V научно-инженерный форум
«Мореходство и морские науки»
(ISSN 2227-4375)

Алексей Николаевич Крылов

(к 150-летию со дня рождения)

Готман А.Ш.
д.т.н., член – корр. РАЕ и РИА,
профессор кафедры ТУК НГАВТ,
630099, Новосибирск, ул. Щетинкина, 33

Введение


1. Музей на родине А.Н. Крылова с его бюстом

В 2013 году Россия скромно отметила 150-летие со дня рождения Алексея Николаевича Крылова. Слишком скромно для человека, сыгравшего такую выдающуюся роль в науке вообще и в становления корабельной науки в России в частности. Он был первым, кто в России поставил разные проблемы кораблестроения на прочный научный фундамент, введя, где только можно, математические методы.


2.

В книге «Самые знаменитые люди России» говорится: «Крылов Алексей Николаевич— кораблестроитель, механик и математик, академик Академии Наук СССР, заслуженный деятель науки и техники, основоположник теории корабля, автор многих работ по теории магнитных и гироскопических компасов, по артиллерии, математике, по истории физико-математических наук».

Для того, чтобы составить представление о масштабе личности Алексея Николаевича Крылова, рассмотрим его послужной список: в 1896 г. избран членом Английского общества корабельных инженеров, которое 17 января 1899 г. присудило ему (первому из иностранных ученых) золотую медаль Общества за работы по теории качки корабля.; академик (1916).

А.Н. Крылов - один из основоположников школы советского судостроения; лауреат Сталинской премии 1-й степени (1941), Герой Социалистического Труда (1943), награжден тремя орденами Ленина (1939, 1943, 1945). Именем Крылова назван кратер на обратной стороне Луны.

Алексей Николаевич Крылов - один из самых выдающихся математиков, механиков и инженеров России первой половины 20 века. Главным делом его жизни были исследования по теории корабля, но вместе с тем его интересы были разносторонни, разнообразны, а ум его был энциклопедичен. Писать биографию Алексея Николаевича Крылова по датам невозможно. Его биографию легче писать по его научным трудам.

Биография и научная деятельность


3. Николай Александрович Крылов (1830 – 1911)

А.Н.Крылов родился 15 августа 1863 года в селе Висяге Симбирской губернии (ныне село Крылово Порецкого района Чувашии). Отец его Николай Александрович Крылов (1830—1911) - артиллерийский офицер, участник Крымской войны 1855—1856 годов. В 1850 г. окончил Первый Кадетский корпус в Петербурге. Участвовал в боевых действиях против горцев на Кавказе и в Крымской войне 1853-1856 гг. Выйдя в отставку, поселился в своем поместье - деревне Висяга. Был избран мировым посредником Алатырского уезда. Затем, в декабре 1865 г. Алатырское уездное земское собрание избрало его председателем земской управы (А.Н. Крылов в своих воспоминаниях приводит другую дату - начало лета 1866 г.). Н.А. Крылов - автор многочисленных статей, которые публиковались в крупнейших журналах того времени - "Исторический вестник", "Русская старина", "Новое время", "Сын Отечества" и др. Его перу принадлежит книга "Экономическое значение Беломорского канала".

Дед Крылова Александр Алексеевич Крылов был ранен под Бородино, и при взятии Парижа награждён золотым оружием за храбрость.


4. Софья Викторовна Ляпунова с сыном Алёшей (1966)

Мать Софья Викторовна Ляпунова принадлежала к роду Ляпуновых, к которому, кроме прочих знаменитых людей России, принадлежат имена двух знаменитых математиков: Александра Михайловича Ляпунова (1857 – 1918) и Алексея Андреевича Ляпунова (1911-1973). В родственных отношениях с Алексеем Николаевичем, по отцу и по матери, находится целый ряд других выдающихся русских деятелей науки: И. М. Сеченов - знаменитый основатель русской физиологической школы; академик Б. М. Ляпунов - крупный специалист по славянской филологии; Н. Ф. Филатов - известный московский профессор детских болезней и выдающийся профессор глазных болезней В. П. Филатов.

Можно сказать, что, Алексей Николаевич Крылов унаследовал свои выдающиеся математические способности от матери, а мужество и организаторский талант от рода Крыловых.

