Проблемы конференций, семинаров и круглых столов,
а также их решения, по региональному отделению
НТО судостроителей на о. Сахалин
Храмушин В. Н.1, Бернгардт Р.П.2, Файн А.В.3
Сахалинское отделение РосНТО судостроителей им. А.Н. Крылова,
Южно-Сахалинск, Khram@mail.ru
Единение морских навигационных и корабельных наук представляется важнейшим условием становления морского дела и рачительного воссоздания эффективного морского хозяйства Сахалина и Курильских островов – богатейшего края и морского фасада России в Тихом Океане. На базе Сахалинского государственного университета, по планам Сахалинского отделения РосНТО судостроителей им. А.Н.Крылова, проводились морские изыскания с задачами достижения всепогодной мореходности перспективного каботажного и рыболовного флота в штормовых и ледовых условиях дальневосточных морей, с последующими дискуссиями и апробацией инновационных результатов и проектных разработок на региональных морских форумах «Мореходство и морские науки». Исследовательские воззрения и реальный опыт морских работ на региональном уровне особо остро выявляют комплекс неразрешённых проблем совершенствования столь наукоёмкой отрасли, оставляя тень пессимизма в вопросах обновления производственных и технологических процессов сообразно настоящему опыту хорошей морской практики. Историческая секция морского форума, тем не менее, позволила коснуться прекраснейших проектных кораблестроительных решений в области штормового мореходства, столь актуального для Дальнего Востока России, и успешных организационно-технических мероприятий при воссоздании Российского флота и судостроения во времена адмирала И. А. Шестакова, также послуживших обоснованиями решений о создании Сахалинского морского научно-технического комитета в качестве авторитетного общественного совета мореплавателей и морских инженеров Сахалино-Курильском крае.
Ключевые слова: проектирование судов; оптимизация обводов корпуса корабля; мореходные качества в особо сложных, ледовых и штормовых условиях плавания; морская и прибрежная инфраструктура.
Введение (доклад)
Сахалино-Курильский край, как особый морской регион, безусловно нуждается в регулярных морских изысканиях по совершенствованию морской инфраструктуры для достижения эффективности мореходства и рачительного хозяйствования на многочисленных островах и прилегающих промысловых акваториях северо-запада Тихого океана. Опыт хорошей морской практики неизменно востребует сопутствующие научные изыскания, показательные натурные или модельные эксперименты, впоследствии апробируемые авторитетными морскими инженерами непосредственно в тех акваториях, для которых выполняется проектирование и строительство нового всепогодного флота, оптимизируемого в едином комплексе с обустройством межостровных коммуникаций, рейдов и гаваней морских портов.
В свете необходимости разрешения множества межведомственных противоречий и поиска путей сообразного развития Сахалино-Курильского морского хозяйствования, среди приоритетных мероприятий означены региональные научно-технические конференции на базе Сахалинского государственного университета, сопровождавшиеся публикацией избранных докладов в регулярном издании «Мореходство и морские науки», ISSN 2227-4375.
Почин Сахалинских морских изданий положен в 2005 г. первым выпуском трудов: «Морские исследования и технологии изучения природы Мирового океана» под редакцией директора СКБ средств автоматизации морских исследований ДВО РАН д.г.-м.н. Михаила Львовича Красного, при деятельном участии ученого секретаря НИСО ДВО РАН, к.ф.н. Галины Филипповны Низяевой. Редколлегией отбирались работы по морской тематике с обоснованиями авторского видения вариантов организационно-технического обустройства дальневосточных морских коммуникаций, с предложениями о построении системы оперативного и непрерывного мониторинга и контроля обстановки на акваториях дальневосточных морей России.
Подсекция мореходных качеств судов в штормовых условиях и Сахалинское отделение РосНТО судостроителей им. Алексея Николаевича Крылова активизировали свою научно-просветительскую деятельность в 2007 г. на базе Института (ныне – факультета) физики, математики и информатики Сахалинского государственного университета, где под редакцией ректора, д.п.н. Бориса Рамазановича Мисикова успешно проведены четыре морских форума: «Мореходство и морские науки», в дискуссиях которого принимали активное участие ведущие специалисты проектных и производственных морских учреждений, преподаватели и курсанты мореходных училищ. Кроме Сахалина география докладчиков расширилась участием морских инженеров из Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга (один доклад – Латвийской морской академии – Рижского мореходного училища).
