Н.А. Мытник
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОРАБЕЛЬНЫХ НАУК
(хронология событий с комментариями)
Глава 4. Период специализации корабельных наук
( с 1906 г. по 1945 год )
Характеризуется процессом глубокой специализации корабельных наук ввиду все
расширяющегося объема знаний в эпоху научно-технического прогресса как по
различным свойствам судна, так и по принципам его движения, который завершится в
конце 30-х годов окончательным разделением их на следующие фундаментальные и
прикладные направления: теоретическая гидромеханика, сопротивление движению
судна в воде и во льдах, движители, качка, остойчивость, непотопляемость,
судовые устройства и системы, конструкция корпуса, прочность и вибрация корабля,
теория упругости и строительная механика корабля, технология судостроения и
организация судостроительного производства, проектирование судов. Дополнительно
к этому появляются специализации по подводным лодкам, глиссерам и судам на
подводных крыльях, судам на воздушной подушке и экранопланам. На смену
выдающимся ученым-универсалам, которые были характерны для предыдущего периода,
приходят ученые-специалисты в достаточно узких областях корабельных наук. На
фоне все увеличивающейся конфронтации сначала Германии с антигитлеровской
коалицией, а затем, к концу второй мировой войны - СССР и США, многие достижения
корабельных наук становятся объектами секретности. Наибольшее развитие
корабельные науки получают в Англии, Франции, Германии, России и СССР. Однако
они, особенно к концу периода, начинают терять приоритетность по причине бурного
развития авиации и ракетной техники, электротехники, энергетики и кибернетики.
В судостроении, как государственном, так и частном используется только труд
наемных рабочих. Оно развивается на базе последних научных достижений в
различных областях корабельных наук, что особенно касается военного
кораблестроения. Укрупнение и объединение судостроительных предприятий и
проектных бюро, создание крупных отраслевых научно-исследовательских институтов.
Основной судостроительный материал - сталь. Передовая продукция судостроения
- надводные паротурбинные и дизельные военные корабли и гражданские суда
различного назначения, а также боевые дизель-электрические подводные лодки,
средние размеры которых постоянно увеличиваются. Наиболее крупными судами
становятся пассажирские лайнеры, линкоры и авианосцы. Перевод судовой энергетики
на жидкое топливо: сначала на нефть, затем - на керосины и саляры. Постепенное
расширение сварочной технологии, способствующей массовому производству судов во
время второй мировой войны.
Мореплавание достигло высокого уровня технического обеспечения благодаря
решению проблемы девиации магнитного компаса, радиосвязи, принятию
международного сигнала бедствия и развитию морской авиации, а в конце периода -
и радиолокации. Наряду с угольными станциями в мировом мореплавании все большее
значение начинают приобретать бункеровочные нефтебазы. Экипажи гражданских судов
формируются вольнонаемными людьми, а военных - как вольнонаемными, так и
военнообязанными.
Две мировые войны по причине недовольства Германии и ее союзников переделом
колониального мира в пользу Великобритании, США и Франции, а также России и
позднее СССР. На смену маневренной линейной тактике морского боя надводных
кораблей на значительном удалении в период первой мировой войны (1914-1919 гг.)
приходит тактика уничтожения надводных кораблей с воздуха авиацией морского и
наземного базирования еще на большем расстоянии во второй мировой войне
(1939-1945 гг.) в условиях все возрастающего значения минного оружия и подводных
лодок в боевых действиях.
В 1906 г. Жуковский формулирует
вихревую теорию крыла, которую затем
существенно развивает русский ученый-аэрогидродинамик Сергей Чаплыгин
(1869-1942 гг.). Эта теория впоследствии явится базисной для решения многих
прикладных задач гидроаэродинамики и окажет большое влияние на использование
вихревых теорий в механике сплошных сред.
P = r
vo Г , (1906
г.)
где Р - удельная подъемная сила на крыле, н/м; r -
плотность жидкости, кг/м3;
Г - циркуляция скорости, м2/с;
vo - скорость набегающего потока жидкости или движения
крыла под определенным углом атаки, м/c.
Сергей Чаплыгин
|
Краткая биографическая справка:
Сергей Чаплыгин, русский ученый в области теоретической механики,
гидро-аэрогазовой динамики, профессор, член Академии наук СССР, заслуженный деятель науки РСФСР. Окончил и преподавал в Московском
университете, директор Московских высших женских курсов, работал в Центральном аэрогидродинамическом институте.
Труды по теоретической механике, гидроаэромеханике и газовой динамике, теории крыла.
|
В том же году опубликована научная работа русского корабельного инженера
Р. Матросова “Методы исследования корабля с разбитым бортом”,
в которой предложен оригинальный способ построения
диаграммы статической остойчивости поврежденного корабля, получивший в свое
время широкое применение в практике кораблестроительных расчетов. Это была
первая работа, посвященная проблеме обеспечения аварийной остойчивости
судна.
Тщательно анализируя уроки Цусимы, когда многие броненосцы опрокидывались
раньше, чем уходили под воду, русские корабельные инженеры и ученые впервые
сформулировали, что непотопляемость корабля определяется не только аварийной
плавучестью, которой до этого уделялось все
внимание, но и аварийной остойчивостью.
Только выполнение требований по обеим этим частям
непотопляемости может дать полноценное обеспечение этого свойства корабля
(принцип того, что корабль должен тонуть, не опрокидываясь).
События 1906 г.
- По инициативе французского инженера-кораблестроителя Эмиля Бертена
(1840-1924 гг.) основан Парижский опытовый бассейн.
- В Портсмуте построен первый в мире линкор “Дредноут” - родоначальник
нового класса боевых кораблей, и закладываются корабли типа “Инвинсибл” -
первые линейные крейсеры, которые оснащены паротурбинными энергетическими
установками.
- На Балтийском заводе в Петербурге заложена первая в мире подводная лодка
“Почтовый” с единым бензиновым двигателем для надводного и подводного хода,
спроектированная К. Джевецким.
