АЛЕКСАНДРОВ Владимир Леонидович
Президент Центрального правления
РНТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова,
докт. техн. наук, профессор

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
В 2002-2007 гг. И ЗАДАЧИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Отчетный доклад на III съезде РНТО судостроителей им. акад. А. Н. Крылова,
г. Санкт-Петербург, 6 сентября 2007 г.

Уважаемые делегаты и гости Съезда!

Руководящие органы Российского научно-технического общества судостроителей им.акад. А.Н. Крылова поручили доложить Вам результаты деятельности за пятилетний период с 2002 по 2007 годы по реализации задач, поставленных на предыдущем Съезде нашей организации в июне 2002 года.

В резолюции названного Съезда основными задачами деятельности Научно-технического общества судостроителей на 2002-2007 гг. были определены:

Выполняя решения Съезда НТО, вновь избранные руководящие органы Общества (Президент, Вице-президент, Центральное правление, Президиум) сконцентрировали внимание прежде всего на организационном строительстве, выделив в качестве основных направлений этой работы расширение масштабов деятельности НТО, усиление планомерности работы и актуальности планов, а также укрепление подотчетности своей деятельности.

В 2003-2004 гг. в работу Общества были вовлечены судостроительные предприятия и организации из регионов России, ранее не входящих в сферу деятельности НТО. В результате членами НТО стали организации из более чем 50 % регионов России, что сделало возможным повысить статус нашего Общества до всероссийской общественной организации. Были откорректированы устав и учредительные документы НТО, получено согласие родственников Алексея Николаевича Крылова на дальнейшее использование его имени в названии Общества, и в конце 2004 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало нашу организацию как «Российское научно-техническое общество судостроителей им. академика А.Н. Крылова». Таким образом, с конца 2004 года мы вернули себе статус Всероссийского общества судостроителей.

В связи с этим практика организации деятельности Общества потребовала выработки новых форм укрепления связей руководящих органов НТО с региональными организациями. Так в 2005 году делегация Центрального правления посетила судостроительные предприятия Северного региона в г. Северодвинске. Был подписан протокол о принципах взаимодействия Центрального правления НТО с предприятиями Государственного российского центра атомного судостроения и действующими на их основе первичными организациями НТО, а также правлением Архангельской региональной общественной организацией НТО судостроителей.

Начиная с 2002 г. организация деятельности нашего Общества вновь строится на планомерной основе, для чего Президиум НТО ежегодно разрабатывает тематические планы по следующим разделам:

Важной чертой, определяющей современное планирование работы научно-технического общества судостроителей, выступает динамичность задач и расширение их масштабов. Эта динамичность создается новыми приоритетами научно-технического прогресса и задачами экономического развития отрасли. Поэтому Президиум НТО уделяет первостепенной внимание актуальности целеполагания планов деятельности Общества. Примером может служить усиление ориентации планов Общества на важнейшие задачи развития российской судостроительной промышленности. Такой курс был принят на очередном Пленуме Центрального правления, который состоялся в июне 2005 года в Шуваловском дворце и в своих решениях определил следующие приоритеты деятельности Общества:

Одновременно с возобновлением системного планирования деятельности НТО в 2002 году вышло постановление Президиума о ежегодном проведении отчетного Пленума Центрального правления НТО с участием представителей регионов. С 2003 года началось регулярное проведение таких Пленумов в Санкт-Петербурге на базе нашей штаб-квартиры на Невском проспекте, дом 44.

Не могу не отметить вклад руководящих органов и аппарата Общества в сохранение права аренды помещений нашей штаб-квартиры на Невском проспекте. Решение вопроса было связано с проведением капитального ремонта помещений в сжатые сроки, с согласованием сложных административных проблем в органах управления государственным имуществом. Благодаря финансовой помощи федеральных государственных унитарных предприятий «Адмиралтейские верфи», «НПО «Аврора», «ЦКБ МТ «Рубин», «Северное ПКБ», «ЦНИИ «Электроприбор», «ЦМКБ «Алмаз», открытых акционерных обществ «Судостроительная фирма «Алмаз» и «ЭРА», а также благодаря пониманию со стороны Правительства города, эти вопросы в 2003 году удалось решить. Сегодня наше научно-техническое общество сохраняет свою историческую штаб-квартиру, ежегодно возобновляя договора аренды.