В 1872 году, когда А. Н. Крылову исполнилось девять лет, отец его, желая поправить своё здоровье, переехал на юг Франции. Поместье было ликвидировано, и вся семья поселилась в Марселе, где прожила два года. Здесь, в частном пансионе, приближавшемся по типу к коммерческому училищу, Алексей основательно познакомился с французским языком и арифметикой. По возвращении в Россию он был вынужден переходить из одной школы в другую, так как семья отца, занявшегося коммерческой деятельностью, часто меняла место жительства. Во время пребывания в Севастополе он знакомится с моряками, героями обороны Севастополя. Под влиянием блестящих подвигов моряков в русско-турецкую войну, А. Н. Крылов в 1878 г. поступил в младший приготовительный класс Петербургского морского училища, блестяще выдержав вступительные экзамены. В то время под руководством контр-адмирала А. П. Епанчина Морское училище было передовым учебным заведением, имеющим отличный состав преподавателей. Постановка преподавания была направлена к тому, чтобы учащиеся могли не только усвоить изучаемые предметы, но и имели досуг для самостоятельного чтения и углубления своих познаний. Затем семья переехала в Ригу, где А.Н. Крылов научился свободно говорить по-немецки, а затем в классической гимназии изучил латинский и греческий языки.


5. А.Н. Крылов – курсант Морского училища (1882 г.)

В 1878 году  (15-ти лет) А.Н. Крылов поступил в Морское училище, которое окончил с отличием.


6. Гардемарин А.Н. Крылов (1883 г.)

А. Н. Крылов своё свободное время уделял изучению математических наук в объёме университетского курса. Здесь пришло на помощь счастливое обстоятельство. Дядя Алексея Николаевича - Александр Михайлович Ляпунов, ученик знаменитого русского математика П. Л. Чебышева и в будущем сам знаменитый математик, в то время готовился к сдаче в Петербургском университете магистерского экзамена и подготовлял свою знаменитую магистерскую диссертацию. Он оказал большое влияние на молодого А. Н. Крылова и руководил его математическими занятиями. Многие математические идеи, которые П. Л. Чебышев высказывал на своих лекциях и в беседах со своими учениками, доходили до Алексея Николаевича через А. М. Ляпунова. По своим знаниям молодой А. Н. Крылов превосходил даже некоторых преподавателей училища.

В 1884 г. он окончил Морское училище и был произведён в мичманы с награждением премией и с занесением его имени на мраморную доску. В этом году он уже работал в Гидрографическом управлении под руководством И.П. Коллонга. Под руководством последнего А. Н. Крылов выполнил свои первые научные работы по девиации компаса; здесь же приобрёл прочные навыки в вычислениях - навыки, которые он с тех пор не переставал развивать, совершенствовать и передавать другим. Явление девиации компаса, занимавшее этих учёных, заключается в ошибках показаний магнитного компаса на корабле под влиянием судового железа; такое же явление наблюдается и на воздушных кораблях. Основы теории девиации, имевшие целью определять девиацию теоретически, т. е. вычислять величины указанных ошибок, были заложены французским математиком Пуассоном в 1829 г., когда проблема ещё не была актуальной, так как железное судостроение только начинало развиваться. Практическое значение этих исследований моряки смогли оценить лишь после гибели двух пассажирских пароходов у берегов Ирландии в 1862 г. Расследование катастрофы, унесшей более двухсот жизней, показало, что эти пароходы наскочили в тумане на берег, полагаясь на показания компаса, искажённые значительной девиацией. Большие заслуги в последующем развитии учения о девиации и, что особенно важно, в разработке методов по её уничтожению принадлежат русской науке. А. Н. Крылов, посвятив компасу свои первые научные работы, вернулся к этим вопросам более чем через пятьдесят лет. Трудами Коллонга и А. Н. Крылова русское компасное дело стало на первое место в мире.

В 1887 году А. Н. Крылов перешёл на Франко-русский завод (Позже, в 1908 г., эта верфь была объединена с новым Адмиралтейством под названием "Адмиралтейский судостроительный завод" ныне – ФГУП "Адмиралтейские верфи"), и продолжил учёбу на кораблестроительном отделении Николаевской морской академии.

С 1890 года А.Н. Крылов был оставлен в Морской академии, где вёл практические занятия по математике, курс которой в то время включал высшую алгебру, аналитическую геометрию, дифференциальное и интегральное исчисление, теоретическую механику. а позже он читал курс теории корабля. С 1892 г. А. Н. Крылов стал читать в Морской академии курс теории корабля.


7. Капитан А.Н. Крылова (1898 г.)

В 1893 Крылов разработал рациональные ставшие классическими приемы и схемы для вычисления основных характеристик корабля - остойчивости и плавучести. С того времени А.Н. Крылов почти 50 лет преподавал в стенах Академии, а также в Петербургском политехническом институте и других вузах.