- Итальянский инженер Э. Форланини, один из пионеров итальянской авиации,
создает и успешно испытывает первое судно на подводных крыльях, показавшее
скорость 38 уз.
- Началось серийное строительство первых подводных лодок в Германии,
которые впоследствии станут для немцев самым эффективным оружием на море на
протяжении двух мировых войн.
- В Англии спущен на воду знаменитый трансатлантический пассажирский лайнер
“Мавритания” (BRT=31900 рег.т, v=24,5 уз) - кунардовский четырехвинтовой
турбоход, который с 1907 г. на протяжении 22 лет удерживал Голубую ленту
Атлантики, сократив время перехода через океан до 4 суток 11 часов.
- Впервые завершено, длившееся 4 года, сквозное плавание Сев.-Западным
проходом из Осло в Сан-Франциско норвежского полярного исследователя Руала
Амундсена (1872-1928 гг.) на шхуне “Йеа” (BRT=47 рег.т).
- Революционное выступление матросов русского крейсера “Память Азова” в
Ревеле.
- Международной радиотелеграфной конференцией в Берлине принят единый
сигнал бедствия - “SOS”.
В 1912 г. Жуковский разрабатывает
вихревую теорию гребного винта, которая
описана в цикле его научных работ “Вихревая теория гребного винта”,
опубликованных в 1912-1918 гг. Эта теория и в настоящее время лежит в основе
наиболее совершенных методик расчета гребных винтов.
В том же году американский ученый - кораблестроитель Вильям Ховгард,
разрабатывая теорию управляемости судна, получает
формулу для определения радиуса установившейся циркуляции
судна. Прогнозирование параметров маневренности боевых кораблей имело всегда
большое значение, однако управляемость судна в целом явилась наиболее сложной
корабельной наукой, тяжело поддающейся адекватному математическому
моделированию. Поэтому работы Ховгарда представляли важный вклад в развитие этой
науки.
С 1912 по 1914 г. выходит в свет 2-х томный труд Бубнова “Строительная
механика корабля”, ставший классическим
учебником, в котором задача этой науки сформулирована следующим образом:
“Прочным сооружением мы будем называть такое, которое не разрушается под
действием заданной системы сил; задача всякого строительного расчета - придать
всем частям сооружения размеры, при которых разрушение не могло бы иметь место”
[5]. С тех пор русская школа
строительной механики корабля занимает прочные позиции в научном мире, что
проявилось в создании на отечественных верфях крупных надводных кораблей
и многих судов новых типов.
Рис.49. Печально известный всему миру английский трансатлантический лайнер
“Титаник” (L= 269 м; B= 28,2 м; T= 10,5 м; v=21,5 уз; N= 46000 л.с.), роковая
гибель которого в 1912 г. показала какой может быть цена отсутствия
непотопляемости и надежных спасательных средств судна: пароход унес с собой на
дно океана наибольшее количество жертв за всю предыдущую историю мореплавания -
1490 чел. Разделяя корпус судна при проектировании на 16 отсеков, конструктор и
строитель "Титаника" Т. Эндрюс действительно полагал, что он будет
непотопляемым, однако каковы бы ни были истинные причины гибели этого судна
наука о непотопляемости получает новый толчок для своего дальнейшего развития.
Обладая большим опытом проектирования боевых надводных кораблей для русского
ВМФ, среди которых были линейные корабли типа “Севастополь” и линейные крейсеры
типа “Измаил”, Бубнов существенно развивает теорию проектирования судов, подходя
к этой науке с исследовательских позиций. В частности, он впервые в практике
проектирования предлагает дифференциальное уравнение весов в функции главных
размерений и метод "исправления прототипа", используемый для его решения, а
также общее аналитическое выражение подводной поверхности судна.
Уравнение Бубнова
(1912г.)
где D - водоизмещение судна-прототипа; F(d
,L,B,T,H,...ai) - функциональная
зависимость масс судна-прототипа от коэффициента общей полноты
d , главных размерений L,B,T,H и прочих параметров судна ai
(главным образом, задания на проектирование) как
правая часть его уравнения нагрузки в функции главных размерений; dP
- заданное приращение независимых масс; dd
,dL,dB,dT,dH,dai - искомые приращения элементов и параметров
проектируемого судна.
События 1912 г.
- В Николаеве по проекту М. Налетова построен первый в мире боевой подводный минный заградитель “Краб” (D=560/740 т, 60 мин).
- В России начато строительство первого в мире тральщика “Минреп”, оснащенного контактным тралом Константина Шульца (1864-1904 гг.).
- В Германии построено первое железобетонное морское судно грузоподъемностью 250 т.
- Третий год перевозит грузы самое большое в истории судостроения деревянное парусное судно - американская шестимачтовая гафельная шхуна “Вайоминг” (D=8500 т, L=106,7 м), построенная в 1910 г. в США.
- В Дании построено первое океанское дизельное сухогрузное судно “Зеландия” (N=2400 л.с.), достопримечательностью которого, в отличие от пароходов, явилось отсутствие дымовой трубы.
- Во Франции построен самый длинный парусник современного мира - пятимачтовый грузовой барк “Франс II” (D=10700 т), длина которого составила 127,7 м.
- Во Франции закончено переоборудование минного транспорта “Фудр” в первый гидроавиатранспорт.
- Год несут службу в Амурской военной флотилии первые серийные дизельные боевые корабли - 8 канонерских лодок типа “Шквал” (D=1000 т, v=12 уз).
- На верфи Джон Браун в Клайде для компании Кунард лайн заложен огромный девятипалубный (!) пассажирский лайнер “Аквитания” (BRT=45647 рег.т, v=23,5 уз), который долгое время считался самым красивым лайнером Атлантики и явился единственным трансатлантическим лайнером-участником двух мировых войн.
- Русский инженер-механик флота Михаил Никольский разрабатывает современную систему работы двигателя внутреннего сгорания подводной лодки по замкнутому циклу.