Содержательная работа по реализации уставных задач Российского научно-технического общества судостроителей традиционно базируется на деятельности специализированных научно-технических секций Общества.

В июне 2002 года на съезде НТО был определен состав двадцати одной научно-технической секции и утверждены их руководители – крупные ученые отрасли по соответствующим научным направлениям.

В 2006 году Президиум НТО рассмотрел на расширенном заседании результаты работы научно-технических секций. Было отмечено, что из 21-й секции 19 работают достаточно эффективно, а две секции («Эксплуатационная безопасность судов» и «Защита металлов от коррозии») практически не работают. Было принято решение о включении названных секций в успешно работающие секции «Судоремонта и технической эксплуатации» и «Судостроительные материалы» соответственно. Кроме того, учитывая интенсивное развитие информационных технологий и их применение в различных системах управления, было принято решение о создании новой научно-технической секции «Управление судостроительным производством». Секция была сформирована и второй год успешно работает по своему научному направлению.

Таким образом, в настоящее время при Центральном Правлении НТО судостроителей действуют 20 научно-технических секций, специализированных на следующих направлениях судостроительной науки:

Деятельность научно-технических секций при Центральном правлении Общества охватывает практически все важнейшие научные направления кораблестроения, экономики, организации и управления производства. Работа секций осуществляется планомерно и включает, как правило, ежеквартальные заседания. На заседаниях обсуждаются научные, инженерные и организационные решения проблем по специализации секции, осуществляется обмен опытом, рассмотрение научных достижений членов секций, особенно, молодых ученых и специалистов. Результаты этой работы находят отражение в редакционно-издательском направлении работы НТО, о чем будет сказано ниже.

Однако важно отметить, что в последние годы работа научно-технических секций приобретает новое качество. Традиционный «академический» стиль деятельности секций все более приближается к практике и становится основой развития новых форм участия научно-технической общественности НТО в решении важнейших проблем, стоящих перед судостроением.

Эта задача была поставлена перед членами Научно-технического общества судостроителей на Пленуме Центрального правления НТО, прошедшего в июне 2004 г. Основываясь на решениях I съезда инженеров России (2003 г.), Пленум поддержал инновационный путь развития предприятий отрасли как главное условие модернизации экономики и ускорения темпов экономического роста. В целях активизации участия Общества в решении этой задачи Пленум поручил Центральному правлению НТО осуществлять методическую поддержку и научно-техническую координацию разработки и конкурсного прохождения наиболее значимых инновационных проектов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной судостроительной продукции.

Один из таких проектов направлен на развитие отечественного арктического судостроения. В 2004 г. на базе НТО была сформирована рабочая группа из специалистов ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей», ЦНИИ «Электроприбор», «Адмиралтейских верфей», Морского регистра судоходства и представителей других организаций, которая подготовила проект НИОКР «Арктическое судостроение».

Целью проекта является проведение масштабных комплексных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, а также образовательных программ, которые должны обеспечить повышение конкурентоспособности российского арктического судостроения. Новые проекты арктических судов различного назначения должны участвовать в решении государственной задачи освоения месторождений углеводородов российского Севера. Проект предусматривает разрешение следующих научных задач:

Учитывая комплексный и междисциплинарный характер исследований, НТО судостроителей в этом проекте отводится роль организационно-методического координатора работ и коллективного научного консультанта. Руководителями проекта по решению Президиума НТО назначены докт. техн. наук Александров В. Л., академики РАН Горынин И. В. и Пашин В. М.

Проект представлен в Минобрнауки РФ для участия в конкурсе инновационных проектов, финансируемых из федерального бюджета.

В 2006 году Президиум ЦП НТО уделил большое внимание вопросам разработки концепций инновационных проектов по базовым и критическим военным и специальным технологиям, вошедшим в перечень критических технологий РФ, утвержденных Президентом России.

