Мореходство и морские науки - 2009

УДК 629.5.001, 656.6.052

Аналитический обзор текущих результатов морских исследований на Дальнем Востоке, в России, в Мире

(представление актуальных проблем морской деятельности для Сахалина и Курильских островов, обоснование первоочередных и оптимальных путей их решения)

В. Н. Храмушин [1], г. Южно-Сахалинск

Analytic review for marine researches in the Fareast, in Russia, in the World. Vasily Khramushin, Sakhalin State University, Subdivision of the Krylov Shipbuilders Society for ship seakeeping on a heave sea.

Введение

На базе Сахалинского государственного университета (СахГУ) работают два Сахалинских отделения Всероссийских научных обществ. Русское географическое общество (СахРГО) с миссией популяризации историко-географических знаний проводит научные исследования и экспертные работы по актуальным и общественно значимым направлениям социально-экономического развития Региона. Российское научно-техническое общество судостроителей им. А. Н. Крылова (СахНТО Крылова) и его общероссийская подсекция мореходных качеств судов в штормовых условиях – объединяющие потенциал морской инженерной и научной общественности и сохраняющие историческую преемственность при решении сложнейших задач эффективности и безопасности мореплавания, комплексного обустройства морской инфраструктуры дальневосточных морей и Тихого океана, прилегающих к Сахалину и Курильским островам.

Фундаментальные и прикладные исследования, в которых участвуют активные члены научных обществ, официально объявлены от имени лаборатории вычислительной гидромеханики и морских исследований (ВГиМИ) СахГУ и ориентированы на преумножение научных знаний в области морских инженерных, корабельных, навигационных и информационно-геог­рафических наук:

1. «Мореходность». Экспериментальные и теоретические исследования в области эффективности и безопасности мореплавания в штормовых и ледовых условиях дальневосточных морей России. № Г/р: 0120.0 803687.

2. «Карта». Разработка вычислительных моделей и информационно-аналитических программных комплексов для решения задач мониторинга и контроля состояния моря, атмосферы и их взаимодействия. № Г/р: 0120.0 803686.

Проведение Второй Сахалинской морской научно-технической конференции «Мореходство и морские науки - 2009» позволяет сконцентрировать внимание на текущих достижениях сахалинских ученых, обсудить текущие проблемы и скорректировать совместные планы на будущее.

Научно-технические аспекты единения фундаментальных наук и морской практики при решении актуальных вопросов эффективности мореплавания на Дальнем Востоке России

В настоящее время, в период дезинтеграции российской морской политики, в Сахалинской области сохраняется просветительская миссия научных обществ, ратующих за обеспечение благоприятных условий воссоздания морской инфраструктуры региона; за скорейшее восстановление прибрежных гаваней и эффективного мореходства, без которых преимущества тихоокеанского положения островного края обращаются непомерными бедствиями и невзгодами для живущих у моря островитян.

По всем формальным признакам Сахалин и Курильские острова образуют своеобразную «морскую страну» с комфортными условиями проживания населения на морском побережье, с потенциально эффективной прибрежной экономикой, открытой для эффективного освоения Японского, Охотского морей и Тихого океана. Однако сказанное будет справедливым лишь при условии должного промышленного развития региона, опирающегося на собственные технологии судостроения, судоремонта и портового строительства и поддерживаемого потенциалом высокообразованных и опытных морских технических специалистов, способных поддерживать на современном уровне сложнейшую инфраструктуру дальних и каботажных морских коммуникаций.

Отметим все же, что старые сахалинские морские службы строились на уроках морских катастроф, на практическом освоении эффективных путей в штормовых широтах Дальнего Востока, с многократным повторением непреложной истины, высказанной А. Н. Крыловым, что наука без практики – бесплодна, а морское дело без теории – пагубно.

Современные разработки и исследования сахалинской научной общественности можно признать независимыми от излишней финансовой и экономико-политической опеки, что является очень полезным условием свободного использования новейших морских научных достижений мирового уровня, так же, как и для выработки наиболее обоснованных авторских организационно-технических предложений для скорейшей активизации морской деятельности в Сахалинской области в целом. В случае реальной активизации морской деятельности имеющийся задел позволит воспользоваться наставлением адмирала И. А. Шестакова, высказанным при создании современного Российского флота и судостроения второй половины XIX века, о недопустимости праздного и наукообразного изобретательства без пользы для реального морского дела.

Показательные кораблестроительные решения последних лет

Искусство проектирования современного корабля отчасти выходит из тени закрытых конструкторских кабинетов, чему способствует вездесущность новых информационных технологий, открывающих свободный доступ к новейшим концепциям проектирования, изучению мореходности корабля и морских исследований в целом для широкого круга студенческой и курсантской молодежи и морских профессионалов, получающих возможность разработки обоснованных технических предложений и требований к судостроению, к формированию новых наставлений мореплавателям и участию в практическом обустройстве региональной морской инфраструктуры.