- Английский изобретатель Роберт Дэвис патентует цилиндрическую наблюдательную камеру, способную осуществлять глубоководные погружения и нашедшую впоследствии применение во многих подводно-технических работах.
- Английский полярный исследователь Роберт Скотт (1868-1912 гг.) на 33 дня позже Амундсена достигает Южного полюса в Антарктиде.
- Гибель в северной Атлантике от столкновения с айсбергом новейшего английского пассажирского лайнера “Титаник” (BRT=46300 рег.т, L=269 м, v=22 уз) компании Уайт Стар лайн, в результате чего погибло 1490 чел. После этой катастрофы, считающейся крупнейшей на море, была созвана международная конференция по безопасности человеческой жизни на море, узаконен единый радиосигнал бедствия и организован постоянный ледовый патруль.
- Началась арктическая экспедиция Владимира Русанова (1875-1913 гг.) на судне “Геркулес” с целью обследования месторождений каменного угля на архипелаге Шпицберген, после чего она отправится в плавание по Сев.морскому пути, где и пропадет без вести.
- Из Мурмана уходит в последнее плавание по Сев. морскому пути шхуна “Святая Анна”, которая через два года пропала без вести с 13 человеками на борту во главе Георгием Брусиловым (1884-1914 гг.).
- К Северному полюсу на шхуне “Св. мученик Фока” отправляется экспедиция русского полярного исследователя Георгия Седова (1877-1914 гг.), которая для него окажется последней.
- В Тулоне идет расследование и ликвидация последствий гибели от мощного взрыва, в результате которого погибло 210 чел, линкора “Либерте”, построенного в 1907 г. по проекту Э. Бертена.
В 1916 г. Бубновым предложена
формула для определения массы продольных связей в эквивалентном брусе при
определении основных проектных элементов судна в первом приближении, имеющая
важное значение на ранних стадиях проектирования. Тем самым, Бубнову впервые
удалось учесть требования к обеспечению общей продольной прочности при
определении основных проектных элементов судна через решение уравнения нагрузки
в функции главных размерений.
,
(1916 г.)
где Рэ.б - масса продольных связей в эквивалентном брусе, т; ро
- измеритель прототипа; d - коэффициент общей полноты; L,B,T и Н -
соответственно, длина, ширина, осадка и высота борта судна, м; s Т
- предел текучести конструкционного материала корпуса, кг/см2.
Интересно отметить, что еще тогда Бубнов затрагивал вопрос оптимального проектирования судна, предлагая в качестве критерия оптимизации
использовать приведенные затраты.
События 1916 г.
- Переоборудование в Англии крейсера “ Корейджес “ под авианесущий корабль,
впервые обеспечивающий взлет самолетов с палубы.
- Со стапелей кильской верфи “Дойче - Верке“ спущена на воду первая
транспортная подводная лодка “Дойчланд“ подводным водоизмещением 1900 т,
которая в этом же году совершила два секретных рейса за океан, доставив в
США и Германию несколько сот тонн груза.
- Итальянский военно-морской флот имеет в своем составе 46 торпедных
катеров - глиссеров, наиболее быстроходные из которых развивали скорость до 40 узлов.
- Австрийский инженер Д.Томамхул испытывает спроектированный и построенный
им торпедный катер на воздушной подушке, развивший скорость около 40 узлов.
- В США вступил в строй головной линкор “ Нью Мексико “, впервые оснащенный
турбо-электрической энергоустановкой.
- В Англии закладывается самый большой за всю историю кораблестроения
линейный крейсер “Худ “ водоизмещением 41200 тонн, который явился последним
в своем классе и ознаменовал фактическое слияние его с классом линкоров ( в
1941 г. погиб в артиллерийской дуэли с германским линкором “Бисмарк“).
- Серийное строительство в США для Франции специальных быстроходных
охотников за подводными лодками, вооруженных глубинными бомбами. Через два
года на заводе Форда при строительстве этих и других кораблей (тральщиков,
десантных средств) впервые в судостроении применят поточно-позиционную
организацию постройки судов.
- Английский трансатлантический лайнер “ Олимпик “, старший брат печально
известного “ Титаника “, таранит и топит немецкую подводную лодку “U - 103“.
- Взрыв и гибель в Архангельске русского парохода “Барон Дризен” с 1600 т
взрывчатых веществ на борту, в результате чего у рядом стоящего английского
парохода снесло все палубные надстройки, были уничтожены 27 бараков и 5
каменных зданий, причалы, электростанция, здание пожарной охраны и десятки
жилых домов, портовых складов и навесов.
- Гибель переоборудованных во вспомогательные военные корабли популярных
трансатлантических лайнеров: кунардовской ”Франконии“ (BRT=18100 рег.т) в
результате торпедирования германской подводной лодкой у о. Мальта и уайтстаровского “ Британника“, третьего брата “Титаника“, - от подрыва на
мине в Эгейском море.
- Гибель во льдах Арктики экспедиционного судна “Эндюранс” английского
полярного исследователя и сподвижника Р.Скотта Эрнеста Шеклтона (1874-1922 гг.).
- Создание и испытание во Франции инженерами Константином Шиловским
(1880-1958 гг.) и П.Ланжевеном первого в мире гидролокатора.
- Трапезундская морская операция по захвату русскими войсками турецкого
восточного побережья Черного моря, в которой участвовало 4 линкора, 4
крейсера, 2 авиатранспорта, 21 эсминец и миноносец, 2 подводные лодки и 22 транспорта.
- Крупнейшее за всю первую мировую войну Ютландское сражение между
английским ( Дж. Джеллико, 28 л к, 9 лин.кр.) и германским ( Р. Шеер, 22 лк,
5 лин.кр.) флотами, проведенное по законам линейной тактики боя, в
результате которого при значительных потерях с обеих сторон (англичане -14
кор. и ок. 6 тыс.чел., немцы - 11 кор. и 2,5 тыс.чел) произошла
дискредитация идеи генерального сражения, способного решить исход войны на море.