В 1895 А.Н.Крылову было поручено изучить вопрос о необходимом запасе глубины под килем корабля для безопасного прохода корабля в Либавский (Лиепайский) порт при наличии килевой качки. Крылов не только развил и усовершенствовал существовавшие приближенные теории бортовой качки корабля, но создал первую теорию килевой качки, разрешив тем самым задачу, которая до этого признавалась недоступной для аналитического решения вследствие больших математических трудностей. Доклад об этой теории в Английском обществе корабельных инженеров в 1896 г. встретил одобрение самых крупных авторитетов английского судостроения - Е. Рида, В. Уайта, В. Фруда и известного специалиста по гидромеханике профессора Гринхилла. А.Н.Крылов определил, какие усилия возникают в различных частях корпуса судна при качке, и дал методы для определения характера поведения судна на любом волнении. В 1896 г. А.Н. Крылов избран членом Английского общества корабельных инженеров.

В 1898 г. А. Н. Крылов напечатал две свои замечательные работы, в первой из которых был дан исчерпывающий ответ на вопрос о поведении корабля на любом волнении, а следовательно, решён вопрос о мореходных качествах корабля ещё до спуска его на воду, над чем когда-то безуспешно работал английский судостроитель В. Фруд. Работы Крылова по теории колебаний корабля на волнении (1896–98) до сих пор служат основой для решения важнейших вопросов прочности и мореходности корабля. За эти работы Английское общество корабельных инженеров присудило ему золотую медаль Общества за работы по теории качки корабля. В дальнейших работах А. Н. Крылов углубил теорию качки корабля и дал ответ на ряд вопросов, интересовавших современных судостроителей. Мало того, А.Н.Крылов выполнил работы по уменьшению качки корабля при помощи "успокоительных цистерн" Фрама и "гироскопического успокоителя" Шлика. А. Н. Крылов дал собственную весьма точную и общую теорию успокоителя Фрама, которая подтвердилась опытами, произведёнными на корабле "Метеор" в 1913 г., давшими полное решение вопроса. Гироскопический успокоитель Шлика был исследован Алексеем Николаевичем в его капитальной работе, напечатанной в 1909 г. в "Морском сборнике" № 3. Его исследования установили область применения гироскопического успокоителя и показали eго значение в морском деле. Эти работы на много лет опередили и предвосхитили систему гироскопов американского изoбpeтaтeля Сперри.


8. Первая буксировочная тележка в Менделлевском бассейне

В 1900–1908 годах А.Н. Крылов заведовал опытовым бассейном. Этот бассейн был основан по инициативе гениального русского химика Д. И. Менделеева в 1891 г. Этот бассейн был один из первых в мире после бассейна В.Фруда. А.Н. Крылов занялся обследованием работы бассейна, изучил его недостатки и, произведя капитальный ремонт, устранил их. После перестройки бассейн оказался одним из самых передовых опытовых бассейнов и стал давать надёжные и вполне точные результаты при испытании моделей. Особое внимание А. Н. Крылов обратил на то, в какой мере модельное испытание судов соответствует их натуральному испытанию.


9. Разрушение Опытового бассейна (автор — Родион Юрга)

Здесь, помимо большой организационно-технические работы, Крылов выполнил ряд экспериментальных исследований. Так, им были проведены опыты с опрокидыванием модели броненосца "Петропавловск" с целью экспериментальной проверки непотопляемости корабля; составлен проект изменения бронирования линейных кораблей для обеспечения боевой плавучести и остойчивости; выработаны методы для определения влияния качки корабля на меткость стрельбы и др.

При работе в Опытовом бассейне А. Н. Крылов вошёл в близкий контакт со знаменитым адмиралом и учёным Степаном Осиповичем Макаровым, оказавшим очень большое влияние на формирование научно-морских идей молодого А. Н. Крылова. К этому периоду относятся работы А. Н. Крылова по непотопляемости корабля, в которых он научно обосновал и развил идеи С. О. Макарова о выравнивании корабля путём затопления соответствующих отсеков. Составленные Крыловым таблицы непотопляемости получили широкое распространение и явились надежным средством для обеспечения непотопляемости вновь проектируемых судов.

С 1900 года А.Н. Крылов активно сотрудничал с С.О.Макаровым, адмиралом и ученым-кораблестроителем, работая над проблемой плавучести корабля. Результаты этой работы до сих пор широко используются в мире. Много лет спустя, А.Н.Крылов напишет об идеях Макарова по борьбе с креном или дифферентом поврежденного корабля затоплением неповрежденных отсеков: "Это казалось чиновникам большой чушью. Потребовалось 35 лет на то, чтобы их убедить, что идеи 22-летнего С.О.Макарова имеют большое практическое значение". Из-за этой теории А.Н. Крылову пришлось выдержать большую борьбу. Корабельные инженеры в генеральских мундирах, сидевшие в Морском техническом комитете, не могли отрешиться от рутины. За то, что Крылов их в этом обвинял, ему был объявлен выговор в приказе по флоту. Молодой ученый доказывал, что спасать корабль, когда он получает пробоины, надо не откачкой воды, а наоборот: надо спрямлять корабль, затопляя другие отделения, кроме поврежденных, чтобы корабль не опрокидывался.