Столь революционные преобразования в морских науках представлены американскими корабелами, озвучившими новые концептуальные положения «целевого проектирования» на конференции STAB-2009 [2], проходившей в этом году в Репино Ленинградской области. В отличие от российского судостроения в США морские науки географически разнесены по четырем прибрежным регионам и сконцентрированы в крупнейших кораблестроительных корпорациях и морских базах флота, где моряки и корабелы всегда представлялись единым морским и научным сообществом.

Вполне естественным в концепции «целевого проектирования» представляется обоснование необходимости строительства нового флота по прямым техническим заданиям опытных мореплавателей, которые впоследствии берут на себя ответственность как за эксплуатационную эффективность нового флота, так и за безопасность плавания в сложных и штормовых условиях. В качестве одного из показательных примеров [3] приводился проект одноразового судна, которое может иметь предельно низкую стоимость и совершить свой единственный морской переход под надежным прогнозом благоприятных погодных условий. Другой пример – сверхдорогостоящий проект корабля УРО XXI века – эсминца DDG-1000 Zumwalt, в котором учтены все пожелания военных моряков, ни в коей мере не согласованные с действующими сертификационными требованиями. В последнем случае морские инженеры приобретают законные основания для комплексного научного изучения и исследования всех аспектов эксплуатации, жизнеобеспечения и безопасности корабля, в том числе в боевых условиях, результатом которых становятся новейшие сертификационные требования для конкретного класса боевых кораблей, а также новые наставления мореплавателям по эффективному кораблевождению, использованию вооружений и борьбе за живучесть корабля.

 
Рис. 1. Проектное изображение корабля УРО (DDG-1000) Zumwalt (слева) и его модель в масштабе 1/4 (справа) [4]. Техническим проектом предусматривается поддержание 30-узлового хода и боеготовности ракетных систем в любых погодных условиях

Безусловно, что столь смелые проектные решения могут быть приняты только с опорой на новейшие достижения фундаментальных наук, на возможности глубокого экспертного анализа современного опыта практического мореплавания, техническую основу которым снова образуют информационные технологии и новейшие технические средства для экспериментальных исследований.


Рис. 2. Вспомогательное судно Bourbon Orca. Норвегия, 2006 г.

К настоящему времени построены новые суда повышенной штормовой мореходности в Норвегии (рис. 2), Англии (рис. 3) и Германии (рис. 4), в которых использованы элементы формы корпуса (в носовой оконечности), аналогичные обоснованным и опубликованным ранее на Сахалине [5].


Рис. 3. Быстроходное прогулочное судно Maryslim, Англия (КиЯ, № 5, 2008)


Рис. 4. Моторная яхта A, Германия, Blohm&Voss, 2009 (www.charterworld.com)


Рис. 5. Перспективный проект современного российского корабля для очень тихого безветренного моря, с корпусом в форме ярковыраженного двойного клина

Нельзя не отметить российских «достижений» в области проектирования новых кораблей и судов. Если 20 лет назад высказывалась мысль о том, что советские корабелы старались «осчастливить» капитанов видом с мостика судна, напоминающим прогулку по озеру на катере типа «Прогресс», то ныне технический прогресс (где эстетика вместо морской грамотности) в России сводится к форме гражданских судов в виде детского тазика, а боевых кораблей – в форме двойного клина-«топора» (рис. 5).

Другие российские проекты боевых кораблей опираются на прототипы быстроходных полуглиссирующих средиземноморских катеров и яхт, вполне приемлемых для использования в чисто штилевую погоду или в озерно-речных условиях. Столь странные корабли, неспособные к плаванию на умеренном волнении, пополняют состав морчастей сахалинских погранвойск, что во многом успокаивает браконьеров и контрабандистов отсутствием реального контроля в акваториях Сахалина и Курильских островов в свежую погоду.

Можно заключить, что рыбакам – проще, так как в отличие от военных моряков они могут просто отказаться от услуг российского судостроения и заказывать новые суда за рубежом, которые обладают отличной штормовой мореходностью, избыточной мощностью главных машин и превосходно оснащены всеми необходимыми рыболовными снастями, палубной механизацией и рефрижераторным оборудованием. Возникающая при этом проблема нежелания Морского Регистра России классифицировать рыболовные суда зарубежной постройки заставляет российских рыбаков поднимать чужие государственные флаги и, что еще хуже, всячески избегать заходов в российские порты.