- С начала войны германскими подводными лодками потоплено 449 судов, тогда
как потери подводных лодок составили всего 17 единиц.
- Подрыв и затопление в Севастополе флагмана Черноморского флота - линкора
“Империатрица Мария” (D=22600 т, v=21 уз), в результате чего погибло 130 чел.
В конце первой мировой войны английским кораблестроителем Д.Байлсом были проведены исследования, посвященные совершенствованию
конструкции корпуса металлических кораблей. Занимаясь проектированием эсминцев,
удлинение которых доходило иногда до 11-12, он пришел к выводу о
нерациональности продольно-поперечной (стрингерной)
системы набора, применяемой в их корпусах.
Опыты с миноносцем “Вольф”, проведенные Байлсом в доке еще в начале века
после трагической гибели истребителя «Кобра», показали, что наружная обшивка,
являющаяся, как известно, основной продольной связью корабля, несет полную
нагрузку только в местах, усиленных продольными ребрами жесткости. Уже в
1926 г. в Германии закладывается головной легкий крейсер “Кенигсберг” (рис.53),
в конструкции корпуса которого впервые применена современная продольная
система набора с продольными ребрами жесткости,
дающая существенный выигрыш в весе корпуса (рис.50). Широкое применение при
строительстве этого крейсера электросварки позволило еще более облегчить корпус
корабля.
В конце 40-х годов продольная система набора практически повсеместно
вытеснила продольно-поперечную и поперечную системы не только в военном, но и в
гражданском судостроении.
а) б)
b1 b1 >
> b2 b2
Рис.50. Схема продольно-поперечной (а) и современной продольной (б) систем
набора днища судна: 1 - днищевые стрингеры; 2 - продольные ребра жесткости.
Существенным развитием теории проектирования судов явился изданный в 1920
г. научный
труд Ховгарда “Проектирование боевых кораблей”,
в котором обобщаются последние результаты в области
проектирования судов на примере боевых кораблей.
События 1920 г.
- Начало успешной эксплуатации в Англии первого в мире морского
цельносварного судна “Фуллагар“.
- В Японии начато проектирование на базе танкера первого в мире авианосца с
непрерывной взлетно-посадочной палубой “Хосе“, введенного в строй в 1922 г.
(D= 9,6 тыс. т).
- В США строятся железобетонные танкеры типа “Латам“ водоизмещением 13
тыс.т, которые вошли в историю как самые крупные самоходные суда из
железобетона.
- Официальное открытие Панамского канала.
- Завершено плавание норвежского полярного исследователя Р. Амундсена по
Северному морскому пути за две зимовки на судне “Мод“ (D=800 т, L=29,8 м).
- Французскими властями интернирована Бизертская эскадра Врангеля,
состоящая из линейного корабля, эскадренного броненосца, двух крейсеров, 10
эсминцев, 4 подводных лодок, 27 прочих боевых кораблей и более 100
транспортов, которой так и не суждено было возвратиться на родину.
В 1923 г.
русский ученый-аэродинамик Борис Юрьев
(1889-1957 гг.) опубликовывает работу “Влияние земли на аэродинамические
свойства крыла”, которую можно считать первым научным исследованием давно
известного в практическом воздухоплавании “эффекта экрана” (рис.51).
Дальнейшее развитие этого теоретического направления аэродинамики в СССР,
Германии, Италии и других европейских странах привело к созданию в середине
тридцатых годов первых экранопланов - транспортных средств,
представляющих собой симбиоз самолета и корабля.
|
Краткая биографическая справка: Борис Юрьев,
русский ученый аэродинамик, ученик Жуковского, член Академии наук СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы.
Окончил и работал в Московском высшем техническом училище, преподавал в Московском авиационном институте, заведовал лабораторией прикладной
аэродинамики в Институте механики АН СССР, участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) им.Жуковского. Один
из первых создателей геликоптера (вертолета) и основатель отечественного вертолетостроения. Автор трудов по теории воздушного винта и экрана,
аэродинамике крыльев, проектированию вертолетов.
|
v = idem; P2 > P1
Рис. 51. Схема эффекта экрана.
*) Р. Лоренц в 1911 г. первым решил задачу устойчивости цилиндра от торцевого давления. |
Примерно в это время, продолжая исследования устойчивости тонкостенных
цилиндров Леви и Р. Лоренца*),
австрийский математик и механик Рихард
Мизес (1883-1953 гг.) решает сначала задачу устойчивости изотропной
цилиндрической оболочки при всестороннем давлении (на цилиндрическую поверхность
и торцы), а затем, по всей видимости, - и устойчивости оболочки, подкрепленной
ребрами жесткости, т.е. круговыми шпангоутами, применительно к реальным
конструкциям подводных лодок.
Развитие строительной механики подводных лодок в Германии, где работал Мизес,
было обусловлено той ролью, которая уделялась подводным лодкам кайзеровского
флота в годы прошедшей первой мировой войны.
**) Шифры экспериментальных лодок. |
И не случайно, что развитие этого научного направления прочности дальше позволило фашистской Германии уже в 1935
г., сразу после заключения англо-германского договора, иметь на вооружении подводные лодки типа MVB-1 и MVB-2 **) (рис.55)
, способные погружаться на рабочие глубины от 80 до 100 м, не говоря уже о сложной технике для подводно-технических работ - глубоководных камерах и жестких
скафандрах.
События 1923 г.
- Заканчивается модернизация английского пассажирского лайнера “Мавритания“
- “старой доброй леди Атлантики“. Обретя в результате перевода судна на
жидкое топливо вторую молодость, этот лайнер в 1924 г. побивает все свои
довоенные рекорды скорости, пройдя Атлантическую дистанцию за 5 суток и 1
час со средней скоростью 26,3 узла.
- Германская фирма "Нейфельд и Кунке" изготовила жесткий скафандр массой
385 кг, прошедший успешные испытания на глубине 152 м.
