Проблемы конференций, семинаров и круглых столов,
а также их решения, по региональному отделению
НТО судостроителей на о. Сахалин

Храмушин В. Н.1, Бернгардт Р.П.2, Файн А.В.3
Сахалинское отделение РосНТО судостроителей им. А.Н. Крылова,
Южно-Сахалинск, Khram@mail.ru

Единение морских навигационных и корабельных наук представляется важнейшим условием становления морского дела и рачительного воссоздания эффективного морского хозяйства Сахалина и Курильских островов – богатейшего края и морского фасада России в Тихом Океане. На базе Сахалинского государственного университета, по планам Сахалинского отделения РосНТО судостроителей им. А.Н.Крылова, проводились морские изыскания с задачами достижения всепогодной мореходности перспективного каботажного и рыболовного флота в штормовых и ледовых условиях дальневосточных морей, с последующими дискуссиями и апробацией инновационных результатов и проектных разработок на региональных морских форумах «Мореходство и морские науки». Исследовательские воззрения и реальный опыт морских работ на региональном уровне особо остро выявляют комплекс неразрешённых проблем совершенствования столь наукоёмкой отрасли, оставляя тень пессимизма в вопросах обновления производственных и технологических процессов сообразно настоящему опыту хорошей морской практики. Историческая секция морского форума, тем не менее, позволила коснуться прекраснейших проектных кораблестроительных решений в области штормового мореходства, столь актуального для Дальнего Востока России, и успешных организационно-технических мероприятий при воссоздании Российского флота и судостроения во времена адмирала И. А. Шестакова, также послуживших обоснованиями решений о создании Сахалинского морского научно-технического комитета в качестве авторитетного общественного совета мореплавателей и морских инженеров Сахалино-Курильском крае.

Ключевые слова: проектирование судов; оптимизация обводов корпуса корабля; мореходные качества в особо сложных, ледовых и штормовых условиях плавания; морская и прибрежная инфраструктура.

Введение (доклад)

Сахалино-Курильский край, как особый морской регион, безусловно нуждается в регулярных морских изысканиях по совершенствованию морской инфраструктуры для достижения эффективности мореходства и рачительного хозяйствования на многочисленных островах и прилегающих промысловых акваториях северо-запада Тихого океана. Опыт хорошей морской практики неизменно востребует сопутствующие научные изыскания, показательные натурные или модельные эксперименты, впоследствии апробируемые авторитетными морскими инженерами непосредственно в тех акваториях, для которых выполняется проектирование и строительство нового всепогодного флота, оптимизируемого в едином комплексе с обустройством межостровных коммуникаций, рейдов и гаваней морских портов.

В свете необходимости разрешения множества межведомственных противоречий и поиска путей сообразного развития Сахалино-Курильского морского хозяйствования, среди приоритетных мероприятий означены региональные научно-технические конференции на базе Сахалинского государственного университета, сопровождавшиеся публикацией избранных докладов в регулярном издании «Мореходство и морские науки», ISSN 2227-4375.

Почин Сахалинских морских изданий положен в 2005 г. первым выпуском трудов: «Морские исследования и технологии изучения природы Мирового океана» под редакцией директора СКБ средств автоматизации морских исследований ДВО РАН д.г.-м.н. Михаила Львовича Красного, при деятельном участии ученого секретаря НИСО ДВО РАН, к.ф.н. Галины Филипповны Низяевой. Редколлегией отбирались работы по морской тематике с обоснованиями авторского видения вариантов организационно-технического обустройства дальневосточных морских коммуникаций, с предложениями о построении системы оперативного и непрерывного мониторинга и контроля обстановки на акваториях дальневосточных морей России.

Подсекция мореходных качеств судов в штормовых условиях и Сахалинское отделение РосНТО судостроителей им. Алексея Николаевича Крылова активизировали свою научно-просветительскую деятельность в 2007 г. на базе Института (ныне – факультета) физики, математики и информатики Сахалинского государственного университета, где под редакцией ректора, д.п.н. Бориса Рамазановича Мисикова успешно проведены четыре морских форума: «Мореходство и морские науки», в дискуссиях которого принимали активное участие ведущие специалисты проектных и производственных морских учреждений, преподаватели и курсанты мореходных училищ. Кроме Сахалина география докладчиков расширилась участием морских инженеров из Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга (один доклад – Латвийской морской академии – Рижского мореходного училища).