Решение вышеозначенной проблемы возможно только при уважительном отношении к профессионализму сахалинских моряков и рыбаков, которые обязаны самостоятельно заниматься совершенствованием своего флота, обустройством всей береговой инфраструктуры, самостоятельно решать сложные морские научно-технические проблемы и вести подготовку региональных морских кадров высшей квалификации, изначально адаптированных к работе в сложных ледовых и штормовых условиях Сахалина и Курильских островов.

Новые достижения в области нестационарной гидромеханики

Морские инженерные исследования на Сахалине связаны с реализаций новых прямых вычислительных экспериментов по моделированию морских наводнений, цунами, штормовых воздействий на плавучие и стационарные морские инженерных сооружения. Математический блок разработок соответствует общемировой направленности морских исследований, среди которых на Сахалине имеются перспективные и законченные программные и методические разработки, готовые к внедрению в оперативную практику и инженерный регламент действующих морских служб. В частности [6]:

Sakhalin – информационно-картографический комплекс для работы векторными картами и метатекстовыми геобазами, основанными на стандартной файловой системе ЭВМ, редактирование, пополнение и актуализация которых возможны с использованием общесистемных текстовых редакторов.

Ocean: коллекция программного обеспечения, вспомогательных утилит и фрагментов документации с примерами исходных данных, предназначенных для океанографических изысканий в открытых морских и прибрежных акваториях. Приведены примеры использования программ: Ani – моделирование приливов, штормовых нагонов, цунами и т.п.; Mario – работа с мореограммам и приливными гармониками; World – расчеты на карте мира и работа с каталогами землетрясений и цунами.

Ship: небольшие иллюстративные программы для моделирования штормового волнения на море Waves и выполнения основных расчетов на теоретическом чертеже корпуса корабля Hull, включая прорисовки профилей корабельного волнообразования и кривых волнового сопротивления для реальных и аналитических обводов судов.


Рис. 6. Графический интерфейс процедуры расчетов остойчивости и кривых элементов теоретического чертежа (программа Hull)

Эти и другие программные комплексы вместе с исходными текстами предлагаются для свободного использования в академических или некоммерческих целях. Авторы готовы к рассмотрению любых предложений о доработке вычислительных алгоритмов и графических интерфейсов для адаптации программ к работе в особых условиях или в составе специализированных автоматизированных систем.

В настоящее время в лаборатории вычислительной гидромеханики и морских исследований ведутся инициативные исследования по фундаментальным направлениям, связанным с разработкой новых алгоритмов и вычислительных экспериментов на основе тензорной математики для моделирования нестационарных процессов в трехмерной гидромеханике.

Отчасти новые модели ориентированы на решение инженерных задач взаимодействия атмосферы и океана и их воздействия на морские плавучие и стационарные инженерные сооружения. Основная же задача – это моделирование трехмерной гидромеханики гибких машущих и плавниковых крыльев, которые, по предварительным расчетным оценкам и экспериментальным испытаниям (рис. 7), могут служить высокоэффективными движителями.

Рис. 7. Кинематическая схема управляемых перемещений и деформаций гибкого машущего плавникового движителя (слева) и фото экспериментальной модели с жестким машущим плавниковым движителем, взятым в короб из граничных плоскостей и концевых шайб, с двумя вертикальными рулями управления (справа)

В технике не бывает без чудесных открытий. В период между первым и вторым морскими форумами на Сахалине в Интернете обнаружились прекрасные изобретательские разработки в США, где на промышленной основе выпускаются плавниковые движители для каяков «Mirage». Для пары раскачивающихся плавников (рис. 8) найдена технологически простая схема силовых приводов, и первыми же испытаниями показано двукратное преимущество перед веслами даже в самом тяжелом буксировочном режиме.

В сахалинских исследованиях качающиеся плавниковые движители рассматриваются во вторую очередь ввиду их меньшей эффективности в сравнении с машущим крылом и существенно большими сложностями при построении прямых вычислительных экспериментов для моделирования их нестационарной трехмерной гидромеханики.

И все же, каков успех американских морских инженеров [7]! Сколь прекрасное подтверждение качества поныне не забытых в Китае и в Африке кормовых одиночных весел для юления!

Недостатком таких движителей является их принципиально малая мощность, ограниченная как отсутствием низкооборотных механических двигателей, так и технологическими проблемами обеспечения прочности металлических тяг и надежности работы эластичных материалов в агрессивной морской среде. Существуют также перспективные гипотезы о методах повышения мощности и качества работы крыльевых движителей. Корабел В. П. Костенко обосновывал необходимость равномерного распределения тягового усилия по всей поверхности машущего крыла, что можно использовать в качестве функционала для математической оптимизации формы и кинематики движителя.

 
Рис. 8. Принцип работы плавникового движителя (слева) и сопоставление буксировочной тяги одного плавникового против двух весельных движителей (справа)

Решение столь сложных фундаментальных математических и инженерных задач возможно только при условии активной жизни региональной морской научной школы, способной объединить старых авторитетных морских инженеров и творческую молодежь, свободно владеющую современной вычислительной математикой и информационными технологиями.