Рис. 52. Шхуна "Букау" (L= 51 м)
явилась первым судном, на котором в 1924 г. немецким инженером А. Флеттнером
были испытаны роторные движители, использующие эффект Магнуса.
В период с 20-х по 40-е годы дальнейшее развитие строительная механика
корабля, в том числе подводных лодок, получила в научных трудах Саутсвелла,
Юлиана Шиманского (1883-1962 гг.) и Петра Папковича (1887-1946 гг.),
Винденбурга и Триллинга.
В 1927 г. русский ученый
Константин Циолковский (1857- 1935 гг.),
основоположник современной космонавтики, в своих научных трудах
теоретически обосновывает принцип движения на воздушной подушке,
что позволило уже в 30-х годах перейти к постройке
в Советском Союзе первых экспериментальных судов и аппаратов на воздушной
подушке (СВП).
|
Краткая историческая справка: Юлиан Шиманский,
русский ученый-кораблестроитель, профессор,
член-корреспондент Академии наук СССР. Окончил Морское инженерное
училище и Морскую академию в Петербурге. Работал на Балтийском заводе и
НИИ, преподавал в Морском инженерном училище в Кронштадте, в
Военно-морской академии и Ленинградском кораблестроительном институте.
Автор трудов по строительной механике подводных лодок, конструкции
корпуса и прочности судовых конструкций.
|
|
Краткая историческая справка: Петр Папкович,
русский ученый-кораблестроитель в области прочности и
строительной механики, профессор, член-корреспондент Академии наук СССР,
инженер-контр-адмирал. Окончил кораблестроительное отделение
Петербургского политехнического института и Морское инженерное училище,
ученик Бубнова и Крылова. Участвовал в проектировании боевых кораблей и
разработке Правил Регистра СССР, работал на Адмиралтейском и Балтийском
заводах, НИИ, преподавал в Политехническом институте, Военно-морской
академии и Ленинградском университете. Автор трудов по строительной
механике, прочности и вибрации судов.
|
События 1927 г.
- В США построен первый цельносварной военный корабль “Нортленд“ для
береговой охраны.
- Второй год с переменным успехом идет эксплуатация второго роторного судна
Антона Флеттнера (1885-1961 гг.) “Барбара“ (Pгр=3000т, L=90м).
- В США построены авианосцы “ Саратога “ и “ Ленсингтон “, которые так и
остались в истории судостроения самыми мощными турбоэлектроходами (N=212
тыс. л.с., Dст= 44190 т., v=34,9 уз).
- Первый советский торпедный катер “Первенец” (D=11 т), построенный по
проекту авиаконструктора Андрея Туполева (1888-1972 гг.), на испытаниях
развивает скорость на тихой воде 60 уз и становится одним из самых
быстроходных кораблей своего класса.
- Начало операции осушения оз. Неми (в 20 км от Рима) для подъема со дна и
восстановления увеселительной флотилии римского императора Калигулы.
- Немецкое научно-исследовательское судно “Метеор“ исследует дно Мирового
океана с помощью эхолота, впервые установленного на этом судне.
- В состав торгового флота вошел первенец советского судостроения -
головной лесовоз “Товарищ Красин” (D=5280 т, L=89 м).
- Во Франции в Сен-Назере заканчивается строительство знаменитого
французского пассажирского лайнера “Иль де Франс“ (BRT=43150 рег.т, v=23 уз
).
В 1928 г. советский ученый
Василий Власов (1896-1959 гг.) предлагает новый метод вычисления элементов
корабля для произвольной ватерлинии, что явилось значительным вкладом в развитие
теории непотопляемости судна.
|
Краткая историческая справка:
Василий Власов,
советский ученый-кораблестроитель в области теории
корабля, профессор, инженер-контр-адмирал. Окончил Военно-морское
инженерное училище в Петрограде, работал в НИИ, преподавал в
Военно-морском инженерном училище и Военно-морской академии Ленинграда,
консультант по вопросам кораблестроения при Главном командовании ВМФ.
Труды по остойчивости и непотопляемости корабля, качки и спуска судов на
воду. Один из первых в отечественной практике использовал ЭВМ для
расчетов прочности, предложил новые способы спрямления поврежденного
корабля.
|
События 1928 г.
- Во Франции строится самая большая подводная лодка довоенного периода
“Сюркуф“ (D=2880/4330 т, L=120 м), имеющая на вооружении кроме двух 203 мм
орудий разведывательный самолет в герметичном ангаре (!).
- В Германии закладывается первый крупный боевой корабль с дизельной
энергетической установкой - “карманный“ линкор “Дойчланд“ (Dст=10 тыс. т).
- На верфи А.Г.Везер спускается на воду трансатлантический лайнер компании
Норддейтчер Ллойд “Бремен“(BRT=51656 рег.т, v=28,5 уз), который был впервые
в гражданском судостроении оборудован носовым бульбом и служил образцом
совершенной гидродинамики корпуса, что позволило ему уже в первом рейсе в
1929 г. легко отобрать у старушки “Мавритании“ Голубую ленту, пройдя
дистанцию за 4 суток 17 часов со средней скоростью 27,9 узла.
- Заканчиваются 20-летние (1909-1929 гг) исследования в Мировом океане
магнитного поля Земли первой в мире американской немагнитной шхуной
“Карнеги“ (D=568 т).
- В районе Шпицбергена советский ледокол “Красин” спасает оставшихся в
живых членов экипажа погибшего итальянского дирижабля Умберто Нобиле
“Италия” и на пути в Норвегию оказывает помощь тонущему пассажирскому судну
“Монте Сервантес”.
С 1928 по 1937 г. советскими учеными Георгием Павленко (1898-1970 гг.),
Николаем Кочиным (1901-1944 гг.), Леонидом Сретенским (1902-1973 гг.), Леонидом
Седовым (р. 1907 г.) и Мстиславом Келдышем (1911-1978 гг.) разрабатывается
современная теория волнового сопротивления судна, а в течение
30-х годов Седов
и, независимо от него, немецкий ученый-гидродинамик Г. Вагнер фактически
формируют фундаментальную теорию глиссирования.