В решениях научно-технической конференции утверждено положение о деятельности Сахалинского Морского научно-технического комитета, объединяющего на общественных началах авторитетных сахалинских морских инженеров и мореплавателей, имеющих должный образовательный и плавательный ценз. Таким образом, созданы условия для ответственного исполнения перспективных планов по активизации морской деятельности на Сахалине и Курильских островах, с учетом современных научно-технических достижений, в согласии с хорошей морской практикой и Международным морским правом, безусловно обязывающих оперативно и в полном объеме разрешать все запросы мореплавателей на региональном уровне.

Далее, в основном тексте настоящей статьи акцентируется внимание на актуальных сообщениях морского форума «Мореходство и морские науки», обосновывающих заключение с решениями и предложениями Морского научно-технического комитета.

1. Обзор материалов Сахалинского морского форума «Мореходство и морские науки» (ISSN 2227-4375)

Современные кораблестроительные технологии предопределяют новые возможности целевого проектирования морских судов, изначально адаптированных к условиям всепогодного мореплавания с наивысшей эффективностью на конкретных каботажных коммуникациях или рыбных промыслах. В проектировании флота это определяется усилением творческого взаимодействия корабелов и мореплавателей, взаимопроникновением хорошей морской практики и инженерно-технических изысканий. Всякая оптимизация в технике строится на частных инженерных предпосылках при отсутствии «достаточных условий» для верного проектного заключения, а возникающая свобода творческого выбора возникает как факт противоречивости исходных требований к перспективному кораблю, которые могут разрешаться только с позиций морской грамотности для частной специализации морской техники для конкретных географических условий ее будущей эксплуатации.

К проведению Сахалинских морских научно-технических форумов предпосылаются предложения о необходимости освещения путей решения актуальных проблем обустройства дальневосточных морских коммуникаций и побережья многочисленных островов Сахалинской области. В качестве традиционных представляются доклады по материалам исследования процессов воздействия на плавучие и береговые инженерные сооружения со стороны штормового моря и ураганных ветров, а также результаты прикладных и инновационных разработок, создающих основу научно-методического обеспечения и технического совершенствования систем оперативного мониторинга и контроля состояния моря и атмосферы.

Почин Сахалинских морских изданий положен в 2005 г. первым выпуском трудов: «Морские исследования и технологии изучения природы Мирового океана» под редакцией директора СКБ средств автоматизации морских исследований ДВО РАН д.г.-м.н. Михаила Львовича Красного, при деятельном участии ученого секретаря НИСО ДВО РАН, к.ф.н. Галины Филипповны Низяевой. Среди авторов научного издания представлены морские инженеры Сахалина, Владивостока и Санкт-Петербурга. Редколлегией отбирались работы по морской тематике с обоснованиями авторского видения вариантов организационно-технического обустройства дальневосточных морских коммуникаций, с предложениями о построении системы оперативного и непрерывного мониторинга и контроля обстановки на акваториях дальневосточных морей России.

Основными материалами научного издания стали концептуальные предложения и конкретные разработки в интересах непрерывного мониторинга и оперативного контроля нефтепромысловых акваторий северо-восточного шельфа острова Сахалин. В частности, впервые представлялись результаты испытаний и текущие технические разработки по оснащению измерительным оборудованием сверхмалого автономного телеуправляемого корабля для решения задач мониторинга водной среды и несения охранно-сторожевой службы. Повышения проходимость такого гидрофизического модуля обосновывалась возможностями плавникового движителя с динамически изменяемой геометрией машущего крыла. Также рассмотрены особенности штормового маневрирования полупогружных тихоходных плавсредств с полностью герметичным электрическим двигателем; и альтернативными легким и быстроходным гидрофизическим модулем для быстрых замеров в удаленных от берега точках при относительно спокойной погоде – с миграцией по воздуху.

Подсекция мореходных качеств судов в штормовых условиях и Сахалинское отделение РосНТО судостроителей им. Алексея Николаевича Крылова активизировали свою научно-просветительскую деятельность в 2007 г. на базе Института (ныне – факультета) физики, математики и информатики Сахалинского государственного университета, где под редакцией ректора, д.п.н. Бориса Рамазановича Мисикова успешно проведены четыре морских форума: «Мореходство и морские науки».