При Центральном Правлении НТО были сформированы рабочие группы из ученых и специалистов профильных секций Общества, представителей военно-морских научных и образовательных учреждений, отраслевых НИИ и промышленных предприятий, которые подготовили концепции по следующим 7 научным проектам:

Обсуждение концепций этих инновационных проектов было организовано на совместном выездном заседании президиума Центрального правления НТО и экспертного совета при Главнокомандующем ВМФ РФ на базе Военно-морской академии им. адмирала флота Н.Г. Кузнецова.

Все темы получили одобрение и рекомендованы для представления на конкурсы на соискание средств государственной поддержки по двум направлениям:

По каждому из перечисленных проектов назначены научные консультанты от НТО судостроителей, в задачу которых входит оформление и представление тем на конкурсы для получения грантов.

В отчетный период НТО продолжало выполнять свою уставную задачу по рассмотрению и подготовке экспертных заключений на научно-технические разработки в области судостроения, представленные на соискание Государственных премий и премий Правительства РФ.

Рассмотрение работ проводится временными научно-техническими советами НТО, которые формируются профильными для данной тематики секциями Общества. Научно-технические советы рассматривают работы публично с привлечением представителей заказчика работ, изготовителя, инспекционных организаций и представителей министерства. В 2005-2006 гг. рассмотрены две такие работы.

Первая работа представлена на НТС, образованный на базе научно-технической секции «Судовые энергетические установки», по теме: «Разработка принципиально новых высокопроизводительных турбокомпрессорных установок авиационной компактности при стационарном ресурсе (100000 часов), внедрение их в широкое серийное производство и создание на их основе энергокомплексов тяжелых кораблей, атомных ледоколов, металлургических и химических комбинатов, превышающих мировой уровень» (головное предприятие ОАО «Кировский завод»).

Вторая работа представлена на НТС, образованный тремя научно-техническими секциями («Технология судостроения», «Судостроительные материалы», «Судовое машиностроение»), по теме: «Создание и масштабное внедрение в машиностроение высокоресурсных крупногабаритных экологически чистых узлов трения скольжения с высокими приборотехническими свойствами» (головное предприятие ФГУП «ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей»).

Положительные заключения научно-технических советов Общества по рассмотренным работам были направлены в Москву. Обеим работам присуждены премии Правительства РФ.

Среди практических работ, выполненных НТО судостроителей с использованием ресурсов своих научно-технических секций, нужно отметить участие Общества в разработке и обсуждении проектов законодательных и нормативных документов по поддержке отечественного судостроения.

Меры государственной поддержки судостроения, предлагаемые в законопроектах, направлены на создание для судостроительных предприятиях России налоговых, таможенных и кредитных условий деятельности, сопоставимых с условиями работы зарубежных верфей. Это – внешние условия обеспечения конкурентоспособности отечественной судостроительной продукции и их принятие является неотложным.

Данная проблема обостряется с принятием законопроекта о создании Российского международного реестра судов. Согласно данному закону, для Министерства транспорта РФ и российских судоходных компаний создаются условия приобретения морских транспортных судов иностранной постройки без НДС и таможенных пошлин при условии их регистрации в Российском международном реестре судов и плавании под российским флагом. При существующей налоговой, таможенной и кредитной политике, повышающей себестоимость строительства отечественных судов на 20-25 %%, данный закон резко снизит конкурентные позиции российских судостроителей на внутреннем рынке, что недопустимо.

Данная позиция НТО судостроителей совпадает с политикой Правительства Санкт-Петербурга, и материалы Общества по данному вопросу после обсуждения в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли переданы в федеральные органы исполнительной власти.

К сказанному можно добавить, что за период 2002-2007 гг. наше Общество серьезно усилило сотрудничество с исполнительными органами Правительства города по вопросам развития научно-производственного судостроительного комплекса. Примерами могут служить уже названная совместная деятельность по обеспечению государственной поддержки судостроения, участие НТО судостроителей в разработке и реализации Программы Правительства Санкт-Петербурга на 2004-2008 гг. по подготовке и переподготовке кадров для судостроения, выработка совместной позиции по основным принципам реформирования отечественной судостроительной промышленности.