Рис. 53. Немецкий крейсер "Кенигсберг" (L= 174 м; B= 15,3 м; T=6,3 м; D= 8260 т; v= 32 уз; N= 30000 л.с.), спущенный на воду в 1928 г., явился
первым кораблем с современной продольной системой набора корпуса, при сборке
которого широко использовалась электросварка. Крейсера этого типа, кроме того,
явились и первыми боевыми кораблями с комбинированной
дизель-паротурбинной энергетической установкой.
а)
б)
Рис.54. Знаменитые немецкие корабли: “карманный” линкор “Дойчланд” (а, L= 186 м; B= 20,6 м; T= 7,2 м; D= 10000 т; v=28 уз; N=50000
л.с.), построенный в 1931 г. и испытавший на себе сильную вибрацию корпуса от мощных дизельных двигателей, и
построенный в 1929 г. трансатлантический лайнер “Бремен” (б, L= 286 м; B= 31 м; T= 10,3 м; v= 28 уз; N=130000 л.с.), на
котором впервые обнаружилась сильнейшая вибрация кормовой части корпуса от
гребных винтов. Если для пассажирского судна проблема была разрешена
совершенствованием движителей (аналогичная ситуация возникнет в 30-х годах с
французским суперлайнером "Нормандия"), то для "Дойчланда" эта болезнь оказалась
практически пожизненной: сложность качественного прицеливания наводчиками на
ходу сопровождала корабли этого типа в течение всех боевых
действий во второй мировой войне.
В 1934 г. советский ученый
Леонид Лейбензон (1879-1951 гг.), который
считается основателем науки о подземной гидравлике, впервые решил задачу
колебания конструкции под воздействием жидкости путем совместного решения
уравнений движения упругой конструкции и жидкости, положив начало новому
научному направлению - гидроупругости конструкций, -
науке, находящейся на стыке гидромеханики и
прочности.
|
Краткая историческая справка: Георгий Павленко,
советский ученый-кораблестроитель в области
гидромеханики и теории корабля, профессор, член Академии наук УССР.
Окончил кораблестроительный факультет Ленинградского политехнического
института, работал на судостроительном заводе и НИИ, преподавал в
Ленинградском кораблестроительном институте и Одесском институте
инженеров морского флота. Внес большой вклад в развитие
экспериментальной гидродинамики (по проектам и под руководством Павленко
построены два опытовых бассейна). Труды по теории гребного винта и
глиссирования, устойчивости судов, волнового сопротивления, остойчивости
и качке.
|
|
Краткая историческая справка: Николай Кочин,
советский математик, механик, член Академии наук
СССР. Окончил Петроградский университет, преподавал в Ленинградском и
московском университетах. Один из основателей современной динамической
метеорологии, возглавлял Институт теоретической метеорологии, отдел
механики Института математики АН СССР. Труды по теории глобального
климата, волнового сопротивления и подводного крыла, качки корабля и
аэродинамике.
|
|
Краткая историческая справка: Леонид Сретенский,
советский математик и механик, профессор,
член-корреспондент Академии наук СССР. Окончил физико-математический
факультет Московского университета, преподавал в Московском
гидрометеорологическом институте и Московском университете, работал в
Центральном аэрогидродинамическом институте, Институте теоретической
геофизики и Морском гидрофизическом институте АН СССР. Труды по теории
волн, теоретической механике, геофизике, гидрогазодинамике, теории
приливов и волнового сопротивления.
|
События 1934 г.
- Во Франции впервые в сухом доке строится линкор “Дюнкерк“ (Dст=26500 т,
v=29,5 уз), вооруженный четырехорудийными башнями главного калибра (330 мм).
- В Балтийском море эксплуатируется шведский ледокол “Имер“ (N= 9 тыс. л.с)
– первый ледокол с дизель-электрической энергетической установкой, ставшей
классической для судов этого типа.
- В составе французского военно-морского флота несут боевую службу самые
быстроходные водоизмещающие корабли за всю историю судостроения - лидеры
эсминцев типа “Кассар“ и “Ла Фантаск“, показавшие при форсировке турбин
рекордные скорости до 46 узлов.
- Обладателем Голубой ленты становится итальянский пассажирский лайнер
“Рекс“ (BRT=51075 рег.т, v=28,9 уз), который впервые за всю историю
трансатлантических гонок награжден серебряным кубком “Голубая лента
Атлантики“, изготовленным лучшими ювелирами по заказу английского миллионера
Гарольда Хэлса .
- Немецкий инженер Гельмут Вальтер начинает работы по созданию для
подводных лодок энергетических установок, работающих на перекиси водорода.
- В результате первой попытки прохода по Северному морскому пути за одну
летнюю навигацию недалеко от Берингова пролива раздавлен льдами и затонул
советский пароход “Челюскин“.
- Фатальное столкновение близ Нью-Йорка с плавучим маяком “Нантакет“
старшего брата “Титаника“- пассажирского лайнера “Олимпик“, после чего
ветеран Атлантики практически не эксплуатировался и в 1937 г. был продан на
слом.