Первая сахалинская региональная морская научно-техническая конференция «Мореходство и морские науки – 2008» состоялась 12 февраля 2008 г. при активной организационной поддержке Елены Николаевны Лисицыной – начальника научного отдела Сахалинского государственного университета. Приветственные обращения столь к важному начинанию зачитаны от имени Владимира Леонидовича Александрова – Президента РосНТО судостроителей им. Алексея Николаевича Крылова; Игоря Федоровича Леухина – начальника Тихоокеанского военно-морского института им. Степана Осиповича Макарова; Сергея Владимировича Антоненко – профессора кафедры теории и проектирования корабля Дальневосточного государственного технического университета (ныне Дальневосточного федерального университета); Владимира Викторовича Вьюгова и Ада Шоломовны Готман – заведующего и профессора кафедра теории и устройства корабля Новосибирской государственной академии водного транспорта; и Михаила Львовича Красного – экс директора СКБ средств автоматизации морских исследований ДВО РАН.

На конференции представлены обзорные доклады о морском инженерном образовании и перспективных изысканиях в интересах Сахалино-Курильского края, выполненных в университетах Сахалина, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре и Новосибирска. Предложения о развитии морского дела звучали от Сахалинских морских учреждений и производственных организаций. К сожалению, ввиду ничем не оправданных ведомственных ограничений, не все докладчики свои крайне актуальные предложения доводили до публикации в выпуске трудов конференции «Мореходство и морские науки», и потому в решениях V Съезда целесообразно отразить пожелание к центральным правлениям морских ведомств о необходимости освещения перспектив развития их подведомственных учреждений на региональных морских инженерных форумах.

Главным результатом Первого Сахалинского морского форума стало утверждение «Приоритетных направлений фундаментальных исследований и прикладных разработок в интересах обеспечения эффективности и безопасности мореплавания в дальневосточных морях России»(4):

– Морские исследования в интересах эффективной эксплуатации действующего флота и поиска проектных решений для кораблей и судов повышенной мореходности в сложных, ледовых и штормовых условиях плавания

– Повышение мореходных качеств действующего и перспективного флота

– Мониторинг и контроль морских акваторий и портов

– Становление и развитие морского инженерно-технического образования в интересах активизации морской деятельности в Сахалинской области

– Морская научно-просветительская деятельность

Очередной второй Сахалинский форум морских инженеров «Мореходство и морские науки – 2009» проходил 23 сентября и ознаменовался значительным расширением географии участников, глубиной проработки и практической значимостью представленных инженерно-технических разработок в интересах Сахалинской области.

От ЦКБ МТ «Рубин» представлены проекты плавучих атомных станций для поддержки морской промышленности и судоремонта в отдаленных портопунктах Сахалина и Курильских островов (5). От кафедры теории и проектирования корабля ДВГТУ в заказной статье выполнен аналих применимости капитанской формулы (6). Приведен обзор эксплуатационных и мореходных качеств многокорпусных (7) и традиционных (8) водоизмещающих кораблей судов, включая моделирование продольной качки (9) для характерных обводов судов. Безусловно особый интерес представляют сообщения кафедры кораблестроения Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета о моделировании прочности корпусов судов методами модуль-элементов (10), и совершенствовании экспериментальных возможностей в гидродинамическом опытовом бассейне (11).

Весьма интересные и актуальные материалы представлены по секции: «Морская инженерная инфраструктура портов, навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение на морских коммуникациях Сахалинской области», которые в едином комплексе составили блок Решений конференции (12) для рассмотрения и принятия к реализации Сахалинским правительством. Естественным шагом поддержки решений морского форума со стороны авторитетных морских инженеров и дальневосточной научной общественности стало предложение о необходимости создания исторически оправданного Морского научно-технического комитета, тезисы Положения (13) о работе которого были предложены для публикации в качестве проекта для всестороннего обсуждения.

Третий Сахалинский форум морских инженеров «Мореходство и морские науки – 2011» проходил 15-16 февраля в условиях активизации деятельности Сахалинского морского научно-технического комитета при Сахалинском государственном университете на платформе лаборатории вычислительной гидромеханики и морских исследований. Участников конференции приветствовал председатель Владивостокского морского собрания, вице-адмирал в/о Борис Федорович Приходько. Устойчивыми секция морского форума стали: 1 – Морское судовождение и мореходные качества действующего и перспективного флота для Дальнего Востока России; 2 – Морская инженерная инфраструктура портов, навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение на морских коммуникациях Сахалинской области; 3 – Научно-просветительская деятельность и становление специального морского образования.