В решениях научно-технической конференции утверждено положение о деятельности Сахалинского Морского научно-технического комитета, объединяющего на общественных началах авторитетных сахалинских морских инженеров и мореплавателей, имеющих должный образовательный и плавательный ценз. Таким образом, созданы условия для ответственного исполнения перспективных планов по активизации морской деятельности на Сахалине и Курильских островах, с учетом современных научно-технических достижений, в согласии с хорошей морской практикой и Международным морским правом, безусловно обязывающих оперативно и в полном объеме разрешать все запросы мореплавателей на региональном уровне.
Далее, в основном тексте настоящей статьи акцентируется внимание на актуальных сообщениях морского форума «Мореходство и морские науки», обосновывающих заключение с решениями и предложениями Морского научно-технического комитета.
1. Обзор материалов Сахалинского морского форума «Мореходство и морские науки» (ISSN 2227-4375)
Современные кораблестроительные технологии предопределяют новые возможности целевого проектирования морских судов, изначально адаптированных к условиям всепогодного мореплавания с наивысшей эффективностью на конкретных каботажных коммуникациях или рыбных промыслах. В проектировании флота это определяется усилением творческого взаимодействия корабелов и мореплавателей, взаимопроникновением хорошей морской практики и инженерно-технических изысканий. Всякая оптимизация в технике строится на частных инженерных предпосылках при отсутствии «достаточных условий» для верного проектного заключения, а возникающая свобода творческого выбора возникает как факт противоречивости исходных требований к перспективному кораблю, которые могут разрешаться только с позиций морской грамотности для частной специализации морской техники для конкретных географических условий ее будущей эксплуатации.
К проведению Сахалинских морских научно-технических форумов предпосылаются предложения о необходимости освещения путей решения актуальных проблем обустройства дальневосточных морских коммуникаций и побережья многочисленных островов Сахалинской области. В качестве традиционных представляются доклады по материалам исследования процессов воздействия на плавучие и береговые инженерные сооружения со стороны штормового моря и ураганных ветров, а также результаты прикладных и инновационных разработок, создающих основу научно-методического обеспечения и технического совершенствования систем оперативного мониторинга и контроля состояния моря и атмосферы.
Почин Сахалинских морских изданий положен в 2005 г. первым выпуском трудов: «Морские исследования и технологии изучения природы Мирового океана» под редакцией директора СКБ средств автоматизации морских исследований ДВО РАН д.г.-м.н. Михаила Львовича Красного, при деятельном участии ученого секретаря НИСО ДВО РАН, к.ф.н. Галины Филипповны Низяевой. Среди авторов научного издания представлены морские инженеры Сахалина, Владивостока и Санкт-Петербурга. Редколлегией отбирались работы по морской тематике с обоснованиями авторского видения вариантов организационно-технического обустройства дальневосточных морских коммуникаций, с предложениями о построении системы оперативного и непрерывного мониторинга и контроля обстановки на акваториях дальневосточных морей России.
Основными материалами научного издания стали концептуальные предложения и конкретные разработки в интересах непрерывного мониторинга и оперативного контроля нефтепромысловых акваторий северо-восточного шельфа острова Сахалин. В частности, впервые представлялись результаты испытаний и текущие технические разработки по оснащению измерительным оборудованием сверхмалого автономного телеуправляемого корабля для решения задач мониторинга водной среды и несения охранно-сторожевой службы. Повышения проходимость такого гидрофизического модуля обосновывалась возможностями плавникового движителя с динамически изменяемой геометрией машущего крыла. Также рассмотрены особенности штормового маневрирования полупогружных тихоходных плавсредств с полностью герметичным электрическим двигателем; и альтернативными легким и быстроходным гидрофизическим модулем для быстрых замеров в удаленных от берега точках при относительно спокойной погоде – с миграцией по воздуху.
Подсекция мореходных качеств судов в штормовых условиях и Сахалинское отделение РосНТО судостроителей им. Алексея Николаевича Крылова активизировали свою научно-просветительскую деятельность в 2007 г. на базе Института (ныне – факультета) физики, математики и информатики Сахалинского государственного университета, где под редакцией ректора, д.п.н. Бориса Рамазановича Мисикова успешно проведены четыре морских форума: «Мореходство и морские науки».
