Дальневосточная морская - корабельная практика

Василий Николаевич Храмушин,
Сахалинское отделение Российского Научно-технического общества
судостроителей имени академика Алексея Николаевича Крылова
693008, Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 290
Khram@SakhGU.ru, тел. (4242) 25-37-24

1.

В нашей Сахалинской области морское дело, прибрежные и океанские производства лежат в основе экономики и жизнеобеспечения островного края. Сахалинское отделение Научно-технического общества судостроителей им.акад. А.Н. Крылова зарегистрировано в этом году, и главной своей задачей видит научно-просветительскую деятельность для скорейшего и реального единения хорошей морской практики и современных морских наук для развития морских коммуникаций и морской инфраструктуры Дальнего Востока России.

2.

Что имеется в виду?

1. Морская практика и опыт мореплавателей Дальнего Востока может и должен в полной мере служить обеспечению эффективности наших морских коммуникаций, отличающихся высокой штормовой активностью (Охотское и Берингово моря – штормовая Северная Пацифика).

2. Морские науки в России, к сожалению, ныне ограничены прикладными разработками, несмотря на множество нерешенных фундаментальных проблем в области нестационарной гидромеханики корабля, его мореходности - эффективности и безопасности штормового плавания;

3. Полагаю, что при участии Научно-технического общества судостроителей, в диалоге моряков и инженеров могут быть созданы условия для плодотворного диалога мореплавателей и судостроителей при восстановлении обновленного Дальневосточного Российского флота.

3.

Как это общепринято в мировой практике, на Дальнем Востоке, где работает наибольшее количество профессиональных моряков, уже начаты экспериментальные исследования мореходных качеств морских судов, есть надежда на расширение подобных исследований на кораблях Тихоокеанского флота, целью которых является разработка методик эффективного и безопасного штормового плавания. Безусловно, что в ходе поисковых работ, рождаются технические предложения по совершенствованию обводов корпуса и его общекорабельной архитектуры, для достижения наилучшей мореходности при выполнении поставленных перед кораблем задач в любых погодных условиях.

Предложения

1. Необходимо восстановить комплексные экспериментальные и опытовые исследования штормовой мореходности существующих и перспективных проектов судов, в условиях реального морского и прибойного волнения, для режимов плавания в открытом океане и на мелководьях, где ведется рыболовство и осваиваются ресурсы шельфа.

Ранее такие исследования прочности судов выполнялись в Морском институте Дальневосточного государственного университета на острове Попова. Аналогичные исследования Сахалине должны быть развернуты на базе крупного морского центра, которым является СКБ средств автоматизации морских исследований ДВО РАН, так как по метео и ледовым условиям на Сахалине опытовые эксперименты по штормовой мореходности могут проводиться круглогодично и ежедневно, в любые сезоны года.

2. Представляется весьма срочным и чрезвычайно важным развернуть широкомасштабную научно-просветительскую деятельность для обеспечения общедоступности всех актуальных и проблемных вопросов мореплавания и судостроения, истории Российского флота и кораблестроительной промышленности, с представлением всех материалов в Интернет со свободным доступом для школьников, студентов, курсантов морских училищ и морских инженеров и ученых, заинтересованных и способных к решении фундаментальных проблем морского и корабельного дела.

Среди первоочередных книг по истории Флота должны быть обработаны и представлены собрания сочинений В.П. Костенко, В.И. Семенова, И.А. Шестакова, Г.Н. Невельского, И.П. Бурачека, И.Ф. Крузенштерна, Н.Е. Жуковского, А.Н. Крылова, как участников дальних морских походов и Русских географических открытий, создателей Российского флота и судостроительной промышленности.

А также руководства и наставления по судовождению в сложных и штормовых условиях плавания, по проектированию формы корпуса и общекорабельной архитектуры, корабельной гидромеханике и морскому делу. Щетинина, Эйлер, Ньютон, Чапмен и др.

Л и т е р а т у р а

1. История штормовой мореходности (от древности до наших дней) / В.Н. Храмушин, С.В.Антоненко, А.А.Комарицын и др. Южно-Сахалинск: Сахалинское кн.изд-во, 2004. 288 с. (www.ShipDesign.ru/History.html)