Из заявленных 64 научно-технических докладов половина подготовлены и утверждены к публикации 31, что стало весьма высоким показателем с учетом участия сахалинских морских государственных учреждений и производственных предприятий. Важно отметить высокую актуальность большей части научных докладов для практического развития морского дела и рыболовства в Сахалинской области. В частности рассмотрены вопросы динамики корабля в штормовом море (14); региональные особенности грузообработки судов (15). Представлены сообщения о проектировании рыболовных судов, об использовании ледоколов на мелководье (16) и методах буксировки крупных танкеров двумя ледоколами (17), что весьма актуально для организации работ в зимние сезоны на сахалинском нефтепромысловом шельфе.

Большим событием стало участие в конференции преподавателей и курсантов Холмского мореходного училища – филиала Морского государственного университета им. Геннадия Ивановича Невельского. Кафедра кораблестроения КнАГТУ представила материалы создании гравитационной буксировочной системы (18) и модернизации измерительного комплекса (19) опытового бассейна, с предложениями подсекции Мореходных качеств судов о проведении мореходных испытаний моделей перспективных судов повышенной штормовой мореходности, что успешно и с благодарностью было осуществлено в 2012 году.

В Решениях третьего морского форума подтверждались полномочия Сахалинского морского научно-технического комитета, созданного на инициативной основе на базе Сахалинского государственного университета. В качестве программы практических мероприятий были рассмотрены и утверждены «Тезисы технических заданий на проведение актуальных морских исследований и создание базиса морской научной школы Сахалина и Курильских островов» (20):

Проект № 1. Поисковые исследования, вычислительные и опытовые эксперименты в проектировании перспективных судов повышенной мореходности.

Проект № 2. Создание морского полигона и проведение экспериментальных исследований мореходных свойств перспективных судов, включая разработку наставлений мореплавателям для эффективного судовождения в сложных, штормовых и ледовых условиях дальневосточных морей России.

Проект № 3. Гидродинамические вычислительные эксперименты и экспедиционные изыскания для проектирования новых и реконструкции действующих морских портов, решение проблем безопасности штормового мореплавания и укрытия прибрежного флота в гаванях портов и бухтах Сахалина и Курильских островов.

К сожалению, невероятная межведомственная разобщенность и несуразная конкуренция морских государственных и научных учреждений, множество внутренних противоречий и последовавшие негативными события в администрации Сахалинской области, приостановили реализацию практический мероприятий по линии Сахалинского морского научно-технического комитета, без оказания существенного влияния на инициативные изыскании и разработки по общероссийской подсекции мореходных качеств судов в штормовых условиях, о чем свидетельствует серия публикаций в российских и зарубежных научных журналах, новые патенты на изобретения в области кораблестроения, в том числе представленные на корабельном портале в интернет: Shipdesign.ru/Invent

Четвертый морской форум «Мореходство и морские науки – 2012» проходил при непосредственной поддержке Сахалинского правительства с уклоном на программу Русского географического общества о имянаречении безымянных морских объектов в Сахалинской области, и был приурочен к 150-летнему юбилею Алексея Николаевича Крылова (1863.08.03) и 200-летию Геннадия Ивановича Невельского (1813.12.06).

Первый этап конференции проходил 5-7 сентября 2012 г. в экспедиции по Южным Курильским островам на судне «Игорь Фархутдинов», и заключительная часть 12 февраля 2013 г. в Сахалинском государственном университете. Отметим здесь пункт крайне актуальный третий пункт Решений, непосредственно посвященный Сахалинскому морскому научно-техническому комитету:

№ 3. Сахалинский Морской научно-технический комитет (СахМНТК)

Активизация практической и повседневной работы Сахалинского морского научно-технического комитета, действующего ныне на базе Сахалинского государственного университета.

3.1. Необходимо развернуть научно-инженерные исследования и морские изыскания на штормовом морском полигоне на базе СахГУ и СахМГУ им. Г.И. Невельского, с участием ученых и авторитетных морских и корабельных школ ДВФУ и КнАГТУ, для достижения наилучших проектно-технических решений при заказе и строительстве перспективного каботажного океанского флота всех классов для Сахалина и Курильских островов, с постановкой на этом же полигоне непрерывного практического обучения и повышения квалификации мореплавателей для работы в сложных, штормовых и ледовых условиях дальневосточных морей России, в том числе с учетом заинтересованности в аналогичных морских работах для стран – соседей по Тихоокеанско-Азиатскому бассейну.

