Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сахалинский государственный университет»
693008, Россия, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 290
Тел.:(4242) 424357, факс: 429945, email: Rector@SakhGU.ru


Заявка на изобретение
« Рыболовное судно северных морей »
Рег.№ 2012145301 от 24.10.2012 г. вх.№ 072860

Автор: Храмушин Василий Николаевич

Правообладатель: Сахалинский государственный университет


Рыболовное судно северных морей

Патент № RU 2535382 C2,
Рег. 2012145301/11 от 24.01.2012 г. (составлено 27 мая 2012 г.)
Бюлл. № 12 от 27 апреля 2014 г.
, решение о выдаче патента от 28 июля 2014 г.
B63B35/14
B63B 1/00
    Гидродинамические или гидростатические характеристики ...
B63B 1/32   ... прочие средства для изменения гидродинамических характеристик корпусов.

Fishing Boat for Northen Seas.
Abstract of invention
:
Field: transport.
Substance: invention relates to ship building, particularly to designing of ocean fishery ships for self- contained and all-weather fishing far from ports in storm and ice areas of far east seas of Russia and north-west of Pacific. Proposed fishing boat features relatively notable draft, streamlined fore waterlines and bent stem, cruise aft with slip for drag-net and side pockets for storage and servicing of drag-net boards on aft deck right behind the towing winch. Fishing board has the hull with hydrodynamic compensation for roll and pitch at rough sea with aft drag-net deck covered from winds and mooring, anchoring and cargo devices arranged at boat fore in solid heated superstructure that covers the crew from flooding by rough storm waves and prevents accumulation of ice at high-intensity icing. .
Effect: enhanced performances, higher safety of navigation in stormy and icy latitude.
2 dwg.

Формула изобретения

Рыболовное судно с относительно большой осадкой, заостренными носовыми ватерлиниями и заваленным форштевнем, имеющее крейсерскую корму со слипом для пропуска трала и бортовые карманы для походного хранения и технического обслуживания траловых досок на кормовой палубе, непосредственно за ваерными лебедками:

– отличающееся формой корпуса с гидродинамической компенсацией бортовой и килевой качки в условиях интенсивного морского волнения на глубокой воде, с укрытой от ветров кормовой траловой палубой и размещением швартовных якорных и грузовых устройств в носовой части судна в сплошной обогреваемой надстройке, укрывающей палубную команду от заливания при встрече с гребнями крупных штормовых волн, и предотвращающей накопление больших масс льда в условиях интенсивного обледенения на рыбных промыслах северных морей.

Реферат описания изобретения

«Рыболовное судно северных морей».

Изобретение относится к области судостроения.

Перспективные проекты рыболовных судов, и связанные комплексы непротиворечивых инженерно-технических решений по форме корпуса и общекорабельной архитектуре среднего (фиг. 1) и малого (фиг. 2) траулеров-сейнеров созданы по техническому заданию целевого непротиворечивого проектирования судов неограниченного океанского плавания, способных к автономному и всепогодному ведению рыбных промыслов на большом удалении от портов-убежищ в штормовых и ледовых широтах дальневосточных морей России и в северо-западной части Тихого океана.

Судно имеет малые надводные объемы в заостренных оконечностях, округлые шпангоуты с относительно большой осадкой в средней части и завалом надводного борта по всему периметру корпуса, кроме носовой скулы, что обеспечивает свободное маневрирование на ходу с орудиями лова произвольными курсами относительно интенсивного штормового волнения и в условиях обледенения. Относительно большая осадка и увеличенное водоизмещение необходимы для большей автономности океанского плавания при улучшенной обитаемости и комфортности экипажа, способного к всепогодной работе на укрытой от ветров промысловой палубе и в рыбообрабатывающем цехе. Носовая палуба судна чистая и не содержит никаких судовых устройств и выступающих частей, подверженных обледенению. Якорно-швартовные устройства укрыты в носовой надстройке с герметично закрываемыми портами для швартовок к плавбазам и транспортным судам в открытом море, и что не менее важно для безопасной постановки/выборки якорей в условиях ураганных ветров, обледенения и заливаемости/зарываемости верхней палубы под гребнями штормовых волн.