Первая сахалинская региональная морская научно-техническая конференция «Мореходство и морские науки – 2008» состоялась 12 февраля 2008 г. при активной организационной поддержке Елены Николаевны Лисицыной – начальника научного отдела Сахалинского государственного университета. Приветственные обращения столь к важному начинанию зачитаны от имени Владимира Леонидовича Александрова – Президента РосНТО судостроителей им. Алексея Николаевича Крылова; Игоря Федоровича Леухина – начальника Тихоокеанского военно-морского института им. Степана Осиповича Макарова; Сергея Владимировича Антоненко – профессора кафедры теории и проектирования корабля Дальневосточного государственного технического университета (ныне Дальневосточного федерального университета); Владимира Викторовича Вьюгова и Ада Шоломовны Готман – заведующего и профессора кафедра теории и устройства корабля Новосибирской государственной академии водного транспорта; и Михаила Львовича Красного – экс директора СКБ средств автоматизации морских исследований ДВО РАН.
На конференции представлены обзорные доклады о морском инженерном образовании и перспективных изысканиях в интересах Сахалино-Курильского края, выполненных в университетах Сахалина, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре и Новосибирска. Предложения о развитии морского дела звучали от Сахалинских морских учреждений и производственных организаций. К сожалению, ввиду ничем не оправданных ведомственных ограничений, не все докладчики свои крайне актуальные предложения доводили до публикации в выпуске трудов конференции «Мореходство и морские науки», и потому в решениях V Съезда целесообразно отразить пожелание к центральным правлениям морских ведомств о необходимости освещения перспектив развития их подведомственных учреждений на региональных морских инженерных форумах.
Главным результатом Первого Сахалинского морского форума стало утверждение «Приоритетных направлений фундаментальных исследований и прикладных разработок в интересах обеспечения эффективности и безопасности мореплавания в дальневосточных морях России»(4):
– Морские исследования в интересах эффективной эксплуатации действующего флота и поиска проектных решений для кораблей и судов повышенной мореходности в сложных, ледовых и штормовых условиях плавания
– Повышение мореходных качеств действующего и перспективного флота
– Мониторинг и контроль морских акваторий и портов
– Становление и развитие морского инженерно-технического образования в интересах активизации морской деятельности в Сахалинской области
– Морская научно-просветительская деятельность
Очередной второй Сахалинский форум морских инженеров «Мореходство и морские науки – 2009» проходил 23 сентября и ознаменовался значительным расширением географии участников, глубиной проработки и практической значимостью представленных инженерно-технических разработок в интересах Сахалинской области.
От ЦКБ МТ «Рубин» представлены проекты плавучих атомных станций для поддержки морской промышленности и судоремонта в отдаленных портопунктах Сахалина и Курильских островов (5). От кафедры теории и проектирования корабля ДВГТУ в заказной статье выполнен аналих применимости капитанской формулы (6). Приведен обзор эксплуатационных и мореходных качеств многокорпусных (7) и традиционных (8) водоизмещающих кораблей судов, включая моделирование продольной качки (9) для характерных обводов судов. Безусловно особый интерес представляют сообщения кафедры кораблестроения Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета о моделировании прочности корпусов судов методами модуль-элементов (10), и совершенствовании экспериментальных возможностей в гидродинамическом опытовом бассейне (11).
Весьма интересные и актуальные материалы представлены по секции: «Морская инженерная инфраструктура портов, навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение на морских коммуникациях Сахалинской области», которые в едином комплексе составили блок Решений конференции (12) для рассмотрения и принятия к реализации Сахалинским правительством. Естественным шагом поддержки решений морского форума со стороны авторитетных морских инженеров и дальневосточной научной общественности стало предложение о необходимости создания исторически оправданного Морского научно-технического комитета, тезисы Положения (13) о работе которого были предложены для публикации в качестве проекта для всестороннего обсуждения.
Третий Сахалинский форум морских инженеров «Мореходство и морские науки – 2011» проходил 15-16 февраля в условиях активизации деятельности Сахалинского морского научно-технического комитета при Сахалинском государственном университете на платформе лаборатории вычислительной гидромеханики и морских исследований. Участников конференции приветствовал председатель Владивостокского морского собрания, вице-адмирал в/о Борис Федорович Приходько. Устойчивыми секция морского форума стали: 1 – Морское судовождение и мореходные качества действующего и перспективного флота для Дальнего Востока России; 2 – Морская инженерная инфраструктура портов, навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение на морских коммуникациях Сахалинской области; 3 – Научно-просветительская деятельность и становление специального морского образования.
Из заявленных 64 научно-технических докладов половина подготовлены и утверждены к публикации 31, что стало весьма высоким показателем с учетом участия сахалинских морских государственных учреждений и производственных предприятий. Важно отметить высокую актуальность большей части научных докладов для практического развития морского дела и рыболовства в Сахалинской области. В частности рассмотрены вопросы динамики корабля в штормовом море (14); региональные особенности грузообработки судов (15). Представлены сообщения о проектировании рыболовных судов, об использовании ледоколов на мелководье (16) и методах буксировки крупных танкеров двумя ледоколами (17), что весьма актуально для организации работ в зимние сезоны на сахалинском нефтепромысловом шельфе.