3.2. Необходимо незамедлительно начать работы по восстановлению морской научно-технической и юридической библиотеки для всех флотских Служб мореплавания и Механико-судовых служб Сахалинской области, работающих с циркулярами по Международному морскому праву и с техническими рассылками Международной морской организации.

2. Предложения к проектированию каботажных судов для регулярных линий Сахалина и Курильских островов

Возобновление работы по линии Сахалинского морского научно-технического комитета состоялось весной 2017 г. в процессе обсуждения эскизных проектов и заказов на строительство двух грузопассажирских каботажных судов с горизонтальной загрузкой колесной техники.

В дискуссии по инициативе Правительства Сахалинской области самое активное участие приняли авторитетные мореплаватели, морские инженеры портовых служб, а также проектные бюро и судоводители из Владивостока. Проработанные материалы имеют весьма важное значение как для организации всепогодного и всесезонного судоходства между портопунктами Сахалина и Курильских островов, так и в перспективе строительства нового среднетоннажного гражданского и рыболовного флота для штормовых и ледовых условия мореплавания в дальневосточных морях России.

Обоснования и результаты рассмотрения проектно-технических разработок представлены в специальном сообщении для конференции при V Съезде Российского НТО судостроителей имени А.Н. Крылова – «Проектные предложения по каботажным грузопассажирским судам для регулярных линий Сахалина и Курильских островов».

3. Обоснования и пути реализации перспективных решений Сахалинского морского форума

Морское дело в Сахалинской области крайне нуждается в восстановлении на современном уровне специального морского инженерного образования, поддерживаемого актуальными научными исследованиями, опытовыми и экспериментальными изысканиями при участии курсантов мореходных училищ. Активная или агрессивная научно-просветительская деятельность авторитетных научно-инженерных обществ и морских собраний должны обеспечивать важнейшие мероприятия на восстановление былой значимости и авторитета флотских традиций:

-  научно-техническое творчество молодежи и профориентация школьников на освоение сложнейшего наукоемкого курса фундаментальных и прикладных морских дисциплин, в том числе воссоздание морских музеев, технических выставок и соревнований молодежи по морским и техническим видам спорта;

-  морское научно-инженерное образование на базе СахГУ и СахМГУ, в мореходных училищах и морских школах Сахалина и Курильских островов, в наибольшей степени учитывающее региональные особенности ведения морских работ в сложных, ледовых и штормовых условиях дальневосточных морей России;

-  становление авторитетной научной школы, ответственной за эффективную реализацию всего комплекса морских научных исследований, проектных разработок, изыскательских и производственных работ на Сахалине и Курильских островах.

Эффективное использование морского потенциала Сахалинской области нуждается в непрерывности освоения передовых морских технологий, основанного на достижениях сахалинской морской научной школы, практическом опыте мореплавания и ведения морских работ в открытых акваториях и на побережье Сахалина и Курильских островов.

4. Заключение

Воссоздание мореходства, морской инфраструктуры и промышленности на Сахалине и Курильских островах нуждается в специальном среднетоннажном флоте повышенной штормовой и ледовой мореходности для условиях мореплавания в Японском и Охотском морях, в северо-западной части Тихого океана. Любые российские или иностранные плавсредства, приходящие в портопункты Сахалинской области, должны обладать достаточной мореходностью и способностью к длительному автономному плаванию в условиях дальневосточных ураганных штормов, куда они должны уходить из морских портов, для укрытия на глубокой воде подальше от берегов, в случае поступления штормовых предупреждений.

В то же время, ничем не оправданный вывод из эксплуатации малых портов-ковшей и обустроенных в навигационном отношении устьев рек лишает сахалинцев прибрежного флота и каботажных морских коммуникаций, которые безусловно нуждаются в построении систем непрерывного мониторинга состояния прибрежных морских акваторий с помощью океанографических радаров (CODAR) и доплеровских измерителей волнения с профилями течений и температур (ADCP), без которых уже немыслимо ни прибрежное рыболовство, ни активное использование частного маломерного флота.

В заключение важно отметить особую значимость высказывания Алексея Николаевича Крылова для современного морского дела:

«Морские науки без практики - бесплодны, морское дело без теории - пагубно»;

с усиленным звучанием требования Ивана Алексеевича Шестакова:

«Изобретательство без пользы в морском деле недопустимо».