Описание изобретения

«Рыболовное судно северных морей».

Изобретение относится к областям науки, судовождения, судостроения и промышленного рыболовства.

Назначение

Настоящим изобретением определяются перспективные проекты и связанные технические решения по форме корпуса и общекорабельной архитектуре среднего и малого траулеров неограниченного океанского плавания, способных к ведению длительных автономных рыбных промыслов, и к работе в составе рыбопромысловой экспедиции на большом удалении от портов убежишь в штормовых и ледовых широтах северо-западной части Тихого океана и дальневосточных морей России.

Уровень техники

Непротиворечивое проектирование морской техники оперирует инженерными подходами к оптимизации обводов, формы корпуса и общекорабельной архитектуры всепогодного судна, способного к активному использованию палубных устройств и высокотехнологичного бортового оборудования в условиях штормовой качки и холодных ветров северных морей. В соответствии с этапами целевого построения нового судна, все проектные решения должны строго следовать эксплуатационно-техническому заданию на достижение наивысшей эффективности длительного автономного ведения рыбных промыслов с полным циклом рыбообработки в удаленных штормовых и ледовых акваториях дальневосточных морей России и северной части Тихого океана.

В результате цикла морских исследований и опытовых испытаний телеуправляемых моделей судов с регистраторами движения в условиях интенсивного волнения, выполнены в рамках научной темы Сахалинского государственного университета: «Экспериментальные и теоретические исследования в области эффективности и безопасности мореплавания в штормовых и ледовых условиях дальневосточных морей России», № Г/р: 0120.0 803687 (шифр: Мореходность), проработаны инженерно-технические решения [1-4] для достижения ходкости морских судов с минимальной качкой в условиях интенсивного морского волнения, в том числе опубликованные на общероссийских и международных морских конференциях и периодических научных изданиях [5-8].

Осуществление изобретения

Рыболовное судно скомпоновано в корпусе древнего китайского корабля, изображенного на «Карте с кораблем» Марко Поло в XIII веке, имеет увеличенную осадку и относительно большое водоизмещение для достижения длительных сроков всепогодного автономного океанского плавания при активной рыбопромысловой деятельности. Увеличение осадки одновременно способствует смещению максимума внешних кренящих воздействий к большим углам наклона поверхности штормовых волн, и, как следствие, обеспечению большого запаса остойчивости на больших углах крена, возникающих при аварийном или неуправляемом маневрировании с рыбопромысловыми орудиями в условиях интенсивного волнения и сильного ветра.

Большой или абсолютный запас остойчивости на больших углах крена, в совокупности с безусловным поддержанием положительной остойчивости во всех фазах вертикальной качки судна в штормовом море, позволяют снижать начальную остойчивость к предельно малым (нулевым) величинам метацентрической высоты, что необходимо для обеспечения плавности бортовой качки, и достижения возможности активного управляющего действия горизонтальных крыльевых успокоителей, при компенсации значительно ослабленной остаточной качки. Максимальная величина кренящих и дифферентующих моментов и полезность управляющего действия активных успокоителей килевой и бортовой качки могут обеспечиваться на полных ходах вперед, при установке крыльевых систем в ускоренных горизонтальных потоках внутри струй от широко разнесенных по бортам корпуса гребных винтов рыболовного судна.

Заостренные оконечности корпуса, заваленный форштевень, предельно узкая крейсерская корма, в целом округлые шпангоуты с завалом надводной части, и, как следствие, малый запас плавучести снижают подверженность корпуса внешним силовым воздействиям со стороны штормовых волн, что в целом приводит к гидродинамической компенсации и минимизации килевой качки на ходу судна, что также исключает глубокую зарываемость корпуса под гребни штормовых волн, и положительно влияет на поддержание возможности ведения производственной деятельности в рыбцехе, и безопасной работы траловой (палубной) команды на промысловой (верхней) палубе рыболовного судна.

