом научного труда Архимеда явилась формулировка закона плавучести - основного закона всех кораблестроителей:
VI. Тела более легкие, чем жидкость, опущенные в эту жидкость насильственно, будут выталкиваться вверх с силой, равной тому весу, на который жидкость, имеющая равный объем с телом, будет тяжелее этого тела.
VII. Тела более тяжелые, чем жидкость, опущенные в эту жидкость, будут погружаться, пока не дойдут до самого низа, и в жидкости станут легче на величину жидкости в объеме, равном объему погруженного тела” [5].
Если бы в те далекие времена ученые владели математическим моделированием, какое используется в настоящее время, эта формулировка завершилась бы уравнением плавучести, появившимся лишь в XVI веке. В соответствии с процитированными пунктами сочинения “О плавающих телах” кораблестроители впоследствии вес судна стали называть водоизмещением, а объем подводной его части - объемным водоизмещением.
Анекдот о том, что Архимед открыл закон плавучести, сидя в ванной, принадлежит Плутарху (ок. 45-ок. 127 гг.) - древнегреческому писателю и историку, автору сочинения “Сравнительные жизнеописания” выдающихся греков и римлян.
Для перевозки большого количества зерна из Египта Архимед совместно с архитектором Архием из Корианды построил гигантский для того времени грузовой корабль “Сиракузия” (водоизмещение - 4200 т, грузоподъемность - 3300 т, длина - 90 м, ширина - 15,5 м) и корабль-дворец аналогичных размеров по заказу тирана Сиракуз Гиерона II (268-215 г. до н.э.).
*) Скорее всего открытие Архимедом закона плавучести было вызвано проблемой определения плотности материала, имеющего произвольную форму |
Однако сейчас трудно сказать, насколько тогда открытие Архимеда было вызвано именно потребностями судостроения, и были ли другие научные открытия, имеющие к нему отношение.*) Можно только констатировать, что оно является первым и единственным документально подтвержденным научным достижением в области корабельных наук в рассматриваемом периоде.
Рис. 1. Предполагаемый вид одного из гигантских кораблей древности, в строительстве которого принимал участие Архимед.
Глава 2. Базисный период корабельной науки (с 400 по 1650 год)