- Третий год английский трансатлантический лайнер “Эмпресс оф Бритн”
(BRT=42350 рег.т), работающий в летний период на линии Европа - Канада,
осуществляет зимние кругосветные круизы.
|
Краткая историческая справка:
Леонид Седов,
советский математик и механик, профессор, член
Академии наук СССР и иностранных АН. Окончил и работал в Московском
университете, заведующий отделением механики Математического института
им.Стеклова АН СССР. В годы Великой отечественной войны разрабатывал
различную военно-морскую технику. Труды по математике, аэродинамике и
гидромеханике, тензорно-физической теории симметрии, теории
относительности и моделирования в механике, теории волн и полей, теории
крыла и глиссирования. Автор теории сильного взрыва. Один из основателей
советской научной школы механиков.
|
|
Краткая историческая справка:
Мстислав Келдыш, советский математик и механик, профессор, член и
президент Академии наук СССР и иностранных АН, депутат Верховного
Совета. Окончил Московский университет, работал в Центральном
аэрогидродинамическом институте, Московском университете, Математическом
институте им.Стеклова АН СССР, директор Института прикладной математики
АН СССР. Труды по математике, аэрогидродинамике, теории удара тел о
жидкость и флаттера. Впервые применил в гидродинамике теорию функций
комплексного переменного, руководил космическими программами.
|
В 1935 г. русский кораблестроитель
и ученый Валентин Поздюнин (1883-1948 гг.), являющийся учеником
Боклевского, издает учебник “Теория
проектирования судов”, который явился
крупным вкладом в развитие этой науки. Примерно в это же время Поздюниным
и Львом Ногидом (1892-1972 гг.) был предложен метод вариаций
и заложены основы оптимизации проектов
судов, потребующие в послевоенный
период интенсивного привлечения математического аппарата оптимизации, уже широко
применяемого в экономических теориях капитализма.
|
Краткая историческая справка:
Валентин Поздюнин, русский кораблестроитель и ученый, профессор, член Академии наук СССР. Окончил
кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института, Кронштадское морское инженерное училище, работал на
Балтийском заводе помощником строителя и конструктором кораблей, в Бюро
проектирования судов Главного управления кораблестроения и
Адмиралтейского завода, во время войны заведовал отделом гидравлики
Института механики АН СССР в Москве. Преподавал в Петербургском
политехничесом институте, был деканом кораблестроительного отделения,
один из создателей Ленинградского кораблестроительного института. Один
из организаторов и руководителей первых советских НИИ судостроительной
промышленности и морского флота, принимал участи в проектировании и
строительстве первых советских судов торгового флота. Один из создателей
издательства Судпрогиз, организатор и редактор 15-томного «Справочника
по судостроению». Труды по теории проектирования судов, судовым
устройствам, архитектуре корабля, гидромеханике и теории гребного винта.
|
*) В результате испытаний из за неустранимых дефектов в сварных швах рабочая глубина лодок была ограничена 50 м. |
Рис.55. Первые серийные подводные лодки фашистской Германии серии IIA (L=40,9 м; B=4,1 м; D=254/303 т; v=13/6,9 уз; N=750/360 л.с.), построенные в 1935
г. и имевшие цельносварные прочные корпуса, способные погружаться на рабочую глубину 80 м*), считались самыми глубоководными лодками
того времени. Основательное научное обеспечение расчетов прочности при проектировании немецких подводных лодок, наряду с достижениями металлургии,
привело к тому, что к началу второй мировой войны рабочие глубины большинства лодок составляли 100 м, а знаменитые подводные лодки XXI серии, вступившие в строй в конце войны,
были способны погружаться на глубины до 300 м.
События 1935 г.
- Постройка и успешное испытание финским инженером Каарио первого в мире
экраноплана.
- Во Франции по проекту русского эмигранта Владимира Юркевича (1885-1964
гг.) построен один из самых крупных трансатлантических лайнеров
“Нормандия“(BRT=83400 рег.т) - самый большой в истории судостроения
пассажирский турбоэлектроход, преодолевший 300-метровый рубеж длины и
впервые на транспортном флоте оснащенный в 1937 г. радиолокационной
станцией, неоднократный призер Голубой ленты Атлантики (средняя скорость
перехода 30 узлов).
- В СССР заканчивается строительство нового катера на воздушной подушке
“Л-5” (D=8,6 т) инженера Владимира Левкова (1895-1954 гг.), который в 1936
г. на испытаниях развил невиданную скорость в 73 узла.
- На верфи в Клайдбэнке в противовес французской “Нормандии” достраивается
воплощение огромного английского судостроительного опыта - прославленный
пассажирский лайнер “Куин Мери“ (BRT=81235 рег.т, v=31,7 уз) по заказу
объединенной компании Кунард Уайт Стар Лайн, ставший в 1936 г. обладателем
Голубой ленты и основным соперником “Нормандии“ в скорости до самой второй
мировой войны: в первом же рейсе “Королева“ проходит дистанцию за 3 суток 20
часов. Знаменитый лайнер сохранился до наших дней и находится в США (Лонг
Бич) в качестве плавучего развлекательного центра-музея.
- Между Англией и Германией установлено соглашение, по которому фактически
санкционировано перевооружение военно-морского флота Германии вопреки
ограничениям Версальского договора.
- Английский зоолог Джеймс Грей, один из основателей гидробионики , изучает
движение в воде дельфинов , что приведет через год к открытию парадокса,
который называется его именем и заключается в несоответствии сопротивления
воды модели дельфина и действительной мышечной силе животного .
- Французский священник Пуадебар открывает точное местоположение знаменитых
финикийских городов Сидон и Тир, которые еще в древности поглотило
Средиземное море.
|
Краткая историческая
справка: Лев Ногид,
советский ученый-кораблестроитель в
области проектирования судов, профессор. Участник Первой мировой и
гражданской войны. Окончил кораблестроительное отделение Ленинградского
политехнического института, работал в конструкторском бюро, преподавал в
Ленинградском кораблестроительном институте. Труды по теории
проектирования судов. Автор оригинальной теории моделирования движения
ледокола во льдах.
|
Рис. 56. Выдающийся английский пассажирский лайнер “Куин Мэри” (L= 310 м; B= 36 м; T=11,8 м; v=28,5 уз; N= 160000 л.с.), построенный в 1936 г., является,
пожалуй, самым гидродинамически обоснованным судном в мире: в целях выбора оптимальной
формы его корпуса было изготовлено 22 пятиметровые модели и проведено 8000 (!)
испытаний в опытовом бассейне, в том числе и мореходных испытаний на волнении,
впервые сгенерированном специальным устройством опытового бассейна -
волнопродуктором.