Только после гибели броненосца "Петропавловск" вспомнили о работах Макарова и Крылова. Было немедленно назначено заседание, на котором Крылов сделал доклад о непотопляемости корабля. Однако по докладу не приняли никаких мер, а Крылову с упреком сказали: "Обращаясь к генерал-лейтенанту, подполковник не должен делать такие доклады, он должен помнить и соблюдать субординацию, а не называть прямо в глаза вещи их именами"(!). И только после Цусимы теория Крылова о непотопляемости стала применяться в практике кораблестроения.

В 1904 году А.Н. Крыловым построена первая в России машина для интегрирования дифференциальных уравнений, создан ряд важных корабельных и артиллерийских приборов, с помощью которых выполнены крупные исследования в области колебаний артиллерийских стволов и внешней баллистики.


10. Эскадренный броненосец «Петропавловск» - являлся флагманом 1-й Тихоокеанской эскадры и участвовал в боях с японским флотом. 31 марта 1904 года броненосец подорвался на японской мине вблизи Порт-Артура и затонул. Гибель корабля и потеря находившегося на нём вице-адмирала С.О. Макарова стали трагедией для русского флота

В 1906 году Крылов впервые прочел свой курс "О приближенных вычислениях" (изд. 1907), в котором развил единую глубоко продуманную систему наиболее рациональной организации численных расчетов, встречающихся в различных областях физики и техники. Эта работа не потеряла своего значения даже в нынешнее время использования ЭВМ. Разработанные Крыловым приемы и схемы для вычислений основных характеристик корабля - плавучести и остойчивости стали классическими.


11. А.Н. Крылов в 1910 г.

В 1908—1910 годах  А.Н. Крылов - главный инспектор кораблестроения, начальник кораблестроительного отдела Морского технического комитета и его председатель. А.Н.Крылову принадлежат выдающиеся работы в области строительной механики корабля. Он положил начало разработке динамических проблем в кораблестроении, развитых впоследствии русскими учеными в специальную отрасль этой науки. Изучая проблему уменьшения качки корабля, он создал теорию вибрации судов и впервые ввёл преподавание этой дисциплины. Ему принадлежит первый в мировой науке курс "Вибрация судов" (1908). В этом курсе он изложил строгую математическую теорию колебания различных упругих систем, методику применения этой теории к решению различных практических задач, в том числе к расчету вибрации корпуса корабля. Разработав всю теорию строго математически, А. Н. Крылов указал, как избавиться или, по крайней мере, уменьшить вибрации судна и влияние резонанса, крайне вредное для его прочности. Позже в труде "О расчете балок, лежащих на упругом основании" (1930) А.Н.Крылов обосновал и развил оригинальный метод расчета балок и перекрестных связей, обобщил этот метод применительно к балкам переменного сечения и к набору судового корпуса. Для развития строительной механики эта работа сыграла большую роль.

Будучи в эти годы главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета (1908—10), А.Н.Крылов принимал активное участие в проектировании и постройке первых русских линкоров типа "Севастополь". Он ввел в конструкцию кораблей ряд новшеств, нашедших в дальнейшем применение в практике военного кораблестроения (обшивка, набор, килевая балка, использование на линкорах легких водотрубных котлов, применение сталей повышенного сопротивления и др.). С 1910 года  А.Н. Крылов стал ординарным профессором Николаевской морской академии, консультантом Адмиралтейского и Балтийского заводов.

В морских и научных кругах все больше рос авторитет А.Н. Крылова. В 1908 году ему было поручено возглавить кораблестроение всей России. Уже в генеральском чине, став главным инспектором кораблестроения и исполняющим обязанности председателя Морского технического комитета, он руководил проектированием и постройкой мощных боеспособных линкоров типа "Севастополь", эсминцев типа "Новик", долгое время остававшихся лучшими кораблями своего класса в мире.

В 1911—1913 гг. он - экстраординарный профессор Института инженеров путей сообщения.

В 1912 он Крылов завершает работу "О некоторых дифференциальных уравнениях математической физики, имеющих приложение в технических вопросах" (изд. 1913). Последний курс содержит целый ряд важных научных результатов: исследование вопросов, касающихся вынужденных колебаний упругих систем, способ улучшения сходимости тригонометрических рядов.


12. Броненосцы «Севастополь», «Полтава» и «Петропавловск» (справа) в море

В последующие годы (1910–17), оставив службу в Морском техническом комитете, А.Н.Крылов, помимо преподавательской деятельности, консультировал по вопросам кораблестроения на Металлическом, Обуховском, Путиловском и др. заводах.

