РУССКОЕ  ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ  ОБЩЕСТВО
Сахалинское отделение

РОССИЙСКОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО СУДОСТРОИТЕЛЕЙ им. А.Н. Крылова
Сахалинское отделение

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Дальневосточное отделение


ИСТОРИЯ ШТОРМОВОЙ МОРЕХОДНОСТИ
от древности до наших дней

В.Н. Храмушин, С.В. Антоненко, А.А. Комарицын, П.Ф. Бровко,  А.Е. Солдатенков, М.Л. Красный, Ю.И. Недорез, О.Э. Суров, А.В. Файн, В.А. Шустин.
(продолженная электронная редакция - 2012)

Экспериментальные исследования проведены при поддержке Виктора Григорьевича Бугаева (ДВГТУ) и Николая Алексеевича Таранухи (КнАГТУ) на базе опытового бассейна кафедры кораблестроения Государственного технического университета в г. Комсомольске-на-Амуре, при активном участии Николая Александровича Мытника и всемерной помощи сотрудников университета Сергея Демидовича Чижиумова, Андрея Анатольевича Козлова, Андрея Дмитриевича Бурменского и Евгения Викторовича Леонкина.

Совместный проект выполнен с участием юношеских судомодельных объединений и Дворца детского (юношеского) творчества г. Южно-Сахалинска. В.Ю. Каликин - педагог дополнительного образования, С.К. Полищук - старший тренер, Афанасьев Михаил, Батурин Александр, Бояркин Александр, Каликин Павел, Кравченко Богдан, Поздеев Андрей, Храмушин Семен.

По материалам поисковых и научно-исследовательских работ
(Сызрань,72 - Калининград – Севастополь - Владивосток – Санкт-Петербург – Сахалин, 2010.)
при поддержке компании "Сахалин Энерджи",
по инициативе содействия развитию морского
научно-технического творчества молодежи
в Сахалинской области

Одобрено ученым советом
СахРГО, 30 октября 2002 г.
©  2010 - текущая редакция.

Иллюстрированное научно-популярное издание о кораблестроительных решениях и судоводительском опыте достижения наилучшей штормовой мореходности исторических и современных кораблей, в основе которых лежит хорошая морская практика и познания мореплавателей эпохи великих географических открытий и современного освоения океана. Изучение вопросов мореходности флота и эффективности мореплавания в целом особенно актуально для дальневосточных регионов, так как морские пути России в северо-западной части Тихого океана отличаются постоянной штормовой активностью и недостаточностью надежных портов-убежищ на сахалинских каботажных коммуникациях Охотского и Японского морей.

Книга ориентирована на морских инженеров, кораблестроителей, студентов и молодежь из плеяды поборников морского научно-технического творчества, а также на широкий круг читателей, интересующихся историей флота, мореплавания и кораблестроения.


Теоретическим достоинством старинных кораблей
является практическая невозможность неожиданного опрокидывания при потере начальной остойчивости. Обладая ярко выраженной S-образностью диаграммы Рида, округлые корпуса при повышении центра тяжести начинают сильно крениться, приобретая отрицательную начальную остойчивость без потери восстанавливающего момента на больших углах крена. Корабль с оптимизированной формой корпуса может смело сводить начальную остойчивость к нулю, что уменьшит размах и придаст плавность бортовой качке в штормовых условиях.

Stormy seakeeping history (antiquity and our days) / V.N. Khramushin, S.V. Antonenko, A.A. Komaritsyn, P.F. Brovko, M.L. Krasny, A.E. Soldatenkov, O.E. Surov, A.F. Fine, V.A. Shustin. Eds V.N. Khramushin. Sakhalin Branch of Russian Geographical Society, E-Mail: Khram@Sakhalin.ru.

Science-educational illustrated publishing is meant for marine engineers, shipbuilders, students and ship modelers, as well as for general public interest of navy and shipbuilding history.

ISBN   5-88453-062-5
05Д(03)-2004
ISBN   5-7442-1363-5
© Сахалинское отделение Русского географического общества, 2004
© Сахалинское отделение Российского НТО судостроителей им. А.Н. Крылова, 2007
© Сахалинское книжное издательство, 2004

Авторская редакция книги:

История штормовой мореходности (от древности до наших дней)
§ 1. История кораблестроения как поиск непротиворечивого диалога с океаном
§ 2. Условия штормового мореходства и морская инфраструктура
§ 3. Проектные особенности корабля повышенной штормовой мореходности
§ 4. Проработка перспективных проектов кораблей повышенной мореходности
Морское дело и научно-техническое творчество юношества
Краткий толковый словарь морских и кораблестроительных терминов
Аннотированный список использованной литературы
Содержание


Мультимедийное приложение на компакт диске:

1. Архив статей, схем и чертежей по истории мореплавания и кораблестроения;
2. Учебно-методические иллюстрации о проведении соревнований школьников;
3. Учебно-исследовательские работы школьников с радиоуправляемыми моделями судов.