С 1934 по 1941 г. советские ученые-гидродинамики Константин Федяевский
(1903-1970 гг.) и Лев Лойцянский создают
современную теорию пограничного слоя, причем последний детально исследует физическую
природу вихревого сопротивления.
|
Краткая историческая справка:
Константин Федяевский, советский ученый в области гидродинамики и
теории корабля, профессор, заслуженный деятель науки и техники. Окончил
Московское высшее инженерное училище, преподавал в московских ВУЗах и
Ленинградском кораблестроительном институте, работал в Центральном
аэрогидродинамическом институте. Труды по теории пограничного слоя,
гидродинамике подводных тел и управляемости судов. Автор вихревой
математической модели корпуса судна. |
В начале 40-х годов, когда в условиях военного времени советские конструкторы
быстроходных кораблей все чаще сталкивались с непреодолимой проблемой кавитации
гребных винтов, Поздюнин предлагает парадоксальное решение: бороться с
кавитацией путем ее интенсификации. Открытое явление назвали “суперкавитацией”,
а гребные винты, эффективно работающие в таких
условиях, - суперкавитирующими (рис.57).
Рис. 57. Схема профилей кавитирующей (а)
и суперкавитирующей (б)
лопасти гребного винта: 1 - профиль лопасти; 2 - зона кавитации.
Примерно в это же время советский ученый Валентин Новожилов (1910-1988
гг.) начинает работать над общей теорией тонких оболочек и нелинейной
теорией упругости, которые в послевоенный период явились значительным вкладом в
развитие строительной механики корабля и нашли применение, в частности, в
практике проектирования глубоководных подводных лодок.
В 1943 г. американский ученый
Рихард Курант (1888-1972 гг.)
на основе работ А. Хренникоффа
предлагает численный расчетный метод, позволяющий с использованием приема
дискретизации определять напряженно-деформированное состояние достаточно сложных
с точки зрения строительной механики конструкций. Такой подход к анализу
напряженно-деформируемого состояния сложных конструкций был вызван тем, что
традиционно при проверке прочности объекта она всегда условно разделялась на
общую и местную с вытекающими отсюда упрощениями. Однако, зачастую
выяснялось, что упрощение взаимовлияния элементов общей и местной прочности
приводит к значительным погрешностям и чем сложнее конструкция, тем они больше.
Поэтому общее восприятие картины работы таких конструкций можно увидеть только,
разбив ее на множество элементов, связанных в узлах между собой.
Так были заложены теоретические основы новых конечноэлементных численных
методов, которые могли быть эффективно реализованы только в условиях
интенсивного развития вычислительной техники.
|
Краткая историческая справка:
Валентин Новожилов, советский ученый-кораблестроитель, член Академии
наук СССР и Английского общества корабельных инженеров. Окончил
Ленинградский физико-механический институт, работал в НИИ и занимался
проектированием кораблей, преподавал в Ленинградском университете. Труды
по строительной механике и теории упругости. Один из основоположников
нелинейной теории упругости. |
а).
б).
Рис.58. Стандартные “суда на один рейс” военной постройки - сухогрузы типа
“Либерти” (а, L= 130,6 м; B= 17,5 м; T= 8,4 м; D= 14326 т; v= 11 уз; N= 2500 л.с.) и
танкеры типа Т-2 (б, L= 153 м; B= 20,7 м; T= 9,2 м; DW= 16800 т; v= 14,5 уз; N= 6000 л.с.) выявили противоречие между
классической конструкцией клепанного корпуса с поперечной
системой набора и современными способами его сборки с помощью сварки: трещины
металла в сварных соединениях и концентраторах напряжений привели в период с
1942 по 1966 г. к перелому корпусов у 22 судов этого типа.
События 1943 г.
- Итальянским инженером П.Нерви построено первое судно из армоцемента -
яхта “Неннел“(L=12,5 м).
- Французский океанолог Жак Кусто и инженер Э.Гальян создают и испытывают
первый акваланг.
- В США полным ходом идет начатое в 1942 г. крупносерийное
поточно-позиционное строительство, так называемых, стандартных судов -
сухогрузов типа “Либерти“ (DW=10700 т) и танкеров типа “Т-2“: при постройке
сухогрузного судна “Роберт Е.Пирри” был побит абсолютный рекорд
строительства крупных судов от момента закладки до сдачи заказчику - 7
суток.
- В Германии построена и испытана подводная лодка серии XVII - первая
серийная лодка с парогазотурбинной установкой Вальтера, показавшая скорость
подводного хода 25 узлов, которая в 3 раза превышала таковую у обычных
дизель-электрических подводных лодок .
- В США успешно работает первый в мире экспериментальный ядерный реактор,
сооруженный в 1942 г. под руководством итальянского физика Энрико Ферми
(1901-1954 гг.).
- Сицилийская десантная операция, в которой участвовало 1380 кораблей и
судов и свыше 1800 десантно-высадочных средств английских и американских
военно-морских сил.
- Завершение грандиозного полугодового сражения американо-австралийских и
японских военно-морских сил за о. Гвадалкапал на Соломоновых островах, в
ходе которого произошло 13 морских сражений и было потеряно союзниками 25 и
японцами 24 боевых корабля, погиб главнокомандующий Объединенным флотом
Японии Исироку Ямамото (1884-1943 г.).
- Атака сверхмалой английской подводной лодкой в Альта-фьюрде (Норвегия)
германского линкора “Тирпиц“, в результате которой он получил серьезные
повреждения.
- Потопление германского линкора “Шарнхорст“ у м.Нордкап в бою с английской
эскадрой под командованием адмирала Б.Фрейзера.
- Бомбардировка близ Венеции союзной авиацией великолепного итальянского
пассажирского лайнера, обладателя Голубой ленты Атлантики, “Конти ди
Савойя“, который в результате сильного пожара, длившегося несколько дней ,
затонул .
Глава 5. Кибернетический период эволюционного развития корабельных наук с 1945 г. по настоящее время)