Верхняя промысловая палуба рыболовного судна укрывается от ветров; над ней устраивается лишь относительно узкий просвет для такелажа и грузовых шкентелей рыбопромысловых порталов и стрел. Траловые доски в походном положении устанавливаются в бортовых палубных карманах непосредственно за ваерными лебедками, где палубная команда имеет открытый всепогодный доступ для технического обслуживания, регулировки, и для быстрой перестройки такелажных соединений при ведении параллельных работ с рыболовными тралами по дублирующим схемам. Верхняя носовая палуба у обоих вариантов рыболовных судов свободно омывается потоками из гребней штормовых волн; имеет возможность подогрева изнутри судна; и не оборудуется какими-либо устройствами, выступающими частями или ограждениями, на которых могли бы накапливаться тяжелые глыбы льдов в условиях интенсивного обледенения, что для судна с исчезающе малой начальной остойчивостью и малыми надводными объемами в оконечностях может грозить большими некренениями и дифферентом. Такое закрытие доступа экипажа на верхнюю носовую палубу в свежую и штормовую погоду, необходимо с целью снятия всех ограничений на свободное маневрирование судна с орудиями лова и поддержание должной эффективности рыбопромысловой и производственной деятельности в сложных и штормовых условиях плавания.

Для этого якорно-швартовные устройства и механизмы раскрытия грузовых трюмов располагаются внутри обогреваемой, укрытой от брызг и заливаемости носовой надстройки, имеющей временно раскрывающиеся портики для проведения швартовных работ в открытом море, что особо важно в условиях работы с плавбазами при передаче рыбопродукции и пополнении судовых и производственных запасов. В случае опасности, укрытые в носовой надстройке якорные механизмы позволяют безопасные постановки/подъемы якорей в условиях интенсивной килевой качки, без явных угроз для палубной команды при обледенении верхних палуб, в условиях ураганных ветров, при сильной заливаемости или зарываемости бака под гребни штормовых волн, всегда возникающих при остановке главных двигателей и потере хода в условиях волнения.

Самостоятельная ледовая проходимость рыболовного судна предусматривается в режиме ледореза, при котором судно может длительным упором главных машин разделять ледовые поля без их разрушения. Такой режим обеспечивается повышенной прочностью форштевня и двойными бортами с малыми герметичными отсеками в носовой части судна.

Краткое описание чертежей

Фиг. 1. Траулер-сейнер морозильный для северных морей с рыбопромысловым оснащением по прототипу: «Орленок». Разделение на два морозильных трюма выполнено из расчета сохранения плавучести при затоплении одного любого отсека, при условии аварийной герметизации жилых, служебных помещений и рефрижераторных камер, расположенных выше главной палубы.

Основные характеристики судна:
	Длина:                                 L = 60 м; 
	Ширина:                                B = 15 м; 
	Осадка:                                Т = 7,5 м; 
	Водоизмещение:                         D = 3444 м3;
	Площадь смоченной поверхности корпуса: S = 1 500 м2; 
	Коэффициент общей полноты:             d = 0,55.

Прототип: РТМ Атлантик–333: L – 62,25 м; B – 13,8 м; T – 5,2 м; W – 2400 м3; грузоподъемность 230 т; экипаж 40 чел.

Список обозначений: 1 – совмещенная ходовая и траловая рубка; 2 – укрытая от ветров промысловая палуба: 38 х 9 м; 3 – служебные помещения; 4 – бортовые карманы для траловых досок; 5 – цех для рыбообработки и морозильные камеры; 6 – жилые помещения; 7 – носовой отсек для якорно-швартовных устройств и механизмов; 8 – сетной трюм; 9 – рыбомучной цех; 10 – машинно-котельное отделение; 11 – рефрижераторный отсек; 12 – рыбный трюм № 1 с люком на траловую палубу (800 м3, 530 т); 13 – рыбный трюм № 2 с люком на палубе бака (700 м3, 470 т); 14 – судовые запасы; 15 – винто-рулевой комплекс с активными крыльевыми успокоителями бортовой и килевой качки.