В отчетный период Научно-техническое общество судостроителей всемерно старалось обеспечить общественную эффективность своей деятельности. Критериями такой эффективности надо считать широкое участие судостроительной общественности в решении задач, стоящих перед отраслью, высокую информированность ученых и инженеров наших предприятий о результатах деятельности НТО. Только при этих условиях НТО судостроителей может оказывать реальное влияние на развитие научно-технического прогресса в отрасли, способствовать повышению квалификации научных и инженерных кадров, особенно молодых специалистов, выполнять миссию сохранения исторических традиций российского судостроения и роли науки в его развитии.

Важнейшим инструментом достижения общественной эффективности деятельности НТО судостроителей стали публичные мероприятия, основными формами которых были выбраны тематические форумы, научные мемориальные чтения, историко-памятные мероприятия, а также привлечение судостроителей к участию в общественных конкурсах.

Среди проведенных тематических форумов прежде всего целесообразно отметить организацию Научно-техническим обществом судостроителей I съезда инженеров Северо-Запада России (август 2003 г.), который был проведен на базе Университета технологии и дизайна. В Съезде участвовали представители практически всех предприятий и организаций судостроения Санкт-Петербурга, судостроительных заводов Северодвинска и Калининграда, а также представители крупных промышленных предприятий других отраслей промышленности Санкт-Петербурга (Кировского, Ленинградского механического, Ижорского и других заводов). Гостями Съезда стали губернаторы Новгородской, Вологодской, Калининградской и Архангельской областей, представители профсоюзов и других общественных организаций.

В решениях Съезда на основе обобщения практических материалов был рекомендован ряд мер по повышению значимости инженерного труда, включающих:

Резолюция данного регионального Съезда была направлена в оргкомитет I съезда инженеров России, на котором судостроение было представлено большой делегацией руководителей и ведущих специалистов отрасли (30 человек)

В 2005 г. НТО судостроителей приняло активное участие в мероприятиях второго Международного военно-морского салона и Международной выставки «Нева-2005». В частности, на Военно-морском салоне проведена презентация итогов Всероссийской конференции «Информационные технологии в судостроении – 2005», в организации которой НТО судостроителей приняло активное участие совместно с ведущими верфями города.

Научные мемориальные чтения, в организации которых участвует НТО судостроителей, привлекают внимание большого числа ученых и специалистов отрасли. Эти мероприятия регулярно проводятся на базе ведущих научно-исследовательских институтов и посвящаются проблемам мореходных и прочностных качеств судов, а также корабельной гидромеханики. Традиционными стали форумы и конференции, посвященные названным научным направлениям, которые разрабатывались выдающимися учеными–судостроителями академиками Крыловым А. Н., (Крыловские чтения), Бубновым И. Г., Шиманским Ю. А.

В работе конференций принимают участие молодые инженеры, которые делают научные доклады и участвуют в конкурсах на лучшие научные разработки.

Среди значительных историко-памятных мероприятий, в организации и проведении которых участвовало НТО судостроителей в 2002-2007 гг., следует назвать Международную научно-практическую конференцию «Инженерное искусство в развитии цивилизации» (Москва, 2003 г.), которая посвящалась150-летию со дня рождения выдающегося русского инженера Владимира Григорьевича Шухова.

В рамках этой конференции Центральное Правление НТО организовало и провело в июне 2003 года заседание секции «Судостроение», на которой были разработаны предложения по стимулированию инженерно-инновационной деятельности и творческого труда специалистов судостроительной отрасли. Предложения направлены в Москву и включены в решения Международной конференции. Представители НТО участвовали в работе Конференции в Москве, выступив с научными докладами о влиянии творчества Владимира Григорьевича Шухова и Алексея Николаевича Крылова на развитие отечественного судостроения.

В 2003 г. Президиум НТО принял решение об увековечивании памяти первого в мире училища корабельной архитектуры. Мемориальная доска была изготовлена по инициативе исторической секции НТО по эскизу, согласованному с Военно-Морским музеем, и установлена на фасаде исторического здания рядом с Никольским собором.