В 1915–1916 годы – председатель правительственного правления Путиловских заводов. А. Н. Крылов участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров – дредноутов типа «Севастополь».

В 1916 году А.Н. Крылов возглавлял Главную физическую обсерваторию и Главное военно-метеорологическое управление. В 1917 году А.Н.Крылов был назначен директором физической лаборатории Академии наук и был руководителем Русского общества пароходства и торговли.

В 1918—1920 гг. А.Н.Крылов совмещал свою деятельность в академии с работой во многих комиссиях Академии наук и народного хозяйства, с преподаванием в Петроградском университете и в других организациях.

В 1918 году он - консультант комиссии по особым артиллерийским опытам.


13. 1-й Президиум (1924 г.) физико-механического факультета: А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и А.Н. Крылов (слева направо)

В 1919 г. А. Н. Крылов назначается начальником Морской академии. Здесь он, прежде всего, реформировал преподавание, построив его так, чтобы оно стало доступно новому составу слушателей, пришедших в академию. Он сумел их заинтересовать своим предметом, и его слушатели быстро одолели начала математики и перешли к приложению её в кораблестроении и кораблевождении.

В 1921 - 1927 годах А.Н.Крылов был послан в Лондон как представитель Советского правительства для восстановления зарубежных научных связей страны.

В 1928-1931 гг. он стал директором Физико-математического института АН СССР. Изучая проблему уменьшения качки корабля, А.Н. Крылов создал теорию вибрации судов и впервые ввёл преподавание этой дисциплины. Ему принадлежит первый в мировой науке курс "Вибрация судов" (1908). В этом курсе он изложил строгую математическую теорию колебания различных упругих систем, методику применения этой теории к решению различных практических задач, в том числе к расчету вибрации корпуса корабля. В труде "О расчете балок, лежащих на упругом основании" (1930) Крылов обосновал и развил оригинальный метод расчета балок и перекрестных связей, обобщил этот метод применительно к балкам переменного сечения и к набору судового корпуса. Для развития строительной механики эта работа сыграла значительную роль.

В 1931 Крылов предложил наилучший из всех существующих метод решения так называемого векового уравнения. Над решением этого уравнения в свое время работали выдающиеся французские математики Ж. Лагранж, П. Лаплас, У. Леверье и нем. математик К. Якоби.


14. Вручение Крылову диплома Почётного члена английского корабельного общества 1944 г.

В 1936 г. А. Н. Крыловым был выпущен обширный курс "Вибрации судов" для судостроительных вузов. Этот курс на 442 страницах даёт развитое содержание дисциплины, обязанной своим возникновением самому А. Н. Крылову. В этом же году академик А.Н.Крылов участвовал в инженерных разработках по строительству Володарского моста в Ленинграде. Нужно сказать, что А.Н. Крылов еще в 1911 году участвовал в экспертной комиссии при постройке моста Петра Великого в Петербурге. А. Н. Крылова не случайно привлекли к работе над мостами. Его работа, относящаяся ещё к 1904-1905 одам, содержит решение основной задачи по теории мостов - о напряжениях, вызываемых в тяжёлой балке катящейся по ней массой. Эту задачу не могли решить знаменитые иностранные учёные Стокс и Сен-Венан. Одна эта работа ставила А. Н. Крылова в ряд с ведущими механиками всего мира. В 1930 г. появляется новая книга А. Н. Крылова "О расчёте балок, лежащих на упругом основании". А. Н. Крылову принадлежат крупные изыскания по теории упругости и сопротивлению материалов.

Важные работы были выполнены Крыловым по теории девиации магнитных компасов. Посвятив этой теме свои первые научные труды, Крылов вновь обратился к ней спустя более, чем 50 лет. В 1938—40 были опубликованы работы: "Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении", "О теории гирокомпаса Аншютца", "Основания теории девиации компаса"; в них дано полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследованы вопросы теории гироскопических компасов, а также разработана теория влияния качки корабля на показания компаса. За весь комплекс этих работ в 1941 Крылов был награжден Сталинской премией.

Большая ценность научных трудов Крылова в области кораблестроения заключается не только в строго научном решении многих сложных задач кораблестроения, но и в развитии средств математического анализа, механики и др. Большие исследования проведены Крыловым в области артиллерии (продольные и поперечные колебания стволов во время выстрела) и внешней баллистики (вращательное движение артиллерийского снаряда во время полета). В тесной связи с последними исследованиями стоят труды А.Н. Крылова по теории гироскопов, положившие начало многочисленным работам в этой области. А.Н.Крылов занимался не только теорией гироскопов, но и принимал активное участие в разрешении вопросов, связанных с производством гироскопических приборов и устройств и с их практическим применением.