Предложения к включению в Решения Съезда

1. Признать необходимым воссоздание Сахалинской морской научной школы, ответственной за активное инновационное развитие морской деятельности на Сахалине и Курильских островах, всепогодное жизнеобеспечение, эффективность морских коммуникаций и освоения морских ресурсов в сложных, штормовых и ледовых условиях дальневосточных морей России.

2. Поддержать деятельность Сахалинского Морского научно-технического комитета, объединяющего научный и инженерный потенциал Сахалина и Курильских островов, с возложением на него ответственности за научно-обоснованное, эффективное и экономически оптимальное развитие морской инфраструктуры, целевое проектирование нового флота и всепогодную эксплуатацию всех видов морской техники и морских инженерных сооружений.

________________________________
1. Василий Николаевич Храмушин, член Центрального Правления и руководитель подсекция мореходных качеств судов в штормовых условиях, председатель Сахалинского отделения РосНТО судостроителей им. Алексея Николаевича Крылова.
2. Роберт Павлович Бернгардт, заместитель председателя Сахалинского отделения РосНТО судостроителей им. Алексея Николаевича Крылова.
3. Анна Вениаминовна Файн, ученый секретарь Сахалинского отделения РосНТО судостроителей им. Алексея Николаевича Крылова.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
4. «Приоритетные направления фундаментальных исследований и прикладных разработок в интересах обеспечения эффективности и безопасности мореплавания в дальневосточных морях России» / «Мореходство и морские науки - 2008», стр.158. – ShipDesign.ru/Sea/2008-02-12/E158.html
5. Каверинский А.Ю., Володин Ю. Б. Плавучие энергоблоки (ПЭБ) для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. / «Мореходство и морские науки - 2009», стр.17.
6. Антоненко С. В. Практическая оценка остойчивости в открытом море по капитанской формуле. / «Мореходство и морские науки - 2009», стр.21.
7. Дубровский В. А. Многокорпусные суда: некоторые итоги развития и новые технические решения. / «Мореходство и морские науки - 2009», стр.29.
8. Храмушин В. Н. Поисковые решения и инженерные подходы в проектировании и оптимизации формы корпуса и общекорабельной архитектуры корабля. / «Мореходство и морские науки - 2009», стр.49.
9. Чижиумов С. Д. Сопоставление судов с разными формами корпуса в условиях продольной качки на волнении. / «Мореходство и морские науки - 2009», стр.73.
10. Бурменский А. Д., Тарануха Н. А. Принципы автоматизации расчетов общей прочности судов методом модуль-элементов. / «Мореходство и морские науки - 2009», стр.79.
11. Тарануха Н. А., Мытник Н. А., Чижиумов С. Д., Бурменский А. Д., Козлов А. А. Гидродинамический опытовый бассейн КнАГТУ. / «Мореходство и морские науки - 2009», стр.231.
12. Ключевые организационно-технические решения конференции - Shipdesign.ru/Sea/2009-09-23/288.html
13. Проект Положения о Сахалинском Морском научно-техническом комитете (научно-техническая часть) – Shipdesign.ru/Sea/2009-09-23/285.html.
14. Антоненко С.В., Восковщук Н.И. Динамика корабля в штормовом море и нормы остойчивости. / «Мореходство и морские науки - 2011», стр.24.
15. Бородавин Д.А., Царев Б.А.Учет региональных особенностей применения судов с ускоренной грузообработкой. / «Мореходство и морские науки - 2011», стр.34.
16. Апполонов Е.М., Рыжков А.В., Сазонов К.В. Особенности эксплуатации ледоколов на мелководье. / «Мореходство и морские науки - 2011», стр.103.
17. Добродеев А.А. Оценка возможности использования двух ледоколов для проводки крупнотоннажных судов. / «Мореходство и морские науки - 2011», стр.109.
18. Тарануха Н.А, Кошкин С.В., Селиванов Е.И., Шадрин Н.П. Гравитационная буксировочная система для испытаний моделей судов. Расширение возможностей малых опытовых бассейнов при буксировочных испытаниях моделей. / «Мореходство и морские науки - 2011», стр.95.
19. Бурменский А.Д., Копытов С.М., Попов А.Ю. Модернизация измерительного комплекса Дальневосточного гидродинамического Опытового бассейна КнАГТУ. / «Мореходство и морские науки - 2011», стр.122.
20. Третья Сахалинская региональная научно-техническая конференция «Мореходство и морские науки - 2011». Решения – Shipdesign.ru/Sea/2011-02-15/Resume.html