В 2004 г. НТО судостроителей приняло активное участие в торжествах, посвященных 300-летию старейшего судостроительного предприятия России - «Адмиралтейские верфи». К юбилею была приурочена научно-практическая конференция «Роль и значение Адмиралтейских верфей в научно-техническом развитии Российского и мирового судостроения». В работе конференции приняли участие судостроители практически от всех регионов России, а также из зарубежных стран – Англии, Финляндии, Германии, Китая, Индии. Конференция приобрела статус крупного Международного форума, на котором были обсуждены пути развития не только «Адмиралтейских верфей», но и всего российского судостроения.

В 2006 г. научная общественность нашей страны отмечала 140-летний юбилей создания Русского технического общества. Эта дата явилась также юбилейной и для нашего Научно-технического общества судостроителей, так как оно было образовано в один год с Российским техническим обществом как входящий в него отдел «Кораблестроения, морской техники, артиллерии и оружейного производства».

Поэтому предложение Президиума НТО судостроителей о проведении юбилея Российского технического общества в Санкт-Петербурге было поддержано Союзом НИО (Москва). Торжества прошли в актовом зале Смольного в июне 2006 г.

В работе форума приняли участие представители всех научно-технических обществ России. В нашем докладе на форуме был показан вклад известных членов НТО – ученых-кораблестроителей Бубнова И.Г, Беклемишева М.Н., Афанасьева В.И., Боклевского К.П., Брикса Ф.А., Пио-Ульского Г.Н., Тимошенко С.П., Крылова А.Н. в развитие судостроения в России, а в дальнейшем и в СССР. Показана роль академика А.Н. Крылова в сохранении и развитии научно-технического общества судостроителей в период реконструкции судостроительной промышленности в 30-40-е годы 20 века. Подчеркнута роль НТО судостроителей как главной общественной организации отрасли, которая активно содействует развитию современного российского судостроения, морской техники и технологий путем объединения потенциалов российских ученых и инженеров.

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения двух выдающихся судостроителей, бывших министров судостроительной промышленности СССР Михаила Васильевича Егорова (17.01.1907 г.) и Бориса Евстафьевича Бутомы (11.05.1907 г.). НТО судостроителей организовало памятные мероприятия, посвященные этим юбилейным датам.

В журнале «Судостроение» и других изданиях были опубликованы статьи, посвященные памяти министров. Президиум НТО на базе проектного бюро «Малахит» организовал конференцию, посвященную памяти Б. Е. Бутомы. Совместно с советом Ветеранов судостроения проведены памятные юбилейные мероприятия в Москве. Активисты НТО, ветераны судостроения откликнулись на наш призыв и активно участвовали в работе конференции, выступив с воспоминаниями об этих выдающихся руководителях. Всего в Санкт-Петербурге и Москве в юбилейных мероприятиях приняло участие около 500 человек. Президиум НТО учредил памятную медаль «Б.Е. Бутома: 1907-2007», которой были награждены более 150 активистов НТО и ветеранов судостроения в Санкт-Петербурге, Москве и регионах России.

Заслуги этих выдающихся организаторов отечественного судостроения перед нашим отечеством являются примером для всех судостроителей и, особенно, для молодого поколения.

Признание заслуг – мощный стимул активизации творческих способностей ученых и инженеров. Исходя из этого, Президиум Центрального правления Научно-технического общества уделяет постоянное внимание развитию активности судостроителей по участию в общественных конкурсах. Позитивным примером служит участие организации во Всероссийском конкурсе 2005 г. «Инженер года». На этом конкурсе удостоены почетного звания «Профессиональный инженер» Дульнев Андрей Иванович (ЦНИИ им. акад. Крылова) и Тукнянин Алексей Николаевич (проектное бюро «Малахит»), а по номинации «Инженерное искусство молодых» - Аверьянов Дмитрий Леонидович (проектное бюро «Малахит»).

Научные достижения членов нашего Общества и результаты работы НТО судостроителей как организации в значительной мере становятся достоянием широкой научно-инженерной общественности благодаря развитию редакционно-издательской деятельности.