15. Правление ВНИТОСС: академик В. А. Поздюнин, профессор Г.Е.Павленко, А.Н.Крылов, академик Ю. А. Шиманский и профессор В. Л. Сурвилло (май 1936 г.)

Большой интерес представляют труды Крылова, посвященные разработке наследия классиков науки – И. Ньютона, Л. Эйлера, К. Гаусса и др. А. Н. Крылов был замечательным знатоком истории физико-математических и технических наук; им созданы яркие очерки о жизни и деятельности выдающихся ученых: II. Л. Чебышева, Ж. Лагранжа, И. Ньютона и др. А. Н. Крылов перевел на русский язык "Математические начала натуральной философии" И.Ньютона (1915, с дополнениями Крылова), "Новую теорию движения Луны" Л. Эйлера (1934).

А. Н. Крылов имеет крупные изобретения. Он построил первую в России машину для интегрирования дифференциальных уравнений и ряд важных корабельных и артиллерийских приборов.

А. Н. Крылов создал большую школу кораблестроителей, из которой вышли В. Л. Поздюнин, П. Ф. Папкович, Ю. А. Шиманский и др.

С 1941  по 1945 год А. Н. Крылов жил в Казани, где написал воспоминания. Книга «Мои воспоминания» стала настольной для всех кораблестроителей. Она имеет большое значение также и для историков - как важный свидетель времени.


16. Академик А. Н. Крылов

Педагогическая деятельность

Как уже указывалось, с 1890 года А.Н. Крылов был оставлен в Морской академии для проведения практических занятий по математике, теоретической механики, а с 1892 года - теории корабля.

В должности заведующего опытовым бассейном А.Н. Крылову пришлось принимать деятельное участие в испытании построенных судов. При испытаниях крейсера "Громобой" и затем крейсера "Баян" была обнаружена весьма значительная вибрация этих судов. В то время вопрос о вибрации судов еще совершенно не был исследован теоретически, имелись лишь приборы для записи вибрации, и этот вопрос представлял большие затруднения для корабельных инженеров. С 1901 года, разработав теорию вибрации, А.Н. Крылов начал читать курс вибрации судов сперва в Морской академии, а затем в Политехническом институте. При чтении этого курса оказалось необходимым развивать целый ряд чисто математических разделов, иначе усвоение курса представляло для слушателей большие затруднения. Поэтому, когда в 1909 году курс Морской академии вместо двухгодичного был сделан трехгодичным, Крылов прочел ряд лекций о дифференциальных уравнениях математической физики.


17. Курсы командного состава флота (1918-1919 гг., Петроград).

В 1910 году в мире предстояло интересное астрономическое событие – возвращение кометы Галлея. В связи с этим А.Н. Крылов решил прочесть в Морской академии четыре лекции о способах определения орбит комет и планет по малому числу наблюдений, подробно остановившись на методе Ньютона и сопоставив с ним позднейшие методы Лапласа, Ольберса и Гаусса. Имя Ньютона как основоположника механики и анализа постоянно встречается в трудах Морской академии. Но его сочинения, написанные на латинском языке, были совершенно недоступны слушателям академии, поэтому А.Н.Крылов перевел важнейшие из них - "Математические начала натуральной философии" - на русский язык, снабдив текст 207 примечаниями и пояснениями для обеспечения изучения этого творения Ньютона. Это потребовало два года упорной работы. Перевод был издан в 1915 и 1916 годах Морской академией, а в 1936 году переиздан Академией наук СССР.


18. Герой социалистического труда А.Н. Крылов 1943 г.

В основе педагогических взглядов Крылова лежало требование "научить учиться".

После 1917 г. к подготовке инженеров-кораблестроителей в Морской академии были предъявлены новые требования. А. Н. Крылов проделал большую работу по перестройке академического образования по всем специальностям. 12 июля 1919 г. на заседании Конференции его избрали начальником Морской академии. На этой должности он был до 17 марта 1920 г. Затем Крылов стал заведовать кораблестроительным отделом академии.

Крылов сформулировал новые требования, предъявляемые к академической подготовке корабельных инженеров: «В отличие от Инженерного училища, подготавливающего корабельных инженеров для службы, главным образом, в портах по ремонту Военно-Морского Флота, частью же в заводских цехах и на младших должностях в конторах строителей по организации технологического процесса постройки новых кораблей, Морская академия должна готовить инженеров для занятия руководящих должностей, а также инженеров-конструкторов, способных решать сложные технические вопросы, связанные с разработкой тактико-технических заданий на проектирование нового флота с выявлением типов и основных элементов подлежащих постройке кораблей, с разработкой их проектов. Естественно, поэтому следует комплектовать кадры для академии из инженеров, окончивших Военно-морское инженерное училище и имеющих определенный стаж практической работы».