Большим событием стало участие в конференции преподавателей и курсантов Холмского мореходного училища – филиала Морского государственного университета им. Геннадия Ивановича Невельского. Кафедра кораблестроения КнАГТУ представила материалы создании гравитационной буксировочной системы (18) и модернизации измерительного комплекса (19) опытового бассейна, с предложениями подсекции Мореходных качеств судов о проведении мореходных испытаний моделей перспективных судов повышенной штормовой мореходности, что успешно и с благодарностью было осуществлено в 2012 году.
В Решениях третьего морского форума подтверждались полномочия Сахалинского морского научно-технического комитета, созданного на инициативной основе на базе Сахалинского государственного университета. В качестве программы практических мероприятий были рассмотрены и утверждены «Тезисы технических заданий на проведение актуальных морских исследований и создание базиса морской научной школы Сахалина и Курильских островов» (20):
Проект № 1. Поисковые исследования, вычислительные и опытовые эксперименты в проектировании перспективных судов повышенной мореходности.
Проект № 2. Создание морского полигона и проведение экспериментальных исследований мореходных свойств перспективных судов, включая разработку наставлений мореплавателям для эффективного судовождения в сложных, штормовых и ледовых условиях дальневосточных морей России.
Проект № 3. Гидродинамические вычислительные эксперименты и экспедиционные изыскания для проектирования новых и реконструкции действующих морских портов, решение проблем безопасности штормового мореплавания и укрытия прибрежного флота в гаванях портов и бухтах Сахалина и Курильских островов.
К сожалению, невероятная межведомственная разобщенность и несуразная конкуренция морских государственных и научных учреждений, множество внутренних противоречий и последовавшие негативными события в администрации Сахалинской области, приостановили реализацию практический мероприятий по линии Сахалинского морского научно-технического комитета, без оказания существенного влияния на инициативные изыскании и разработки по общероссийской подсекции мореходных качеств судов в штормовых условиях, о чем свидетельствует серия публикаций в российских и зарубежных научных журналах, новые патенты на изобретения в области кораблестроения, в том числе представленные на корабельном портале в интернет: Shipdesign.ru/Invent
Четвертый морской форум «Мореходство и морские науки – 2012» проходил при непосредственной поддержке Сахалинского правительства с уклоном на программу Русского географического общества о имянаречении безымянных морских объектов в Сахалинской области, и был приурочен к 150-летнему юбилею Алексея Николаевича Крылова (1863.08.03) и 200-летию Геннадия Ивановича Невельского (1813.12.06).
Первый этап конференции проходил 5-7 сентября 2012 г. в экспедиции по Южным Курильским островам на судне «Игорь Фархутдинов», и заключительная часть 12 февраля 2013 г. в Сахалинском государственном университете. Отметим здесь пункт крайне актуальный третий пункт Решений, непосредственно посвященный Сахалинскому морскому научно-техническому комитету:
№ 3. Сахалинский Морской научно-технический комитет (СахМНТК)
Активизация практической и повседневной работы Сахалинского морского научно-технического комитета, действующего ныне на базе Сахалинского государственного университета.
3.1. Необходимо развернуть научно-инженерные исследования и морские изыскания на штормовом морском полигоне на базе СахГУ и СахМГУ им. Г.И. Невельского, с участием ученых и авторитетных морских и корабельных школ ДВФУ и КнАГТУ, для достижения наилучших проектно-технических решений при заказе и строительстве перспективного каботажного океанского флота всех классов для Сахалина и Курильских островов, с постановкой на этом же полигоне непрерывного практического обучения и повышения квалификации мореплавателей для работы в сложных, штормовых и ледовых условиях дальневосточных морей России, в том числе с учетом заинтересованности в аналогичных морских работах для стран – соседей по Тихоокеанско-Азиатскому бассейну.
3.2. Необходимо незамедлительно начать работы по восстановлению морской научно-технической и юридической библиотеки для всех флотских Служб мореплавания и Механико-судовых служб Сахалинской области, работающих с циркулярами по Международному морскому праву и с техническими рассылками Международной морской организации.
2. Предложения к проектированию каботажных судов для регулярных линий Сахалина и Курильских островов
Возобновление работы по линии Сахалинского морского научно-технического комитета состоялось весной 2017 г. в процессе обсуждения эскизных проектов и заказов на строительство двух грузопассажирских каботажных судов с горизонтальной загрузкой колесной техники.
