Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сахалинский государственный университет»
693008, Россия, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 290
Тел.:(4242) 424357, факс: 429945, email: Rector@SakhGU.ru
Заявка на изобретение
« Рыболовное судно северных морей »
Рег.№ 2012145301 от 24.10.2012 г. вх.№ 072860
Автор: Храмушин Василий Николаевич
Правообладатель: Сахалинский государственный университет
Рыболовное судно с относительно большой осадкой, заостренными носовыми ватерлиниями и заваленным форштевнем, имеющее крейсерскую корму со слипом для пропуска трала и бортовые карманы для походного хранения и технического обслуживания траловых досок на кормовой палубе, непосредственно за ваерными лебедками:
– отличающееся формой корпуса с гидродинамической компенсацией бортовой и килевой качки в условиях интенсивного морского волнения на глубокой воде, с укрытой от ветров кормовой траловой палубой и размещением швартовных якорных и грузовых устройств в носовой части судна в сплошной обогреваемой надстройке, укрывающей палубную команду от заливания при встрече с гребнями крупных штормовых волн, и предотвращающей накопление больших масс льда в условиях интенсивного обледенения на рыбных промыслах северных морей.
«Рыболовное судно северных морей».
Изобретение относится к области судостроения.
Перспективные проекты рыболовных судов, и связанные комплексы непротиворечивых инженерно-технических решений по форме корпуса и общекорабельной архитектуре среднего (фиг. 1) и малого (фиг. 2) траулеров-сейнеров созданы по техническому заданию целевого непротиворечивого проектирования судов неограниченного океанского плавания, способных к автономному и всепогодному ведению рыбных промыслов на большом удалении от портов-убежищ в штормовых и ледовых широтах дальневосточных морей России и в северо-западной части Тихого океана.
Судно имеет малые надводные объемы в заостренных оконечностях, округлые шпангоуты с относительно большой осадкой в средней части и завалом надводного борта по всему периметру корпуса, кроме носовой скулы, что обеспечивает свободное маневрирование на ходу с орудиями лова произвольными курсами относительно интенсивного штормового волнения и в условиях обледенения. Относительно большая осадка и увеличенное водоизмещение необходимы для большей автономности океанского плавания при улучшенной обитаемости и комфортности экипажа, способного к всепогодной работе на укрытой от ветров промысловой палубе и в рыбообрабатывающем цехе. Носовая палуба судна чистая и не содержит никаких судовых устройств и выступающих частей, подверженных обледенению. Якорно-швартовные устройства укрыты в носовой надстройке с герметично закрываемыми портами для швартовок к плавбазам и транспортным судам в открытом море, и что не менее важно для безопасной постановки/выборки якорей в условиях ураганных ветров, обледенения и заливаемости/зарываемости верхней палубы под гребнями штормовых волн.
«Рыболовное судно северных морей».
Изобретение относится к областям науки, судовождения, судостроения и промышленного рыболовства.
Настоящим изобретением определяются перспективные проекты и связанные технические решения по форме корпуса и общекорабельной архитектуре среднего и малого траулеров неограниченного океанского плавания, способных к ведению длительных автономных рыбных промыслов, и к работе в составе рыбопромысловой экспедиции на большом удалении от портов убежишь в штормовых и ледовых широтах северо-западной части Тихого океана и дальневосточных морей России.
Непротиворечивое проектирование морской техники оперирует инженерными подходами к оптимизации обводов, формы корпуса и общекорабельной архитектуры всепогодного судна, способного к активному использованию палубных устройств и высокотехнологичного бортового оборудования в условиях штормовой качки и холодных ветров северных морей. В соответствии с этапами целевого построения нового судна, все проектные решения должны строго следовать эксплуатационно-техническому заданию на достижение наивысшей эффективности длительного автономного ведения рыбных промыслов с полным циклом рыбообработки в удаленных штормовых и ледовых акваториях дальневосточных морей России и северной части Тихого океана.