Фиг. 2. Сейнер-траулер оснащен по прототипу СТР–420. Судно имеет защиту от затопления с помощью двойных бортов и междудонного расположения топливных и балластных танков.

Основные характеристики судна:
	Длина:          L = 40 м; 
	Ширина:         B = 10 м; 
	Осадка:	        Т = 5 м; 
	Водоизмещение: 	D = 1020 м3;

Прототип: СТР «Надежный»: L – 44,9 м; B – 9,5 м; T – 3,8 м; W – 806 м3; трюм 200 м3 (100 т) с охлаждением до –7 °С; экипаж – 22 чел.

Список обозначений: 1 – совмещенная ходовая и траловая рубка; 2 – укрытая от ветров промысловая палуба: 23 х 6 м; 3 – жилые и служебные помещения; 4 – бортовые карманы для траловых досок; 5, 11 – цех для рыбообработки и рефрижераторные установки; 6 – жилые и бытовые помещения; 7 – носовой отсек для якорно-швартовных устройств и механизмов; 8 – сетной трюм; 10 – машинно-котельное отделение; 12 – двухъярусный рыбный трюм с горловиной люка на траловой палубе (400 м3, 200 т); 13 – служебные и провизионные помещения; 14 – судовые запасы; 15 – винто-рулевой комплекс с активными крыльевыми успокоителями бортовой и килевой качки.

Список использованных источников

  1. «Корабль без бортовой качки», патент России № RU 2360827 от 10.07.2009, бюл. № 19 (shipdesign.ru/Invent/01.html);
  2. «Корабль без килевой качки на ходу на волнении». Заявка на изобретение: 2007133625 (07.09.2007), бюл. № 8 от 20.03.2009 (shipdesign.ru/Invent/02.html).
  3. «Активный стабилизатор килевой и бортовой качки корабля – штормовой аварийный движитель», патент России № RU 2384457, бюл. № 8 от 20.03.2010 (shipdesign.ru/Invent/04.html)
  4. «Корабль, остойчивый в штормовом плавании». Заявка на изобретение: рег. № 2011129192 от 12.07.2011 г. (shipdesign.ru/Invent/06.html)
  5. Vasily Khramushin. Conceptual design of fishing vessels for the storm and ice conditions on seas of Sakhalin and Kurily islands // Proceedings of the 6th Asia-Pacific Workshop on Marine Hydrodynamics, September 3-4, 2012, Johor, Malaysia, pp. 220–225.
  6. Vasily Khramushin. Design Requirements for Stability and Minimal Motions in a Storm (Synthesis of stability and balance of vessel wallow in a stormy navigation) // Proceedings of the 11th International Conference on the Stability of Ships and Ocean Vehicles, 23-28 September 2012, Athens, Greece, pp. 299–303.
  7. Кроленко С. И., Храмушин В. Н., Ключевые проектные решения и особенности штормового кораблевождения // Доклады научно-технической конференции: «Проблемы мореходных качеств судов, корабельной гидромеханики и освоения шельфа» (XLIV Крыловские чтения). СПб: ЦНИИ им. А.Н. Крылова, Центральное Правление РосНТО судостроителей им А.Н. Крылова, секция мореходных качеств судов. 15–16 ноября 2011 г., Санкт-Петербург. С. 72–85.
  8. «Hull» – Построение аналитической формы корпуса корабля, расчеты волнового сопротивления, кривых элементов теоретического чертежа и диаграмм остойчивости морских судов. Программа для ЭВМ, № 2010615849 от 8.09.2010 г. (shipdesign.ru/SoftWare/2010615849.html)
  9. В.Н. Храмушин. Поисковые исследования штормовой мореходности корабля. Владивосток: Дальнаука, 2003. 172 с.
  10. «China-1275 from Marco Polo's Map with Ship on Pacific Ocean».avi (11,6 Мб, 02:25).
    «Ancient_Arabian_Ship_on_Stormy_Sea».avi (14,7 Мб, 03:03).
    «Океанский спасатель - научно-исследовательское судно».avi (45 Мб, 07:21).
    «Универсальное многоцелевое транспортное судно».avi (51,4 Мб, 08:52).