На вновь организованном кораблестроительном отделе академии курсы математики и теории корабля вел академик А. Н. Крылов. теоретической механики — профессор А. А. Фридман, подготовкой по проектированию корабля руководил профессор К. П. Боклевский, коллегами которого были профессор В. Л. Поздюнин, корабельные инженеры А. И. Балкашин, Л. X. Казин и А. Н. Щеглов. Вести занятия по теории корабля А. Н. Крылову помогал корабельный инженер П. Г. Гойнкис. Курсы строительной механики корабля читали корабельные инженеры Ю. А. Шиманский и П. Ф. Папкович. Все они совмещали преподавание в Морской академии с работой на заводах, организациях Морского ведомства и в гражданских высших учебных заведениях. А.Н.Крылов в 1918—1920 гг. совмещал свою деятельность в академии с работой во многих комиссиях Академии наук и народного хозяйства, с преподаванием в Петроградском университете и в других организациях.

Следует отметить, что традиция совмещения преподавателями кораблестроительных ВУЗов и факультетов педагогической работы с работой на кораблестроительных предприятиях имела большое значение не только для содержания читаемых курсов, но и для авторитета у слушателей. В первой половине 1927 г. в профессорском звании без защиты диссертации по кораблестроительному факультету был утвержден А. Н. Крылов как старший руководитель цикла «Теория корабля».

В целевых установках для кораблестроительного отдела отмечалось: «научно разрабатывать цикл специальных дисциплин, относящихся к кораблестроению».

В первой половине 1927 г. в профессорском звании без защиты диссертации по кораблестроительному факультету был утвержден А. Н. Крылов как старший руководитель цикла «Теория корабля».

В целевых установках для кораблестроительного отдела отмечалось: «научно разрабатывать цикл специальных дисциплин, относящихся к кораблестроению».


19. А. Н. Крылов в Военно-морской академии кораблестроения и вооружения (сентябрь 1945 г.). Профессор А. П. Шершов, А. Н. Крылов, начальник академии М. И. Акулин, (стоят) П. Ф. Папкович и заместитель начальника Г. В. Штейнберг

Насколько ответственно А.Н.Крылов относился к педагогической работы можно судить по количеству учебников, написанных им для своих слушателей и легших в основу кораблестроительного образования в СССР. За время почти 50-летней работы в академии Крылов создал ряд учебных курсов, которые были вместе с тем оригинальными научными трудами большого практического значения. Из работ Крылова, написанных для читаемых им курсов, следует отметить следующие: "Nouvelle mйthode de calcul des йlйments d'une carйne" ("Bull, de l'Association Technique maritime". 1893, № 4; 2) "A new theory of the pitching, motion of ships on waves" ("Transactions of the Inst. of Naval Architects". 1896; 3) "A general theory of the oscillations of a ship on waves" в "Trans. of the Inst. of Nav. Arch.". 1898; 4) "On the stresses experienced by a ship in sea-way" ("Trans. of the Inst. of Nav. Arch.". 1898); 5) "Sur un intйgrateur des йquations differentielles ordinaires" в "Bul. de l'Academie des Sciences de S.-P-bourg. 1903"; 6) "Thйorie des Schiffres" ("Encyclopedie der Math. Wissensch."); 7) "Теория корабля". Ч. 1 и 2, 1907—1908; 8) "Вибрация судов". 1908; 9) "Теория и расчет гироскопического успокоителя качки системы О. Шлика". 1909; 10) "Конспект курса дифференциального и интегрального исчислений, читанного в Николаевской морской академии". 1910—1911; 11) "Курс теоретической механики, читанный в институте путей сообщения Имп. Александра I". 1911—1912; 12) "Лекции о приближенных вычислениях". 1911; 13) "О некоторых дифференциальных уравнениях математической физики, имеющих приложение в технических вопросах". 1912, и др.

Современный курс теории корабля, который в настоящее время читается студентам кораблестроительной специальности, основан на разработках А.Н.Крылова.

Популяризатор науки Володар Лишевский так пишет о А.Н. Крылове как педагоге. «В 1919 г. А.Н. Крылова назначили начальником Военно-Морской академии. В это время при ней открылись курсы для подготовки командного и инженерно-технического состава. Лекции читали многие прежние преподаватели, привыкшие к иному контингенту слушателей, вновь же поступившие практически не имели никакой математической подготовки. На этой почве возникало много недоразумений. Бывшие участники революционных боев с недоверием относились к своим преподавателям, получившим генеральские звания еще при царском режиме, а те, в свою очередь, не могли приспособиться к необычному для них составу слушателей, взять верный тон. В этой напряженной обстановке на занятия пришел Алексей Николаевич Крылов. Прежде всего курсантов поразил внешний вид бывшего генерал-лейтенанта. Он был в простом бушлате и в матросских брюках, заправленных в сапоги.