Мультимедийное приложение дополняет издание подборкой исторических статей со схемами и чертежами из архива судомодельной студии Дворца детского (юношеского) творчества г. Южно-Сахалинска, а также включает методические и познавательные материалы о работе и исследованиях по мореходности кораблей и судов, выполняемых школьниками-судомоделистами г. Южно-Сахалинска.

День Победы 2003 года
Журавлев Гриша
Кушнарева Лаида
Бояркин Александр
Тупицин Михаил
Поздеев Андрей
Кравченко Богдан
Салимжанов Влад
Храмушин Семен
и др. 23 апреля 2003 г.
Полищук Сергей Кириллович
Каликин Виталий Юрьевич
Кушнарева Лаида
Батурин Александр Валерьевич
Бояркин Александр
На соревнованиях - у воды, и дома - в судомодельной студии

Первые рекогносцировочные опыты на озере Тунайча 18 мая 2003 года:

Выход из тихой заводи На крупной зыби можно взлетать,.. ... можно погружаться по самую палубу, ... но в целом, - обычная работа парохода.
"Бисмарк" уходит в шторм

1 сек. Неожиданный взлет или, - волна под корпусом развёрзлась. Динамика волн между группами крупных "девятых валов" иногда плохо прогнозируется.1 2 сек. ... и вот, - падение, конечно с креном на правый борт ...2 3 сек. ... а "реакция" - на левый борт, крен даже круче ...3 4 сек. ... встречная волна поддержит, поставит прямо и позволит спокойно идти вперед.4 5 сек. Группа "девятого вала" снова встает на курсе траулера. Все как обычно.5
6 сек. Встреча близка, и стена воды встает выше мостика. Лучше бы носа на такой гребень не задирать. Да! У судна нет широкого бака, а форштевень завален назад...6 7 сек. ... но такой "девятый вал" не движется, он просто перекачивается, падая вниз, а новый гребень встает из пучины и резко подбрасывает корму, пряча за своей спиной нос корабля ...7 8 сек. ... винты уже над водой, но и этот стоячий "девятый вал" будет падать вниз, однако к носу уже подходит реально подвижный гребень, который лучше бы встретить на ровном киле ...8 9 сек. ... так, без резких контактов с волной, корпус снова стабилизируется, - и встречает быстрые гребни "бегущих" волн,..9 10 сек. ... зауженные оконечности корабля спокойно разводят потоки быстрых гребней волн, и они особо не влияют ни на качку, ни на ходкость по крупной волне10
10 секунд хода модели траулера.
1 сек. Неожиданный взлет или, - волна под корпусом развёрзлась. Динамика волн между группами крупных "девятых валов" иногда плохо прогнозируется.
2 сек. ... и вот, - падение, конечно с креном на правый борт ...
3 сек. ... а "реакция" - на левый борт, крен даже круче ...
4 сек. ... встречная волна поддержит, поставит прямо и позволит спокойно идти вперед.
5 сек. Группа "девятого вала" снова встает на курсе траулера. Все как обычно.
6 сек. Встреча близка, и стена воды встает выше мостика. Лучше бы носа на такой гребень не задирать. Да! У судна нет широкого бака, а форштевень завален назад...
7 сек. ... но такой "девятый вал" не движется, он просто перекачивается, падая вниз, а новый гребень встает из пучины и резко подбрасывает корму, пряча за своей спиной нос корабля ...
8 сек. ... винты уже над водой, но и этот стоячий "девятый вал" будет падать вниз, однако к носу уже подходит реально подвижный гребень, который лучше бы встретить на ровном киле ...
9 сек. ... так, без резких контактов с волной, корпус снова стабилизируется, - и встречает быстрые гребни "бегущих" волн,..
10 сек. ... зауженные оконечности корабля спокойно разводят потоки быстрых гребней волн, и они особо не влияют ни на качку, ни на ходкость по крупной волне


Операторы видеосъемок: А.С. Втюрина, В.Ю. Каликин.
Использованы стихи Игоря Пантюхова, рисунки Сергея Полищука
музыкальные произведения Дэвида Рубинштейна.
(Copyright (C) 1997-2002 by David Rubenstein
Your comments are appreciated! druben@erols.com
)