В 2002 году был создан редакционно-издательский совет при НТО, в котором представлены ученые отрасли, руководители промышленных предприятий, профессорско-преподавательский состав Санкт-Петербургского морского технического университета. Сформирована Программа издания учебной, справочной, научно-технической и исторической литературы по судостроению. За указанный период при участи НТО изданы 10 учебников для ВУЗов, 9 монографий, 8 книг, посвященных истории судостроения и выдающимся деятелям отрасли.

Научные достижения и опыт ученых и инженеров отрасли освещается в печатных трудах НТО. По рекомендации Президиума Общества и при его координирующей роли научные работы ученых и специалистов публикуются в судостроительных периодических изданиях – журналах «Судостроение», «Морской вестник», «Вестник технологии судостроения» и научно-технических сборниках ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова и ЦНИИ «Электроприбор».

Центральное правление НТО решает задачу внедрения современных форм коммуникаций в редакционно-издательскую деятельность Общества. В этом году НТО по конкурсу Комитета образования и высшей школы Правительства Санкт-Петербурга получило грант на создание сайта Общества в Интернете. В настоящее время готовятся материалы по истории нашего старейшего в России научно-инженерного общественного объединения, основным научно-техническим направлениям нашей деятельности, текущим и перспективным планам. Новый информационный ресурс в значительной мере расширит наши возможности в оперативном освещении задач и достижений Общества.

Благодаря усилению внимания к международному сотрудничеству за прошедшие пять лет деятельность Общества перешагнула национальные границы нашей страны. Предметом международных связей стали практика работы зарубежных общественных организаций судостроителей, опыт западных судостроителей в повышении конкурентоспособности своей продукции, формы участия в повышении квалификации научных и инженерных кадров.

Первым значительным шагом в этом направлении было подписание в 2004 г. в Лондоне Соглашения о сотрудничестве между НТО судостроителей и Международным институтом морского инжиниринга, науки и технологий (ИМарЕСТ).

Согласно Соглашению, члены НТО при определенных условиях могут стать членами ИМарЕСТ, публиковать свои научные доклады в журналах, сборниках трудов и научных бюллетенях института, получать информацию о важнейших событиях в мировом судостроении, участвовать в зарубежных конференциях, семинарах, обучающих курсах.

Примером практической реализацией этого Соглашения можно считать проведение в этом году Международной конференции по подводному кораблестроению, которая была приурочена к III Международному военно-морскому салону.

Организаторами конференции выступили Почетный секретарь ИМарЕСТ в Санкт-Петербурге профессор Рождественский К. В. и Президиум НТО судостроителей. Большую работу по ее организации провели аппарат НТО, руководители и члены научно-технических секций. В работе конференции приняли участие отечественные и зарубежные ученые в области гидродинамики, конструкторы подводных аппаратов, инженеры-технологи, специалисты промышленных предприятий.

НТО судостроителей поддерживает тесные связи с московской штаб-квартирой Международного союза НИО и Российским Союзом НИО. По линии этих общественных организаций представители нашего Общества регулярно участвуют в Международных практических семинарах, проводимых как в России, так и за рубежом, где выступают с докладами о деятельности НТО судостроителей. Такие семинары состоялись в Италии, Греции, Испании, Португалии, на Мальте. В работе этих форумов принимали участие послы и консулы России в этих странах, представители инженерных обществ европейских государств. Такие контакты позволяют знакомиться с опытом развития зарубежной судостроительной промышленности, определять совместные направления в научно-инженерной деятельности и подготовке персонала.

Активное взаимодействие с Комитетом внешних связей Правительства Санкт-Петербурга позволяет НТО расширять международное сотрудничество со странами Балтии, Финляндии, Германии, Швеции, Норвегии. В частности, в рамках этих контактов в настоящее время подготовлен международный вариант проекта развития арктического судостроения, который планируется направить в соответствующую комиссию Европейского союза для получения финансирования комплекса научных исследований по данному направлению.

Таковы основные итоги деятельности Российского научно-технического общества судостроителей им.акад. А.Н. Крылова за отчетный период 2002-2007 годов.

Задачи развития нашей организации неразрывны с решением проблем развития российского судостроения.