О насущных проблемах и путях активизации морской деятельности

Современное судостроение использует сложнейший математический инструментарий и прямые вычислительные эксперименты для моделирования гидродинамических, прочностных и технологических процессов, реализация которых востребована как при проектировании нового флота, так и при оснащении конкретных судов энергетическими и движительными установками, судовыми устройствами и дельными вещами.

Именно в судостроении отмечается нерешенность фундаментальных математических и физических задач, в первую очередь связанных с нестационарными гидродинамическими процессами. Ключевые проектно-технические решения о наилучшей форме корпуса корабля, об эффективных движителях и оптимальных системах управления и штормовой стабилизации до настоящего времени основываются на инженерных подходах, изобретениях и ноу-хау, допуская аналитические методы только для поверки принятых технических решений.

Существующее разделение морских и корабельных наук нередко отражается на авторитетных научных форумах обсуждением пустых и потому неразрешимых проблем, воспринимаемых мореплавателями не более как досадная ошибка при «перекладке руля». В российских наставлениях мореплавателям ныне практически полностью исчезли авторитетные рекомендации об управлении судном в сложных и штормовых условиях плавания, что свидетельствует о крайне низкой активности морской научной школы. В то же время Морской Регистр России вместо культивирования современной хорошей морской практики с помощью страховых преференций жестко отстаивает устаревшие и крайне опасные для мореплавателей технические анахронизмы, вмешиваясь в «качество клепки и чеканки» и отвергая морскую грамотность и опыт мореплавателей и региональных морских инженеров.

Если в период становления Российского флота и судостроения в середине XIX века централизация морских наук в Санкт-Петербурге не вызывала сомнений, то современный мировой опыт мореплавания однозначно связывает ответственность за принятие решений о морской деятельности с региональными профессионалами, единственно способными обеспечить реальную эффективность и безопасность морских работ.

На Первом сахалинском морском форуме в феврале 2008 г. обсуждались предложения о необходимости создания сахалинского морского научно-технического комитета (СахМНТК), которые нашли принципиальную поддержку в Морской коллегии России, официально поддержаны Пленумом Центрального правления Рос НТО Крылова в июне 2008 г., состоявшемся в Северодвинске.

Ко Второму морскому форуму можно констатировать только усиление тревог о грядущих технических катастрофах на море в Сахалинской области, связанных с естественной убылью авторитетных морских профессионалов из всех морских служб, учреждений и предприятий, с отсутствием системы дополнительного образования и повышения квалификации морских кадров.

Это является основанием для подтверждения актуальности и важности скорейшего создания авторитетной морской научной школы на Сахалине, способной к незамедлительному решению наболевших научно-технических проблем морской деятельности на Сахалине и Курильских островах, и, соответственно, в качестве одного из важнейших результатов новых научных исследований ожидать воссоздание научных кадров в области морских наук, с последующим подтверждением квалификации молодых специалистов в диссертационных советах Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Санкт-Петербурга.

Конкретные организационные предложения скорректированы и обновлены в Проекте Положения о Сахалинском морском научно-техническом комитете, а также сформулированы в Проекте решения нашего морского форума. Эти материалы также планируются к опубликованию в приложениях к сборнику избранных докладов.




[1]Храмушин Василий Николаевич., Сахалинский государственный университет, СахНТО им. А. Н. Крылова, подсекция мореходных качеств судов в штормовых условиях.
[2] Proceedings. 10th International Conference on Stability of Ships and Ocean Vehicles. STAB-2009, June 22–26 , 2009. S-Petersburg , Russia. 754 p. ISBN: 587399-145-6.
[3]A Naval Perspective on Ship Stability”. Arthur M. Reed. Carderock Division, Naval Surface Warfare Center // STAB-2009.
[4]Stabilized Tumblehome Hull Form”. Gabor Karafiath. Secretary of NAVY. United States Patent № 6,601,529, B1. Aug. 5, 2003.
[5] Храмушин В. Н., Геометрическая интерпретация волнового сопротивления с целью проектирования формы корпуса судна (с.56–58); Историко-технический анализ мореходности и выработка эвристических правил проектирования формы корпуса судна (с.59–50) : X Дальневосточная научно-техническая конференция. Опыт проектирования и модернизации судов для дальневосточного бассейна. – Владивосток: ВНТО им. ак. А. Н. Крылова, 1989.
[6] www.ShipDesign.ru/SoftWare. Компиляция выполнена для Win32 с использованием Code::Block/GCC-4.3.3.
[7] Hobie Cat company, USA, http://www.hobiecat.com/kayaking/miragedrive.html