– Кто из вас знает математику? – спросил ученый. Аудитория молчала.

– Кто из вас окончил высшее учебное заведение? Опять молчание.

– Кто из вас имеет среднее образование? И снова тишина.

Первый раз в жизни, – сказал Алексей Николаевич, – буду читать лекция по теории корабля лицам, не знающим математики. Подумаю, как это можно сделать. Приходите в следующий раз.


20. Алексей Николаевич Крылов в рабочем кабинете в г.Москве (1945 г.)

В книге «Академик Алексей Николаевич Крылов» известный исследователь жизни и творчества ученого С. Я. Штрайх так рассказывает о дальнейшем: «Простыми словами начал академик Крылов свою первую лекцию: «Теория корабля изучает мореходные его качества, т.е. плавучесть, остойчивость, плавность качки на волнении, ходкость и поворотливость». Также просто и понятно он продолжал ее: «Предмет этот в полном своем развитии весьма обширен, требует постоянного применения высшей математики и механики. В таком полном виде теория корабля необходима корабельным инженерам для того, чтобы при составлении проекта корабля придать ему такие обводы и так расположить на нем грузы, чтобы он обладал всеми требуемыми по роду своей службы качествами...Краткие основные понятия из теории корабля необходимы... Всякий моряк должен знать, чем и как обеспечивается его безопасность в плавании при разных условиях, какие меры надо принимать, чтобы предотвратить гибель корабля при разного рода повреждениях, полученных от несчастных ли случайностей или в бою и т.п. Вот эти-то главнейшие выводы теории корабля, не прибегая к математическому их обоснованию, мы и постараемся изложить».


21. А.Н. Крылов с дочерью Анной (1904) в будущем женой П.Л.Капицы

Ни мудреных названий, вызывающих бессмысленное благоговение у одних и зевоту от скуки у других. Ни вульгарного упрощенчества в изложении серьезной научной дисциплины.

Внимание слушателей возрастало с каждой фразой лектора. После основных определений следовал занимательный рассказ из истории развития кораблестроения. Постепенно профессор переходил к более сложным вопросам. Лекции сопровождались не только чертежами и цифровыми выкладками на доске. Академик Крылов отправлялся с учениками в Опытовый бассейн и на моделях судов пояснял изложенное в аудитории. Теория подкреплялась яркими примерами из истории мореплавания.

Просто и естественно рассказал Алексей Николаевич о таблицах непотопляемости, о которых слушатели вряд ли знали, и объяснил, почему погиб корабль адмирала Макарова. И снова исторические случаи с подробными поучительными выводами. Уважение и внимание аудитории были завоеваны окончательно.

Крылов говорил о важности дружной, коллективной, спаянной работы, о необходимости товарищеской помощи и взаимовыручки.

В двенадцати лекциях академик Крылов дал своим слушателям полное представление о самых необходимых для моряка вещах. Перед нами блестящий пример популяризации сложной науки. Любое преподавание – это просвещение слушателей, популяризация научных знаний. Но рассказ о теории корабля почти без использования математики – вершина подобного искусства. Преподавание – одна из граней популяризаторской деятельности А.Н. Крылова. Ей он отдал полвека своей жизни».

А. Н. Крылов был женат на Елизавете Дмитриевне Драницыной. Их дочь Анна вышла замуж за будущего Нобелевского лауреата Петра Леонидовича Капицу. Так что А. Н. Крылов - дед известных учёных Сергея Петровича Капицы и Андрея  Петровича  Капицы. А сыновья самого А. Н. Крылова Николай и Алексей служили в Белой армии и погибли на Гражданской войне. Несмотря на эти трагические личные обстоятельства, всю жизнь А.Н. Крылов посвятил развитию отечественного кораблестроения и русской науке.


22. Памятник А.Н.Крылову на Волковском кладбище

А. Н. Крылов умер 26 октября 1945 года и похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища неподалеку от И. П. Павлова и Д. И. Менделеева. Последними словами его были «Вот идёт большая волна…»
 

В заключение хочется сказать, что А.Н.Крылова не случайно называют отцом научного кораблестроения в России. Его ученики способствовали тому, что после Великой Отечественной войны в СССР был создан самый мощный в мире военный флот. И не случайно, что самый мощный научный кораблестроительный центр в России носит его имя.