В дискуссии по инициативе Правительства Сахалинской области самое активное участие приняли авторитетные мореплаватели, морские инженеры портовых служб, а также проектные бюро и судоводители из Владивостока. Проработанные материалы имеют весьма важное значение как для организации всепогодного и всесезонного судоходства между портопунктами Сахалина и Курильских островов, так и в перспективе строительства нового среднетоннажного гражданского и рыболовного флота для штормовых и ледовых условия мореплавания в дальневосточных морях России.
Обоснования и результаты рассмотрения проектно-технических разработок представлены в специальном сообщении для конференции при V Съезде Российского НТО судостроителей имени А.Н. Крылова – «Проектные предложения по каботажным грузопассажирским судам для регулярных линий Сахалина и Курильских островов».
3. Обоснования и пути реализации перспективных решений Сахалинского морского форума
Морское дело в Сахалинской области крайне нуждается в восстановлении на современном уровне специального морского инженерного образования, поддерживаемого актуальными научными исследованиями, опытовыми и экспериментальными изысканиями при участии курсантов мореходных училищ. Активная или агрессивная научно-просветительская деятельность авторитетных научно-инженерных обществ и морских собраний должны обеспечивать важнейшие мероприятия на восстановление былой значимости и авторитета флотских традиций:
- научно-техническое творчество молодежи и профориентация школьников на освоение сложнейшего наукоемкого курса фундаментальных и прикладных морских дисциплин, в том числе воссоздание морских музеев, технических выставок и соревнований молодежи по морским и техническим видам спорта;
- морское научно-инженерное образование на базе СахГУ и СахМГУ, в мореходных училищах и морских школах Сахалина и Курильских островов, в наибольшей степени учитывающее региональные особенности ведения морских работ в сложных, ледовых и штормовых условиях дальневосточных морей России;
- становление авторитетной научной школы, ответственной за эффективную реализацию всего комплекса морских научных исследований, проектных разработок, изыскательских и производственных работ на Сахалине и Курильских островах.
Эффективное использование морского потенциала Сахалинской области нуждается в непрерывности освоения передовых морских технологий, основанного на достижениях сахалинской морской научной школы, практическом опыте мореплавания и ведения морских работ в открытых акваториях и на побережье Сахалина и Курильских островов.
4. Заключение
Воссоздание мореходства, морской инфраструктуры и промышленности на Сахалине и Курильских островах нуждается в специальном среднетоннажном флоте повышенной штормовой и ледовой мореходности для условиях мореплавания в Японском и Охотском морях, в северо-западной части Тихого океана. Любые российские или иностранные плавсредства, приходящие в портопункты Сахалинской области, должны обладать достаточной мореходностью и способностью к длительному автономному плаванию в условиях дальневосточных ураганных штормов, куда они должны уходить из морских портов, для укрытия на глубокой воде подальше от берегов, в случае поступления штормовых предупреждений.
В то же время, ничем не оправданный вывод из эксплуатации малых портов-ковшей и обустроенных в навигационном отношении устьев рек лишает сахалинцев прибрежного флота и каботажных морских коммуникаций, которые безусловно нуждаются в построении систем непрерывного мониторинга состояния прибрежных морских акваторий с помощью океанографических радаров (CODAR) и доплеровских измерителей волнения с профилями течений и температур (ADCP), без которых уже немыслимо ни прибрежное рыболовство, ни активное использование частного маломерного флота.
В заключение важно отметить особую значимость высказывания Алексея Николаевича Крылова для современного морского дела:
«Морские науки без практики - бесплодны, морское дело без теории - пагубно»;
с усиленным звучанием требования Ивана Алексеевича Шестакова:
«Изобретательство без пользы в морском деле недопустимо».
Предложения к включению в Решения Съезда
1. Признать необходимым воссоздание Сахалинской морской научной школы, ответственной за активное инновационное развитие морской деятельности на Сахалине и Курильских островах, всепогодное жизнеобеспечение, эффективность морских коммуникаций и освоения морских ресурсов в сложных, штормовых и ледовых условиях дальневосточных морей России.
2. Поддержать деятельность Сахалинского Морского научно-технического комитета, объединяющего научный и инженерный потенциал Сахалина и Курильских островов, с возложением на него ответственности за научно-обоснованное, эффективное и экономически оптимальное развитие морской инфраструктуры, целевое проектирование нового флота и всепогодную эксплуатацию всех видов морской техники и морских инженерных сооружений.
________________________________