В результате цикла морских исследований и опытовых испытаний телеуправляемых моделей судов с регистраторами движения в условиях интенсивного волнения, выполнены в рамках научной темы Сахалинского государственного университета: «Экспериментальные и теоретические исследования в области эффективности и безопасности мореплавания в штормовых и ледовых условиях дальневосточных морей России», № Г/р: 0120.0 803687 (шифр: Мореходность), проработаны инженерно-технические решения [1-4] для достижения ходкости морских судов с минимальной качкой в условиях интенсивного морского волнения, в том числе опубликованные на общероссийских и международных морских конференциях и периодических научных изданиях [5-8].
Рыболовное судно скомпоновано в корпусе древнего китайского корабля, изображенного на «Карте с кораблем» Марко Поло в XIII веке, имеет увеличенную осадку и относительно большое водоизмещение для достижения длительных сроков всепогодного автономного океанского плавания при активной рыбопромысловой деятельности. Увеличение осадки одновременно способствует смещению максимума внешних кренящих воздействий к большим углам наклона поверхности штормовых волн, и, как следствие, обеспечению большого запаса остойчивости на больших углах крена, возникающих при аварийном или неуправляемом маневрировании с рыбопромысловыми орудиями в условиях интенсивного волнения и сильного ветра.
Большой или абсолютный запас остойчивости на больших углах крена, в совокупности с безусловным поддержанием положительной остойчивости во всех фазах вертикальной качки судна в штормовом море, позволяют снижать начальную остойчивость к предельно малым (нулевым) величинам метацентрической высоты, что необходимо для обеспечения плавности бортовой качки, и достижения возможности активного управляющего действия горизонтальных крыльевых успокоителей, при компенсации значительно ослабленной остаточной качки. Максимальная величина кренящих и дифферентующих моментов и полезность управляющего действия активных успокоителей килевой и бортовой качки могут обеспечиваться на полных ходах вперед, при установке крыльевых систем в ускоренных горизонтальных потоках внутри струй от широко разнесенных по бортам корпуса гребных винтов рыболовного судна.
Заостренные оконечности корпуса, заваленный форштевень, предельно узкая крейсерская корма, в целом округлые шпангоуты с завалом надводной части, и, как следствие, малый запас плавучести снижают подверженность корпуса внешним силовым воздействиям со стороны штормовых волн, что в целом приводит к гидродинамической компенсации и минимизации килевой качки на ходу судна, что также исключает глубокую зарываемость корпуса под гребни штормовых волн, и положительно влияет на поддержание возможности ведения производственной деятельности в рыбцехе, и безопасной работы траловой (палубной) команды на промысловой (верхней) палубе рыболовного судна.
Верхняя промысловая палуба рыболовного судна укрывается от ветров; над ней устраивается лишь относительно узкий просвет для такелажа и грузовых шкентелей рыбопромысловых порталов и стрел. Траловые доски в походном положении устанавливаются в бортовых палубных карманах непосредственно за ваерными лебедками, где палубная команда имеет открытый всепогодный доступ для технического обслуживания, регулировки, и для быстрой перестройки такелажных соединений при ведении параллельных работ с рыболовными тралами по дублирующим схемам. Верхняя носовая палуба у обоих вариантов рыболовных судов свободно омывается потоками из гребней штормовых волн; имеет возможность подогрева изнутри судна; и не оборудуется какими-либо устройствами, выступающими частями или ограждениями, на которых могли бы накапливаться тяжелые глыбы льдов в условиях интенсивного обледенения, что для судна с исчезающе малой начальной остойчивостью и малыми надводными объемами в оконечностях может грозить большими некренениями и дифферентом. Такое закрытие доступа экипажа на верхнюю носовую палубу в свежую и штормовую погоду, необходимо с целью снятия всех ограничений на свободное маневрирование судна с орудиями лова и поддержание должной эффективности рыбопромысловой и производственной деятельности в сложных и штормовых условиях плавания.