О современном состоянии отечественной судостроительной промышленности, её задачах по обеспечению Военно-морского флота России новейшими боевыми кораблями и национальной экономики – современным гражданским флотом, а также о путях решения этих задач сказано достаточно подробно в докладах на I-й Российской научно-практической конференции судостроителей, пленарное заседание которой проведено сегодня в первой половине дня.

Представляется, что наиболее актуальными для настоящего момента являются следующие проблемы, решение которых обеспечит динамичное развитие российского судостроения:

Для НТО судостроителей участие в решении этих задач определяет перспективные направления и формы работы Общества.

Так, интеграция предприятий судостроения в комплексы потребует новых решений в организационном строительстве. Предстоит структурно адаптироваться к новым формам взаимоотношений предприятий и управляющих компаний, установить новые связи, потоки обмена информацией. При этом ключевым условием решения этой задачи остается воссоздание первичных организаций и индивидуального членства в Обществе.

Работа Научно-технического общества судостроителей в обеспечении общественного содействия мерам государственной поддержки российского судостроения должна быть продолжена. От этого, как сказано выше, зависят внешние условия конкурентоспособности наших предприятий и, соответственно, судьба отрасли.

В докладе были отмечены инновационные программы и критические технологии, продвижению которых активно содействует НТО судостроителей. В ближайшие годы они сохранят свою актуальность для решения отраслью перечисленных задач, обеспечивающих её развитие.

Так важнейшим направлением работы НТО остается масштабное участие в коренной технической модернизации судостроительных предприятий. Как показывает практика, сложность задач технической реконструкции предприятий требует знаний передовых судостроительных технологий, опыта зарубежных верфей, современной логистики. Например, разработка проекта модернизации производственно-технологического комплекса надводного судостроения «Адмиралтейских верфей», которая осуществляется в настоящее время, потребовала от всего инженерного корпуса предприятия предельной реализации профессионального потенциала. Большую помощь в этом оказали ученые ЦНИИТС, что является примером творческого содружества производства и науки, и расширяет поле деятельности для нашего Научно-технического общества.

Научно-техническое общество судостроителей в лице своих членов имеет уникальный научный потенциал для содействия решению актуальных научных задач в масштабах отрасли. Примером может служить развитие и практическое внедрение современных информационных компьютерных технологий. Это научное направление в настоящее время является одним из решающих факторов обеспечения конкурентоспособности судостроительной продукции. Поэтому научный потенциал нашего Общества должен всемерно направляться на внедрение этих технологий, в первую очередь, в проектирование новых кораблей и судов. Вторая задача, которая решается на основе этих технологий, - возможность поддерживать в течение жизненного цикла эксплуатационные качества судов. Это обеспечивается применением CALS-технологий.

Безусловно, что основой выполнения Обществом названных и других задач останется работа его научно-технических секций. Ввиду этого необходимо активизировать привлечение специалистов отрасли в работу секций. Состав и научная направленность секций должны быть уточнены в соответствии с изменениями в специализации отрасли. В частности, в связи с созданием новых интегрированных структур, специализированных на ремонте кораблей, целесообразно создать при Центральном правлении НТО новую секцию по ремонту кораблей и судов, которой у нас в настоящее время нет. Специализированным секциям НТО необходимо усилить контакты с научно-техническими советами региональных центров судостроения и судоремонта.

Важно по аналогии с опытом зарубежных инженерных общественных организаций найти решение вопроса об участии Научно-технического общества в планировании и выполнении НИОКР, финансируемых из бюджета. Эта задача должна быть поставлена в процессе формирования новых управляющих компаний «Объединенной судостроительной корпорации».

Перечисленные мной задачи предстоит решать будущим руководящим органам Научно-технического общества. Работы предстоит много. И выполнить эту работу без самой действенной поддержки руководителей наших предприятий и организаций трудно. И в части финансовой помощи для проведения мероприятий, и в части решения организационных проблем.

Должен отметить, что большинство руководителей предприятий понимают это и поддерживают наше Общество а, соответственно, и его исторические традиции, заложенные Алексеем Николаевичем Крыловым и другими известными судостроителями России.

Надеемся, что это понимание и сотрудничество сохранятся и в будущем.

Благодарю за внимание.