Для этого якорно-швартовные устройства и механизмы раскрытия грузовых трюмов располагаются внутри обогреваемой, укрытой от брызг и заливаемости носовой надстройки, имеющей временно раскрывающиеся портики для проведения швартовных работ в открытом море, что особо важно в условиях работы с плавбазами при передаче рыбопродукции и пополнении судовых и производственных запасов. В случае опасности, укрытые в носовой надстройке якорные механизмы позволяют безопасные постановки/подъемы якорей в условиях интенсивной килевой качки, без явных угроз для палубной команды при обледенении верхних палуб, в условиях ураганных ветров, при сильной заливаемости или зарываемости бака под гребни штормовых волн, всегда возникающих при остановке главных двигателей и потере хода в условиях волнения.
Самостоятельная ледовая проходимость рыболовного судна предусматривается в режиме ледореза, при котором судно может длительным упором главных машин разделять ледовые поля без их разрушения. Такой режим обеспечивается повышенной прочностью форштевня и двойными бортами с малыми герметичными отсеками в носовой части судна.
Фиг. 1. Траулер-сейнер морозильный для северных морей с рыбопромысловым оснащением по прототипу: «Орленок». Разделение на два морозильных трюма выполнено из расчета сохранения плавучести при затоплении одного любого отсека, при условии аварийной герметизации жилых, служебных помещений и рефрижераторных камер, расположенных выше главной палубы.
Основные характеристики судна: Длина: L = 60 м; Ширина: B = 15 м; Осадка: Т = 7,5 м; Водоизмещение: D = 3444 м3; Площадь смоченной поверхности корпуса: S = 1 500 м2; Коэффициент общей полноты: d = 0,55.
Прототип: РТМ Атлантик–333: L – 62,25 м; B – 13,8 м; T – 5,2 м; W – 2400 м3; грузоподъемность 230 т; экипаж 40 чел.
Список обозначений: 1 – совмещенная ходовая и траловая рубка; 2 – укрытая от ветров промысловая палуба: 38 х 9 м; 3 – служебные помещения; 4 – бортовые карманы для траловых досок; 5 – цех для рыбообработки и морозильные камеры; 6 – жилые помещения; 7 – носовой отсек для якорно-швартовных устройств и механизмов; 8 – сетной трюм; 9 – рыбомучной цех; 10 – машинно-котельное отделение; 11 – рефрижераторный отсек; 12 – рыбный трюм № 1 с люком на траловую палубу (800 м3, 530 т); 13 – рыбный трюм № 2 с люком на палубе бака (700 м3, 470 т); 14 – судовые запасы; 15 – винто-рулевой комплекс с активными крыльевыми успокоителями бортовой и килевой качки.
Фиг. 2. Сейнер-траулер оснащен по прототипу СТР–420. Судно имеет защиту от затопления с помощью двойных бортов и междудонного расположения топливных и балластных танков.
Основные характеристики судна: Длина: L = 40 м; Ширина: B = 10 м; Осадка: Т = 5 м; Водоизмещение: D = 1020 м3;
Прототип: СТР «Надежный»: L – 44,9 м; B – 9,5 м; T – 3,8 м; W – 806 м3; трюм 200 м3 (100 т) с охлаждением до –7 °С; экипаж – 22 чел.
Список обозначений: 1 – совмещенная ходовая и траловая рубка; 2 – укрытая от ветров промысловая палуба: 23 х 6 м; 3 – жилые и служебные помещения; 4 – бортовые карманы для траловых досок; 5, 11 – цех для рыбообработки и рефрижераторные установки; 6 – жилые и бытовые помещения; 7 – носовой отсек для якорно-швартовных устройств и механизмов; 8 – сетной трюм; 10 – машинно-котельное отделение; 12 – двухъярусный рыбный трюм с горловиной люка на траловой палубе (400 м3, 200 т); 13 – служебные и провизионные помещения; 14 – судовые запасы; 15 – винто-рулевой комплекс с активными крыльевыми успокоителями бортовой и килевой качки.